Вопрос:
Ассаламу алейкум уважаемая администрация сайта!
Недавно прочитал статью на сайте
www.qazaquni.kz где автор обвиняет ДУМК и некоторых проповедников в пропаганде салафитского вероубеждения и арабских традиций. В частности, акцент сделан на устаза Армана Куанышбаева. Автор данной статьи утверждает, что проповедники ДУМК отрицают казахские традиции и ведут скрытую пропаганду арабских ценностей и традиций. Более того, утверждает, что те ценности Ислама, о которых говорят проповедники ДУМК являлись и являются чуждыми элементами для казахов:
«Себебі, ҚМДБ уағызшылары тарапынан жүргізіліп жатқан уағыздар араб дәстүршілдігін ғана негізге алып, араб дәстүршілдігі шеңберіне сыймайтын қазақтың дәстүрлі діни таным негіздері Исламға жат элементтер ретінде көрсетіліп, халық санасында оларға қарсы теріс көзқарас қалыптастырылуда».
И хотя в статье и упоминается имя А.Сманова, но вся «грязь» вертится вокруг личности Армана Куанышбаева и в качестве довода приводит некоторые его видеолекции. Так, автор уверяет, что Шариат, свойственный арабам был чуждым для казахов и что все знания наших предков были основаны только на знаниях из тариката:
«Өйткені, қазақ халқының дәстүрлі діни танымы осы тариқат жолы шеңберінде қалыптасып, өзінің рухани-мәдени мұрасын осы негізде қалыптастырып, біздерге мұра еткен»,
ибо Шариат – это свод законов, призванных регламентировать общественные отношения только определенного общества:
«Шариғат сөзін қазақ тіліне тікелей аударатын болсақ, «заң» деген мағынаға саяды. Толығырақ айтар болсақ, шариғат діннің белгілі бір қоғам үшін белгілеп берген заңдылықтар жүйесі. Осы жүйе қоғамның діни танымы негіздерін де, қоғамдық қатынастарды реттеу жолдарын да, рухани, мәдени болмысының шеңберін де айқындап береді. Бұл негізінен араб дәстүршілдігіне тән екендігін ескерткеніміз жөн. Себебі, араб қоғамында дін мен шариғат арасы ажыратылмаған. Сонымен бірге, иман мен амал да бір деп есептелінеді. Біртұтас қарастырылады».
Более того, автор утверждая, что религия всегда была одна – Таухид, а шариат всегда разный, говорит, что если какой-то народ принял Ислам, то ему не следует отказываться от тех религиозных обрядов и традиций, которых этот народ придерживался и соблюдал до Ислама, так как Аллах для каждого народа дал свой, характерный для их местности и природных особенностей, шариат. А отказ от такого «шариата» означает непокорность Аллаху:
«Демек, Исламда жаңа дінді қабылдаған халықтың бұрынғы дінінен қалған әдет-ғұрып, салт-дәстүрлерінен толығымен бас тартуының қажеті жоқ. Әр халықтың тұрған жеріне, табиғат ерекшеліктеріне орай Жаратушы әрбір халықтың өзіне ылайықты шариғатын қалыптастырады. Тілін, әдет-ғұрып, салт-дәстүрін берді. Бұлардың барлығы әр халыққа Жаратушының Өзі өлшеп-пішіп берген нығметтері болатын. Ол нығметтерден бас тарту Алланың әміріне қарсы шығу болар еді».
Хотел бы узнать ваше мнение относительно всех этих моментов, утверждаемых автором статьи про тарикат, о роли Шариата у казахов и об обвинений, выдвинутых автором в адрес ДУМК и Армана Куанышбаева.
Ответ:
Уа алейкум ассалам уа рахматуЛлахи уа баракатух.
1. Арман Куанышбаев является приверженцем Ахлю Сунна уаль Джамаа и следует ханафитскому мазхабу. Нигде в его лекциях мы не слышали, чтобы он проповедовал салафизм. Наоборот, то, что говорит Арман Куанышбаев, соответствует классическим суннитским школам акыды, фикха и тасаввуфа. Более того, Арман Куанышбаев опровергает салафитов и делает это убедительно, спасая, тем самым, многих мусульман от того, чтобы стать жертвами заблуждений и сектантских воззрений.
2. Ислам не делит ценности на арабские или казахские, но делит их на исламские и не-исламские. Исламские ценности являются общими для всех мусульман, независимо от их национальности. Поэтому казахам-мусульманам никак не могут быть чужды исламские ценности, если они изучают и соблюдают свою религию. Они могут быть чужды только не-мусульманам.
Однако традиции казахов могут отличаться от традиций арабов и других народов, и в этом нет никаких проблем, если эти традиции не противоречат Шариату. В этом случае, наши традиции и культуры делают нас разными и интересными друг другу, но наша религия нас всех объединяет.
3. Шариат не может быть чужд казахам-мусульманам, поскольку Шариат - это установления Аллаха, а мусульманин - это тот, кто уверовал в Аллаха и покорился Ему. Человек не может считаться мусульманином, если он не признает Шариат. Оправдание может быть только по невежеству, но только до тех пор, пока до не был донесен довод.
4. Тарикат не может быть вне Шариата, поскольку отрицание Шариата - это отказ от того, что вменил людям Аллах. Кто отказывается от Шариата, того не спасет никакой тарикат. Тарикат можно сравнить со вторым этажом здания Единобожия, первый этаж которого - Шариат. Если нет первого этажа, не будет и второго.
На нашей земле и на территории всей Средней Азии, большую роль в распространении Ислама действительно играли суфийские тарикаты и их последователи (дервиши, мюриды, брадары). Но правильными тарикатами были только те, которые соответствовали Корану и Сунне, т.е. - Шариату. АльхамдулиЛлях, можно сказать, что большинство тарикатов на территории Мавераннахра были правильными, чему свидетельствует распространение и укрепление ханафитского мазхаба и матуридитской акыды в этом регионе.
Те, кто утверждает, что Шариат и тарикат могут или должны существовать независимо друг от друга, сами гораздо ближе к салафитам, чем те, кого они обвиняют, поскольку именно салафиты отрицают соответствие суфизма Шариату, и любую возможность этого.
5. Автор прав в том, что истинная религия всегда была одна и она всегда состояла из одного вероубеждения (акыды), но могла иметь разные Шариаты, которые передавались через разных Посланников Аллаха, мир им всем. Однако, после того, как на землю был послан заключительный Посланник - Мухаммад, салаЛлаху алейхи уасаллям, он принес последний Шариат для всех людей. Это значит, что все предыдущие Шариаты отменены, а новых быть не может.
Поэтому все мусульмане должны следовать тому Шариату, который принес Пророк Мухаммад, салаЛлаху алейхи уасаллям. Разногласия по установлениям Шариата могут быть только в рамках суннитских мазхабов, поскольку каждый из мазхабов опирается на доводы из Корана и Сунны, которые также являются общими для всех, а не только для арабов.
6. Если какой-то народ принял Ислам, ему необязательно отказываться от тех традиций, которые не противоречат Исламу, даже если эти традиции существовали до Ислама. Ислам исправляет или отменяет только те традиции, которые противоречат Исламу. Что касается религиозных обрядов, то в отношении них следует проявлять крайнюю осторожность. Основа в обрядах поклонения - это запрет на то, что не было установлено ясным доводом, тогда как основа в мирских делах - это разрешение всего того, что не было запрещено. По всем сомнительным религиозным обрядам необходимо консультироваться у надежных алимов Ахлю Сунна уаль Джамаа.
Подведя итог, скажем:
Обвинения в адрес Армана Куанышбаева необоснованны, предвзяты и притянуты, и не соответствуют тому, что нам известно о нем.
Размышления и заключения на тему Шариата и тариката по многим пунктам ошибочны и основаны либо на сомнительных и недостоверных источниках, либо на собственных фантазиях и заблуждениях. Авторам статьи следует уточнять неясные для себя вопросы у обладателей знаний, и не говорить о том, о чем этих знаний нет.
А Аллах знает лучше.