Изучая исламскую историю, невозможно не поражаться научным и интеллектуальным способностям мусульман прошлого. От медицины до математики, от философии и искусства до физики и астрономии, в свой Золотой Век мусульмане прочно держались на передовых рубежах всех наук, совершая потрясающие открытия и развивая уже совершенные ранее. Когда люди думают о гигантах исламской науки, чаще всего на ум приходят философы Ибн Сина, Аль-Фараби, иногда Ибн аль-Хайсам, Аль-Хорезми и Ибн Халдун. Другим ученым, который был также вхож в величайшую научную элиту всех времен и народов, был эрудит из мусульманской Персии – Абу Райхан аль-Бируни. Он жил с 973 по 1048 гг. и большую часть своей жизни провел в Средней Азии и Индийском субконтиненте.
На протяжении своей выдающейся карьеры аль-Бируни стал экспертом в ряде предметов, включая историю, физику, математику, астрономию, лингвистику, сравнительную религию и науки о Земле. Несмотря на неблагоприятную политическую обстановку, с которой столкнулся мусульманский мир в его время, он сумел вознестись над нестабильностью и стать одним из величайших ученых в истории.
Ранняя жизнь
Аль-Бируни родился в провинции Хорасан на северо-востоке Персии в 973 году. Как и многие другие дети его времени, он получал образование с ранних лет, обучаясь арабскому и персидскому языкам наряду с исламскими и естественными науками. Уже в юные годы он проявлял особенный интерес к математике и астрономии, которыми он занимался под наблюдением выдающихся астрономов его времени.
В 20 лет он оставил свой дом в стремлении получить новые знания. За 3 года он объездил всю Персию, получая знания от ученых в различных областях. Когда он, наконец, добрался до Горгана в 998-ом году, он стал работать под покровительством местного правителя – Шамса аль-Ма’али Кабуса. В последующие 10 лет он жил в этом маленьком северном городе Ирана, проводя исследования, записывая книги и продолжая свое обучение.
Иллюстрация лунного затмения, выполненная аль-Бируни и аннотированная на персидском языке.
И в этот же период он записал свой монументальный труд, анализирующий историческую хронологию древних цивилизаций, наряду с ростом и падением империй. Книга предрекла ему будущее ученого в многочисленных науках, поскольку представляет из себя нечто большее, чем просто книгу по истории, – помимо исторических фактов она содержит результаты множества исследований из сферы естественных наук, астрономии и культуры к разъяснению исторических событий. Аль-Бируни, безусловно, стал одним из величайших умов своего времени благодаря своей деятельности в Горгане.
В Газни
Некоторые из своих больших трудов аль-Бируни написал, когда переехал в Газни под патронаж султана Махмуда. Газни был крупным городом того времени, расположенным на территории нынешнего Афганистана. Империя Махмуда простиралась далеко за пределы современного Афганистана, захватывая также территории современного Ирана, Пакистана и Индии. В этой мощной империи у аль-Бируни появились все ресурсы и возможности продемонстрировать свои способности в полной мере.
Отдельной удачей для аль-Бируни стал тот факт, что султан Махмуд регулярно совершал военные экспедиции в Индию, чтобы защищать свои владения на той территории. Махмуд привык брать аль-Бируни с собой во все эти военные кампании, вследствие которых аль-Бируни сталкивался регулярно с языком, культурой и религией Индии.
Наделенный уникальным умом, схватывающим моментально любые новые идеи, аль-Бируни быстро освоил санскрит, – язык индуистской литургии, что открыло ему всю область индийских книг для изучения и сравнения их с книгами из других частей мира. Он переводил книги с санскрита на арабский и персидский языки, и наоборот – с арабского в санскрит. Аль-Бируни твердо верил в то, что цивилизации должны стремиться изучать друг друга, а не уничтожать.
Благодаря своей способности к чтению древних индуистских текстов, аль-Бируни смог составить энциклопедию древней истории Индии, известную как «Китаб ат-Тарих аль-Хинд» (Книга истории Индии). В действительности, большая часть того, что известно сегодня о древней истории Индии, взято непосредственно из книги аль-Бируни. Тарих аль-Хинд не просто рассказывает читателю об истории Индии, она также свидетельствует о том, что аль-Бируни смог собрать в ней столько разных наук, чтобы понять в полной мере сам фон исторических событий. Книга эта является окном в индийскую философию, географию и культуру, в которые аль-Бируни погружался полностью, чтобы понять историю Индии. Также Тарих аль-Хинд считается одним из первых трудов всего мира по антропологии – учении о человеческом обществе и их развитии.
Научные открытия
Аль-Бируни помимо того, что стал экспертом в области индийской истории и культуры, находил время и для научных достижений. Благодаря своим путешествиям он имел возможность обнаруживать и исследовать лично различные географические особенности и выводить теории об их взаимосвязанности. Изучив образцы различных типов почвы реки Ганг, начиная с самого его источника и до Бенгальского залива, аль-Бируни сформулировал теорию об эрозии и том, как образовывается форма суши, особенно отметив роль воды в этом процессе.
В упомянутых исследованиях он обнаруживает окаменелости древних морских животных в горах, которые разделяют Индию от остального мира – Гималаев. Практически невозможно, чтобы медлительные морские улитки и прочие моллюски могли совершить такое большое путешествие в тысячи миль до горы и по горе, и Аль-Бируни приходит к выводу, что Гималайские горы, вероятно, в определенной своей точке были под океанской водой, и за миллионы лет постепенно переместились на свое текущее местоположение. Это непосредственно привело к современному пониманию тектоники плит, объясняющему движение и перемещение континентов за большие отрезки времени.
Аль-Бируни также первым открыл область геологии, собрав, изучив и разложив по категориям сотни металлов и драгоценных камней. Он описал их свойства, их образование и места, в которых предположительно они могут быть найдены. На протяжении сотен лет его книги о драгоценных камнях служили основным материалом для тех, кто ими занимался.
Аль-Бируни продолжил свою блестящую карьеру и в ранние 1000-ые, проводя успешные исследования в таких областях, как:
-
Вращение земли вокруг своей оси;
-
Как колодцы и источники выводят воду на поверхность;
-
Сочетание статики и динамики в изучении механики;
-
Вычисление и запись широты и долготы тысяч городов, что позволило ему вычислить направление к Мекке для каждого из этих городов;
-
Оптический характер теней, в частности их использование для расчета времени молитв;
-
Разделение научной астрономии от астрологического суеверия.
К 75-ому году своей жизни аль-Бируни удалось совершить большой прорыв в понимании многочисленных наук и явлений и немногим позже, в 1048-ом году, ученый скончался. Им было написано около сотни книг, большая часть которых не сохранилась до наших дней. Его невероятный интеллект, его потрясающие способности в изучении множества сфер и его умение сочетать, связывать и соотносить эти сферы между собой для более глубокого понимания каждой из них, сделали его одним из самых крупных мусульманских ученых всех времен. Его жизнь служит неоспоримым доказательством возможностей мусульманских ученых прошлого в расширении человеческих знаний и установлении новых рубежей в области науки. Также это указывает на способность лучших ученых преодолевать политические проблемы, войны, общей нестабильности для того, чтобы продолжать менять мир своими исследованиями и совершать свои великие открытия.
Библиография:
1. К. Аджрам (Ajram, K), «Чудо исламской науки» (The Miracle of Islamic Science), издательство Cedar Rapids: Knowledge House Publishers, 1992. Печать.
2. Ахмад Даллал (Dallal, Ahmad), «Ислам, наука и вызов истории» (Islam, Science, and the Challenge of History), Лондон: издательство Yale University Press, 2010. Печать.
3. Мухаммад Хан (Khan, Muhammad), «100 Мусульман» (The Muslim 100). Лестершир, Объединенное Королевство: издательство Kube Publishing Ltd, 2008. Печать.
4. Морган. М. (Morgan, M.), «Забытая история» (Lost History), 2007. Вашингтон: Национальное географическое общество.