Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Двадцать первое прекрасное имя Аллаха - «Аль-Басит» означает «Простирающий». Аль-Басит – это Тот, Кто простирает перед искренне верующим праведный путь в любом из жизненных испытаний и дарует от Своих щедрот без меры материальные и духовные ценности тем, кто уверовал в Него всей душой и соблюдает Его повеления. В Священном Коране говорится:
«Поистине, Господь твой щедро простирает удел, кому Он пожелает, и распределяет по мере, и уменьшает. Поистине, Он - Знающий о Своих рабах, Видящий». (17:30)
Также наряду с «Аль-Басит» упоминается другое имя Аллаха — «Аль-Кабид» (القابض — «Удерживающий», «Сжимающий»). При совместном упоминании Аль-Басит и Аль-Кабид отражается полная власть Аллаха над Своими творениями: если Он по Своей милости простирает и расширяет удел некоторым из творений, также Он по Своей справедливости удерживает и сжимает его для некоторых других. Всевышний Аллах в Коране сказал:
«Аллах удерживает и щедро одаряет, и к Нему вы будете возвращены». (2:245).
Имя Аллаха «Аль-Му‘ти» (المعطي — «Одаряющий») является близким по смыслу к «Аль-Басит» и упоминается вместе с ним в хадисе. Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал:
«Поистине, Аллах — Устанавливающий цены, Удерживающий, Простирающий, Наделяющий уделом».
Всевышний Аллах в Коране сказал:
«Скажи: «О Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. Всё благо — в Твоей Руке. Воистину, Ты способен на всякую вещь». (3:26).
Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Поистине, Аллах возвышает посредством этого Писания одних людей и низвергает других»
А после завершения молитвы (намаз), повернувшись к людям, Пророк (ﷺ) говорил:
«Нет божества, кроме Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, Ему надлежит хвала, и Он способен на всякую вещь. О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезно перед Тобой могущество могущественного»
Всевышний Аллах — Одаряющий и Лишающий. Никто не одарит тем, чего лишил Аллах, и никто не лишит того, чем наделил Он. Все эти деяния подчинены божественной справедливости и мудрости, все они заслуживают похвалы. Если Аллах унижает или лишает кого-либо, того требует сама божественная мудрость, и никто не сможет привести довод против Него. Если же Он возвышает кого-либо, щедро одаряя его благами, то это является сущим проявлением Его милости. Мусульманину следует признавать мудрость Аллаха. Ему надлежит признавать Его милость и благодарить Его языком, сердцем и телом. Аллах — Единственный, Кто вершит такие дела, и все они происходят сообразно Его предопределению. Он создал причины как для возвышения рабов и оказания им милости, так и для их унижения. Кто совершает поступки-причины, тот удостаивается их следствия, и каждому облегчается путь к тому, ради чего он был создан. Для тех, кому суждено стать счастливыми, облегчаются поступки, совершаемые счастливыми людьми, а для тех, кому суждено стать несчастными, облегчаются поступки, совершаемые несчастными рабами. Это обязывает рабов веровать в Единственного Аллаха, полагаться на Него в обретении всего желанного и усердствовать в совершении полезных поступков, ибо они есть предмет мудрости Аллаха.
- Отпускающий, Распростирающий души на простор;
- Расширяющий сердца по Своему благоволению;
- Преумножающий удел тех, кого пожелает;
- Щедро дающий блага всем творениям;
- Дающий средства к существованию и продлевающий жизнь.