Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Часть 4: Путь восстановления памяти о смерти в душе
Поистине событие, именуемое смертью, является очень пугающим явлением, наводящим страх и несущим в себе огромные опасности. Источник беспечности и недальновидности людей в отношении того, что касается смерти, кроется в отсутствии у них необходимых сведений и размышлений о смерти, а также в том, что они не вспоминают часто о ней. А те из них, которые говорят, что помнят о смерти, часто просто кажутся таковыми. Ибо они не вспоминают о смерти со спокойным сердцем, не находящимся в состоянии неведения. Напротив, их души и сердца постоянно заполнены мирскими заботами. Поминание смерти не вызывает в сердце такого человека появления какого-либо чувства оживления, действия, а в душе его – боли, горечи и страдания. В сущности, человек должен очистить своё сердце и выбросить из него всё, за исключением смерти; он должен каждый миг помнить о смерти. Ибо люди каждый день видят воочию, как предают земле немало знакомых людей. Человек должен думать о смерти, представлять себе её в виде средства для передвижения, предназначенного для путешествия по опасному, крутому и обрывистому пути. Или видеть смерть в виде бескрайнего океана и представлять себе, будто бы он совершает путешествие среди опасностей и громадных океанских волн.
Разве может тот, кто собирается в такое путешествие, думать о чём-нибудь ином, если он знает об опасностях, ждущих его? Разве может быть у него в голове какая-то другая мысль, кроме мысли о том, как он может спастись, пройдя самым наилучшим образом по этому пути, если нет другого выхода и другого пути, кроме этого? Если кто-либо действительно преуспеет в том, чтобы поселить истину, именуемую смертью, прямо в своём сердце, если он выработает такое состояние, чтобы помнить о смерти каждое мгновение, то тогда эффект её воздействия на него увеличится. Когда это будет выполнено с успехом, когда это будет достигнуто, в дальнейшем радость и счастье от мирского благополучия уменьшатся, и убавится любовь и тяга к земному, а мирские желания, поселившиеся у него в душе, умрут. Самым прекрасным и убедительным способом воспитания этого в человеке - напоминание о современниках и товарищах. Если у него были товарищи, которые умерли, или знакомые, обладающие властью, положением и возможностями, которых тоже уже нет, человеку следует напоминать о них. Следует напомнить о том, как они выглядели, какое положение занимали в обществе. Следует напомнить о том, как могила даже этих людей забрала к себе, как сгноила и превратила в прах их красивые, милые лица, их статные фигуры. И как, отделив друг от друга части их тел и рассыпав их, привела всё в состояние хаоса. Их кости истлеют, и от них не останется и следа. Следует рассказать о положении оставленных ими жён и мужей, осиротевших детей. Следует напомнить о том, как безрассудно тратили они свое богатство. Нужно вспомнить и о том, как их освободившиеся места в мечетях остаются пустыми.
Нужно понять, что от них не осталось даже следов. Если таким образом говорить с человеком, душа его приобретёт подробные знания, связанные со смертью умерших товарищей и знакомых; если заставить его воображение нарисовать картину того, какой вид приобрел милый сердцу облик этих людей в могиле; если вызвать в памяти человека картины того, каким весёлым и молодым был один из умерших; как он жил на этой земле в суете и трудах, вообще не думая о смерти; как обманывался и заблуждался всё время, придавая значение мотивам и следствиям, – вот тогда это послужит уроком для человека, дабы он образумился и внял голосу разума. Одновременно следует напомнить человеку о том, что он постоянно ориентируется на свою молодость и силу, не думая, что однажды постареет и станет немощным и слабым; о том, что он желает проводить каждый день своей жизни весело, шутя и забавляясь; несмотря на смерть, постоянно забирающую людей перед его глазами, живёт беспечно и не имеет знаний о ней.Человеку следует таким образом напоминать о том, что он обречен на гибель и уничтожение. Ему следует напоминать о том, как он прежде был жив и скор в своих движениях, а теперь его суставы и кости постепенно дряхлеют и разрушаются и когда-то рассыпятся и отделятся друг от друга. Нужно напомнить о том, как прекрасно говорил умерший человек, а теперь язык его, произносивший прекрасные речи, изъеден в могиле насекомыми и червями; как человек когда-то смеялся, и как могила поглотила его зубы, одержав победу над ними.
Человек ради будущего метался, лез из кожи вон, трудился и приобрёл столько много добра, в котором не было потребности. В то время как ему оставалось жизни один месяц, он накопил столько, что хватило бы на двадцать лет. Однако человек пребывает в неведении о том, что может навлечь смерть на себя. Смерть внезапно и без предупреждения пришла и постучала в дверь в тот самый момент, которого человек не взял в расчёт. Как раз в тот самый миг он увидел лик Ангела смерти. Тот Ангел шепнул ему в ухо благую весть о рае или же крикнул в ухо об аде с силой, равной силе мук ада, так громко, что барабанная перепонка могла бы лопнуть.
Абу Дарда (да будет доволен им Аллах), говорил так: «Вспоминая об умерших людях, старайся считать себя одним из них».
Абдуллах бин Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: «Истинно счастливый человек тот, кто извлекает для себя уроки, глядя на другого».
Умар бин Абдуль Азиз (да смилостивится над ним Аллах) говорил: «Разве вы не видите, как ежедневно, утром или вечером, кого-то из ваших знакомых вы отправляете в путь, чтобы он предстал перед Всевышним Аллахом? И вы хороните того, кого отправляете в последний путь. Человек обретает себе ложе в земле. Покидает свою жену и друзей. Все дела, которые он мог бы выполнить, остаются отныне позади».
Для того чтобы человек смог стать обладателем подобных мыслей и суждений, а также для того, чтобы он не забывал о смерти, ему следует посещать могилы и навещать больных людей. Такие посещения будут напоминать человеку о смерти, и это даже может превратиться у него в состояние обязанности, о которой он не будет забывать. Отныне смерть будет всегда перед его глазами, и он не будет забывать о ней. Человек, достигший такого состояния, впредь начнёт совершать приготовления к смерти и к жизни после смерти. Он начнёт обращать своё внимание на то, чтобы отдалиться от толпы и блеска этого обманчивого мира. Или иначе всё будет выглядеть так, как будто человек помнит и говорит о смерти, не думая о ней всерьёз, не поселяя страха смерти в своей душе, а это не способствует его интересу, его пользе и не обеспечит ему того, чтобы он был бдительным в отношении подготовки себя к жизни в потустороннем мире.
Если человек испытывает в том или ином смысле удовольствие от земного, или есть что-то из мирского, что ему нравится, то он должен сразу же вспомнить о смерти. Пусть это удовольствие и этот вкус не заставят его забыть о смерти, и пусть он поразмыслит о том, как ему обособиться от них.