Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Часть 13: Рассказ об унынии, вызываемом встречей с Азраилем, изложенный языком фактов
Здесь мы приведём ряд рассказов обладателей знания о состоянии человека, находящегося при смерти, когда у него проявляются определённые признаки её; их высказывания о чувстве тоски и сожаления, которое охватывает человека, особенно когда Ангел смерти предстаёт перед ним. Также здесь мы приведём и рассмотрим выдержки о состоянии переживших это событие.
Аш`ас бин Аслям говорил так: «У Ангела смерти было два глаза, один из которых находился на его лице, а второй – на затылке. Пророк Ибрахим спросил у Азраиля: «О Ангел смерти! Как ты поступишь, если один человек находится на востоке, а другой – на западе, и у обоих совпадет время смерти? Скажем, в каком-то месте разгорелась эпидемия чумы, а в другом два войска сражаются друг против друга, что ты сделаешь в такой ситуации?». Ангел Азраил отвечал: «Обращаясь к душам, я призову их: «Души, явитесь с позволения Аллаха!» И они, тотчас явившись, помещаются между двумя пальцами моей руки. Земная поверхность лежит распростёртой передо мной, словно плоская чаша. С неё я беру всё, что пожелаю».
Сын пророка Дауда, благородный Сулейман (алейхуммассалям), сказал, обращаясь к Азраилу, так: «Смотрю я, ты среди людей не поступаешь по справедливости, не действуешь согласно правосудию! Забирая душу одного человека, ты оставляешь жить другого». Ответ Азраила был таким: «В этом я не более компетентен, чем ты. Однако передо мной кладут некоторое количество страниц с именами, я же действую в соответствии с ними».
Вахб бин Мунаббих рассказывал: «Один король решил немного побродить по свету. Чтобы одеться, велел принести ему платье. Однако принесённое платье не пришлось ему по вкусу. Тогда он велел принести второе платье, но и оно ему не понравилось. В конце концов, перебрав несколько платьев, он выбрал одно. Он надел его. Потом он потребовал себе коня. Однако приведённый конь ему не понравился. Таким образом, после того как ему показали нескольких коней, он выбрал одного из них – самого красивого – и сел на него. В этот момент появился Иблис и дунул ему в нос, заполнив его гордыней, высокомерием и спесью. Наконец, король вышел в путь вместе со свитой и приближенными. Король из-за своего высокомерия смотрел на всех свысока. Вдруг дорогу ему преградил плохо одетый невзрачный человек и поздоровался с ним. Король не ответил на его приветствие. А тот, поймав за поводья королевского коня, не давал ему пути. Король возмущенно вскричал: «Кто ты такой, чтобы удерживать меня? Уйди с моей дороги! Убирайся прочь!» Человек, не отпуская поводьев, сказал: «У меня есть важное дело к тебе. Это очень важно для тебя!» Король ответил: «В таком случае, я сойду с коня». Однако человек сказал: «Нет, я хочу сделать это дело до того, как ты сойдёшь с коня». И не отпустил поводьев. Король сказал ему: «В таком случае скажи, что ты хочешь». Человек ответил: «Нет, нельзя. Это – секрет». Тогда король нагнулся к нему, и тот тихо сказал ему на ухо: «Я – Ангел смерти!» Лицо короля побледнело, а язык стал заплетаться. Он сказал Ангелу смерти: «Дай мне разрешение вернуться к своим детям, я закончу свои дела и попрощаюсь с ними!» Ангел смерти забрал его душу, сказав при этом: «Нельзя! Не получится! Клянусь Аллахом, ты больше не увидишь ни своей семьи, ни свои сокровища. Ты не вернёшься к ним во веки веков». Человек, как бревно, рухнул на землю. Ангел смерти продолжил свой путь.
Точно так же он встретился с му`мином – верующим в Аллаха рабом. Поздоровался с ним, тот так же ответил на его приветствие. Ангел смерти сказал этому человеку: «Мне нужно сказать тебе одну вещь, но я хочу сказать тебе о ней тихо, на ухо». Он прошептал на ухо человеку: «Я – Ангел смерти!» Человек сказал: «Добро пожаловать! Ты принёс радость. Ты припозднился. Клянусь Аллахом, несмотря на твой поздний приход, я ждал тебя, надеясь, что ты придёшь раньше. Я с тоской ждал твоего прихода». Ангел смерти сказал ему: «Пойди, соверши то, что тебе нужно совершить и ради чего ты вышел в путь, а потом возвращайся!» На что человек ответил: «Клянусь Аллахом! Для меня самой большой потребностью и самым огромным желанием является желание, как можно раньше встретиться с моим Господом!» Ангел спросил у него: «В таком случае, оставляю выбор за тобой. В каком состоянии мне забрать твою душу?». Человек ответил ему: «Хорошо, а разве не ты являешься ответственным за это?». Ангел ответил ему: «Да, мне был дан этот приказ». Человек сказал: «Ну, раз так, то позволь мне вначале совершить омовение и встать на намаз, а ты забери мою душу в тот момент, когда я буду совершать земной поклон». И Ангел забрал душу человека в тот самый момент, когда он находился в земном поклоне (сажда)».
Абу Бакр бин Абдуллах Музани говорил: «Один человек из сыновей Исраила накопил богатство. Находясь при смерти, он сказал своим детям: «Покажите мне всё моё добро». И дети показали ему коней, верблюдов, рабов и ещё много всего, что у него было. Человек от тоски по ним и сожаления стал плакать. Ангел смерти застал его плачущим. «Что ты всё плачешь? Во имя Аллаха, давшего тебе всё это, я не уйду из твоего дома, пока не отделю твою душу от тела». Человек сказал: «Если так, то дай мне срок, я раздам это добро». Ангел ответил: «Не будет больше у тебя никакого срока. Разве ты не мог это сделать до того, как явится твоя смерть?». Сказав так, ангел забрал душу этого человека».
В одном предании говорится, что один человек, не переставая, копил мирское добро. Он купил все богатства, какие только существуют, построил дворец, поставил очень надежные ворота, а при них – сторожей и охранников. Потом, собрав своих домочадцев и своё окружение, приготовил им угощение. Удобно устроился в своём кресле, закинул ногу на ногу и, обращаясь к самому себе, сказал: «О мой нафс! Я скопил добра в достаточной для тебя степени». Едва человек успел произнести это, как показался Ангел смерти в истрёпанной, старой одежде, с перемётной сумой на плече, похожей на те, с которыми ходят нищие. Он постучал в дверь с такой силой, что все, кто был в доме, подскочили на месте. Человек так же сидел, удобно развалившись в кресле, но был напуган. Слуги побежали к дверям и спросили у стучавшего: «Что тебе нужно?». Он ответил: «Позовите мне вашего хозяина». Слуги сказали: «Разве наш хозяин выйдет к тебе, обычному человеку?!» Он ответил: «Выйдет». Слуги немедленно доложили об этом хозяину. Человек стал бранить их, говоря: «Почему вы не прогнали его прочь от дверей?». Тогда Ангел смерти постучал в дверь во второй раз, гораздо сильнее. На этот раз туда поспешили сторожа и остальная прислуга. Ангел смерти в облике человека сказал прибежавшим к двери людям: «Сообщите ему, что я – Ангел смерти». У всех, кто слышал эти слова, души похолодели от страха. Теперь их хозяин стал бледным, и его охватил ужас. Он сказал прислуге: «Пойдите и спросите у него – не заберёт ли он душу одного из моих слуг, вместо моей?». Но ангел вошёл внутрь и сказал: «Делай со своим добром, что хочешь, но я не выйду отсюда, пока не заберу твою душу». Человек сказал: «Принесите сюда моё богатство». Когда его богатство было поставлено перед его глазами, он сказал: «Да покарает Аллах Своей карой такое имущество, как ты! Да ляжет на тебя проклятие Аллаха! Ты всегда отвлекал меня от служения Аллаху. Ты всегда стоял между мной и моим Господом». Аллах дал его добру обрести дар речи. И оно, заговорив, сказало: «Почему ты всё время бранишься в мой адрес? Ведь благодаря мне ты был вхож к королям и государственным деятелям. А обладающие праведностью и благочестием люди были не вхожи сюда. Ты, благодаря мне, проводил время с любой, желанной тебе женщиной, находился рядом с государственными людьми. Ты тратил меня и расточал, пребывая на дурном пути, и я не избегало тебя. Если бы ты расходовал меня, пребывая на пути Аллаха, то тогда я непременно оказалось бы полезным для тебя. И человек, и я созданы из земли. Поэтому, в то время как некоторые люди умирают, пребывая на пути добра, другие умирают, пребывая на пути зла». И Ангел смерти забрал душу этого человека, и человек упал бездыханно на том же месте, где находился».
Вахб бин Мунаббих говорил: «Ангел смерти взял душу одного тирана. Не было на земле другого деспота, равного ему. Потом Ангел смерти вознёсся к небесам. Ангелы на небесах спросили у Азраиля: «Кому ты посочувствовал больше всего из тех, у кого ты до сего момента забрал жизнь?». Он ответил: «Мне было поручено забрать душу у женщины, находившейся в пустыне. Когда я отправился, чтобы взять её душу, она только-только родила ребёнка. Меня, поистине, сильно огорчило то, что женщина там совсем одна, и что ребёнок останется один. Я посочувствовал и женщине, и новорожденному. Ибо они находились в пустыне. Со смертью матери у ребёнка не оставалось никого, кто мог бы ухаживать за ним». Тогда ангелы, задавшие ему вопрос, сказали: «Так вот, тиран, которому нет равных, и у которого ты только что взял душу, был тем самым ребёнком, оставшимся в одиночестве в пустыне». Ангел смерти выразил своё изумление: «О мой Господь, поступающий деликатно и благосклонно к тому, к кому пожелает!.. Он превыше всех недостатков и свободен от них!».
Когда наступает середина месяца Ша’бан, ночью Ангелу смерти дают один свиток. «Вот в этом свитке, данном тебе, написаны имена тех, чьи души ты возьмёшь в течение этого года», – говорится ему.
Ата бин Йасар говорил: «Имя человека стоит в свитке тех, кто умрёт в течение года, однако он не знает об этом ничего, и поэтому сажает саженцы, женится, строит дома. Но смерть приходит и настигает его».
Хасан Басри говорил: «Почти каждый день Ангел смерти трижды обходит все дома. Если в каком-то доме он увидит, что чей-то ризк иссяк, и пришла его смерть, он тотчас же забирает его душу. Когда семья умершего и его близкие плачут и причитают над покойником, Ангел смерти, стоя в проеме двери, говорит: «Клянусь Аллахом, не я съел его ризк, не я прожил его жизнь, не я определил его смертный час. Более того, я буду посещать вас всякий раз, когда будет наступать ваше время, и мои визиты будут продолжаться до тех пор, пока не останется никого из вас».
Хасан Басри говорил: «Клянусь Аллахом! Если бы плачущим людям стали видны положение и степень Ангела смерти и слышен его голос, то они определённо оплакивали бы себя, оставив похороны и тела своих близких». Йазид Раккаши сказал: «Один деспот из сыновей Исраила сидел на своём троне. Он был в окружении своей семьи. Однако… Кто-то вошёл в дом. В гневе он вскричал: «Кто ты? Кто впустил тебя в дом?». Человек отвечал: «Меня впустил в дом его хозяин. Что касается меня, то для меня нет преград, и никакой замок не является препятствием. Я, даже входя к королям и государственным лицам, не нуждаюсь в их разрешении. Я не боюсь тех, кто пытается упрямиться и упорствовать, рассчитывая на роскошь, великолепие и силу. Никакой жестокий правитель не сможет служить препятствием на моём пути и не спасется от меня. Даже никакой свирепый шайтан не спасется от меня!». Йазид Раккаши продолжал свой рассказ так: «Тот грубый, непокорный и злой человек в руках Ангела смерти рухнул, задрожал, затрепетал, растянувшись на земле вниз лицом. Потом он, подняв голову, подавленно спросил: «Ты – Ангел смерти?». Ангел ответил ему: «Да, это я!» Непокорный, злобный, глупый человек продолжал: «Неужели ты не можешь дать мне хотя бы немного времени, чтобы я смог выполнить данные мною обещания и свои обязанности?». Однако Ангел сказал ему: «Ты завершил свой срок. Теперь проживаешь свои последние мгновения. К тому же, я не нахожу какой-либо причины, позволяющей отложить твой срок!» Человек-деспот спросил: «В таком случае, куда ты отправишь меня?». Ангел ответил: «Туда, куда ты направил свои деяния, совершив их ранее». Потом продолжил: «Я отправлю тебя в твой дом, который ты ранее построил и приготовил для себя». На что тиран отвечал: «Я не совершал благочестивых и праведных деяний. Я не сумел построить там для себя прекрасный, хороший дом». Ангел сказал: «Тогда я отправлю тебя в пламя ада, горящее с шумом и треском, поджаривающее мозги. Описать его невозможно!» Сказав это, Ангел забрал его душу, и человек упал бездыханно на глазах своей семьи. В это время люди, окружавшие его, зарыдали и запричитали. Йазид Раккаши говорит: «Если бы те, кто причитает по поводу умершего, могли на самом деле знать о собственном конце жизни, то тогда плач их стал бы иным».
Хайсама передаёт, что он слышал от Амеша Хайсама: «Ангел смерти явился к пророку Сулейману – сыну пророка Дауда. Он постоял, внимательно глядя на одного из людей, находившихся на сохбете у пророка Сулеймана, а затем вышел. Поскольку человек, на которого внимательно посмотрел Ангел смерти, был обеспокоен этим, он спросил у пророка Сулеймана: «Кто этот человек?». Когда тот сказал, что это был Ангел смерти, человек поделился с ним: «Он смотрел на меня непрерывно, и у него был такой вид, словно он ищет меня». Пророк Сулейман ответил: «В таком случае, как ты желаешь, чтобы я поступил? Что мне сделать для тебя?». А человек сказал: «Хочу, чтобы ты спас меня от него. Хочу, чтобы ты приказал ветру перенести и оставить меня в самом отдаленном уголке Индии». Пророк Сулейман дал приказ ветру, и тот выполнил то, что ему было велено. После того как человек был унесён ветром, Ангел смерти во второй раз явился к пророку Сулейману. Сулейман спросил у него: «Ты внимательно, не отводя взгляда, смотрел на человека, который посещает мои сохбеты. Почему?». Ангел смерти ответил ему: «Да, мне приказано немедленно взять душу этого человека, и местом его смерти указан какой-то самый отдалённый уголок Индии. А между тем, человек сидел здесь, возле тебя. Поэтому я пребывал в состоянии удивления и растерянности».