О чем молчит Adam bol?
Вместо справедливых извинений за клевету, в адрес устаза посыпались многочисленные упреки, что он потребовал слишком большую сумму от тех, кто всего лишь его опорочил.
Другая часть упреков была посвящена тому, что он вообще подал в суд, поскольку в Исламе нет такого понятия, как компенсация за моральный ущерб. Ну, оскорбили и оскорбили, оклеветали и оклеветали. Ничего. Потерпи. Ты же имам. Покажи людям пример всепрощения. Ударят тебя по правой щеке – подставь левую. Ударят по левой – правую. И прощай их, прощай их, прощай их, Божий ты человек.
Инициаторами и участниками всех этих обсуждений, зачастую в самой неприятной форме, являются сотрудники «Адам бол», их родственники, друзья и сочувствующие знакомые.
Сам «Адам бол», разумеется, представлен как жертва политических репрессий, направленных против единственного свободного источника информации в нашей стране.
Ситуация усугубляется еще и тем, что «Адам бол» закрывают. Правда, не из-за иска имама, а по совсем другим причинам, которые никак не связаны между собой. Однако сторонники всеобщего заговора уже видят в этом звенья одной цепи.
Мы тоже видим в этом определенную закономерность, но только другую. Заключается она в следующем: сначала несправедливо поступаешь ты, затем несправедливо поступают с тобой. И тогда, как это ни парадоксально звучит, наступает справедливость.
Не хочется злорадствовать и танцевать на костях ставшего нам по невыясненным причинам оппонента, равно как и изображать скорбь. Однако хочется прояснить ситуацию и ответить тем, кто продолжает мусолить эту тему.
Предупредим сразу, что речь идет только о статье против устаза Ерсина. С остальным творчеством журнала мы не знакомы и знакомиться далее уже не хотим. Тому, кто был уличен во лжи, тяжело поверить, даже если он скажет правду.
Итак, для того, чтобы лучше понять происходящее, необходимо вернуться не к моменту судебного разбирательства, и даже не к выходу статьи на «Адам бол», а на несколько месяцев ранее. А именно, к 30-му ноября 2013 года, когда на сайте Azan.kz был опубликован 8-часовой диспут по акыде, между устазом Ерсином и представителем казахстанских салафитов - Октамом Заурбековым.
Целью встречи с салафитами была попытка донести до них информацию о классических суннитских школах богословия, и вернуть радикальные и потенциально радикальные элементы в русло суннитских мазхабов. Диспут был опубликован без каких-либо сокращений и каждый желающий мог его прослушать.
Неожиданная для салафитов убедительность доводов устаза Ерсина привела к тому, что некоторые из них отказались от своих убеждений, а их наставники и проповедники из Саудовской Аравии запретили слушать этот диспут вообще. Но этим проигравшая сторона не ограничилась. Понимая, что они не могут отстоять свои взгляды в открытом и честном разговоре, салафиты стали действовать другим, более приемлемым для них способом.
Это и положило начало той самой травле, результатом которой стала серия заказных статей в Казнете, где устаза Ерсина пытались представить то скрытым шиитом, то хабашитом, то международным террористом, то еще кем-то.
Несмотря на то, что большинство этих статей были опубликованы без указания имен авторов, их всех объединяла одна задача – дискредитировать, заклеймить и опорочить Ерсина Амире, сайт Аzan.kz и сам диспут в глазах не понимающей общественности. Напугать обывателя непонятными для него словами и течениями, названия которых ему ни о чем не говорят, и потому звучат еще страшнее.
Помимо исламских статей на неисламских ресурсах, где основная публика не разбирается в тонкостях богословия, появилось огромное количество безликих троллей и фэйковых аккаунтов в социальных сетях, которые стали распространять эти статьи и самодельные ролики примерно такого содержания: «Смотрите, Ерсин Амире взял в руку телефон! Шииты тоже так делают! Он – шиит!». Ну и прочие нелепости.
Вместе со всей этой безымянной армией троллей и фэйков, на сцену вышла «тяжелая артиллерия», представленная просалафитскими экспертами. Она начала петь о том, что диспут – это очень плохо и надо запретить всякие диспуты с салафитами, а то они разозлятся и начнут всех гасить. В общем, нельзя трогать акыду и салафитов.
Обо всем этом мы писали еще за месяц до выхода статьи в «Адам бол». Тем не менее, статья сумела нас удивить своей наглостью. Ведь одно дело, когда клевету такого масштаба пишут никому неизвестные аккаунты под вымышленными именами, и совсем другое, когда это выходит в позиционирующем себя, как борца за правду, журнале.
Вот только правды там оказалось меньше всего.
Одно только название чего стоит - «Казахстанский фронт сирийской войны. Наша страна втянута в глобальное суннитско-шиитское противостояние», на фоне людей в масках с поднятыми вверх автоматами. Не живи мы здесь, подумали бы, что в Казахстане идет реальная война шиитов с суннитами, где шиитами жирным намеком обозначается Духовное управление мусульман Казахстана, а суннитами, как это ни странно, - салафиты.
Однако это только начало. Далее, разворачивается такая геомаразматическая фантазия, что трудно понять, где человек откровенно лжет, а где искренне бредит. Картина, грубо говоря, получается следующая: в ДУМК проникла секта хабашитов, которую возглавляет муфтий, а один из ее видных представителей – Ерсин Амире, является иранским агентом и периодически выезжает зарубеж, где получает приказы Тегерана и ценные указания от мировых хабашитов, как захватить духовную и политическую власть в Казахстане и разложить суннизм.
Так прям и говорится: «Победа над салафизмом в Казахстане для хабашитской секты стала бы мощным стимулом для дальнейшей работы по разложению суннизма». В общем, нельзя побеждать салафизм в Казахстане.
Далее, автор делает прогнозы, которые ожидают Казахстан в результате деятельности устаза Ерсина: в международной политике это осложнения с Турцией, Египтом и странами Залива; во внутренней – убийство многотысячных салафитских общин по всей стране, залитой их кровью.
Так, с легкой руки автора, устаз Ерсин неожиданно для себя выскочил на совершенно новый и доселе неизвестный ему международный уровень разведки и терроризма. Еще бы чуть-чуть фантазии и смелости автору, и он бы перешел от международных войн к межгалактическим.
Статья также изобилует фотографиями устаза, взятыми с его страницы в Facebook, и конспирологическими комментариями к ним, где автор в очередной раз демонстрирует чудеса отсебятины.
Трудно представить, что может испытать обыватель, прочитав эти ужасы, но человек, который владеет информацией об Исламе и знает ситуацию изнутри, сразу определит, что это заказ. Написать такое могли либо сами салафиты, либо под их диктовку, и наверняка, материальное вознаграждение.
Примечание: течение салафитов - явление неоднородное. В Казахстане, да и по всему миру, они разделены на хариджитов, мадхалитов, суруритов и другие подгруппы, которые зачастую противостоят друг другу. Однако всех их объединяет одна акыда (вероубеждение).
Для нас не является секретом, какая именно из этих групп ведет эту игру, однако ввиду отсутствия явных доказательств, мы не будем называть их имена. Скажем лишь, что эта группа оказалась умнее, а вместе с тем и подлее других, и формально провозгласила ханафитский мазхаб. Именно к ней относятся те самые «эксперты», которые вещают на различных не–исламских ресурсах и непонятным для обывателя языком рассуждают о вреде теологических диспутов с салафитами.
Далее, после выхода статьи в печать, устаз Ерсин, а вместе с ним и все мы: его коллеги, друзья, ученики и хорошие знакомые, поддержали решение подавать в суд. Такие вещи необходимо пресекать сразу, чтобы люди научились нести ответственность за ту ложь, которую они сознательно возводят.
Однако сразу это не произошло. Прежде, чем подавать в суд, устаз предпринял попытку мирного урегулирования и обратился лично к «Адам бол», о чем журналисты и руководство журнала почему-то говорить не любят. Они любят говорить лишь о том, что предлагали опубликовать опровержение, но имам пожелал денег.
На самом деле, изначально денег вообще никто не просил и в суд не подавал. Через месяц после выхода статьи – 26-го апреля 2014 года, в журнал «Адам бол» было оправлено письмо от Ерсина Амире, с требованием опровергнуть опубликованную ими статью.
4-го мая 2014 года письмо было доставлено и вручено журналу. Ответа ждали в течение двух месяцев. За это время не было предпринято ни одной попытки узнать, связаться, извиниться, уладить, исправить, разобраться, сделать хоть что-то. Полный игнор.
Видимо, «Адам бол» был занят новыми «разоблачениями» общественных и государственных пороков. Это ведь гораздо важнее, чем пороки собственные. И уж тем более, это важнее того, что кто-то был оболган ими на всю страну, и теперь что-то там пишет, требует, а попросту - вякает.
Не вякай. Мы заняты свободой слова.
Самое интересное, что если бы «Адам бол» отреагировал на письмо должным образом и предпринял соответствующие меры, чтобы разобраться в созданной им ситуации - не было бы никакого иска, суда и материальной компенсации. Попытка Ерсина Амире уладить ситуацию без лишнего шума, волокиты, суда и штрафа, была выгодна, в первую очередь, самой редакции «Адам бол».
А если бы это было частью того всеобщего заговора, о котором сейчас говорят его руководители, никто бы к ним до суда не обращался. Сразу бы подали и выиграли. Потому что целью, в данном случае, было бы не опровержение клеветы и защита чести, а закрытие журнала и арест его имущества.
Но ведь к ним обратились. Их ждали. Иск в суд был подан только через два месяца после того, как они получили письмо. Первое заседание состоялось еще через месяц после подачи иска. Прошло несколько судебных заседаний, прежде чем редакция журнала предложила опубликовать опровержение в следующей форме: взять у Ерсина Амире интервью, в котором он сам опроверг бы клевету в свой адрес.
Произошло это после того, как суд обратился в ДУМК за разъяснениями по религиозным вопросам. В частности, кто такие хабашиты и какую угрозу они представляют для общества. Далее стало очевидным для всех, что доказать причастность Ерсина Амире к хабашитам редакция журнала не может, в исламских течениях не разбирается, и вообще толком не ведает суть того, о чем написано в статье.
На предложение пригласить автора статьи – Алму Шарипову, для того, чтобы она ответила на вопросы и предоставила доказательства, редакция журнала ответила, что Алмы Шариповой не существует, это псевдоним.
То есть, громкая статья с громким названием громкого журнала, оказалась, на проверку, таким же мыльным пузырем, как и все, что до этого делали салафиты в отношении Ерсина Амире после того, как он провел с ними диспут.
Разница была лишь в том, что теперь это было опубликовано в известном оппозиционном журнале с указанием имени автора. Это придавало серьезности материалу. Но когда автора попросили явиться в суд, оказалось, что он – псевдоним. Да и журнал не особо разбирается в том, что опубликовал.
После этого устаз Ерсин предложил ответчику следующий вариант: он согласен на опровержение и полный отказ от компенсации морального ущерба, если редакция назовет заказчика или хотя бы автора этой статьи. Тогда к журналу не будет никаких претензий – все претензии перейдут к тому, кто за этим стоит.
Нам не совсем понятно, каким образом«Адам бол» пытается сейчас преподнести этот факт в качестве подтверждения, что Ерсин Амире является пешкой в чьей-то игре. По нам, так это вполне нормальное желание узнать, кто именно пытается причинить тебе вред, за что, с какой целью и так далее.
Зато нам более чем ясно, что эта статья – заказ, и скорее всего, не бесплатный. Раскрывать сей факт для редакции, все равно, что ставить надгробный камень на свой журнал. В этом случае уже нельзя будет говорить ни о свободе слова, ни о политическом давлении, ни о прочих высоких материях. Все будет очень банально.
Поэтому неудивительно, что условие Ерсина Амире было отвергнуто. В результате, дело продолжилось и было безоговорочно проиграно. Ни одного доказательства журнал не предоставил, заказчиков статьи раскрывать отказался.
Если подытожить вкратце, то получится следующее:
1. Журнал опубликовал статью, в которой бездоказательно опорочил совершенно незнакомого им человека.
2. Журнал проигнорировал требование и возможность исправить это мирным путем в течение трех месяцев до суда.
3. Журнал не предоставил ни одного доказательства написанного, и как выяснилось, вообще не ориентировался в том, что публиковал.
4. Журнал подтвердил, что имя автора статьи вымышленное и отказался раскрывать настоящее имя заказчика.
Все это происходит на фоне многочисленных безымянных статей, безликих троллей, фэйковых аккаунтов, направленных против устаза Ерсина в рамках организованной салафитами травли.
Мы долгое время не хотели влезать в этот неприятный разговор, тем более, сейчас, на фоне голодовки. Однако спекуляции на тему «иска имама» со стороны редакции «Адам бол» переходят уже все границы, и наше молчание не приносит пользу.
Многие люди искренне полагают, что «Адам бол» - жертва политического давления, а устаз Ерсин – исполнитель чьих-то приказов. Большинство из них даже не видело эту статью, и уж тем более не знает Ерсина. Потому что все, кто знают – не сомневаются в том, что это - заказ. Ложь на лжи, за которую устаз имел полное моральное и юридическое право спросить в законном порядке.
А то, что произошло с журналом дальше – совсем другая история. Мы не лезем в политику и отношения между властью и оппозицией. Если на «Адам бол» подал в суд Акимат, пусть разбираются с Акиматом. Если кто-то другой – с ним. А не валят все в одну кучу, изображая из себя жертв по каждому делу. В этом деле им некого винить, кроме себя.
И если бы оно действительно обстояло так, каким его хотят представить, не было бы никакого смысла предлагать журналу досудебное решение проблемы. Более того, во время суда также не было бы смысла соглашаться на опровержение и отказ от материальной компенсации, при условии раскрытия имени заказчика.
Само это условие говорит о том, что истинный заказчик был гораздо важнее, чем исполнитель. Поэтому искать в этом процессе политическую подоплеку, все равно, что выдавать желаемое за действительное и снимать с себя ответственность за свои поступки. Никто не заставлял «Адам бол» публиковать эту клевету. Никто не мешал ему решить это дело до суда. Никто не запрещал ему сделать это в суде, при условии сказать правду.
Что касается компенсации морального ущерба в Исламе, то это вопрос современных исследований, и большое количество крупных ученых, таких как Фатхулла Дурайни, Ахмад Зарка, Али Кардаги и другие, считают возмещение морального вреда дозволенным. Кто желает убедиться в этом, может обратиться к их трудам, а не говорить то, о чем у него нет знаний.
И уж тем более, это не следует говорить тем, кто считает возмещение морального вреда запретным, а причинение этого вреда – дозволенным. Ислам не базируется на вседозволенности. Напротив, он защищает честь и достоинство каждого человека.
Размер иска, в данном случае, призван научить людей нести ответственность за свои слова и поступки, и предупредить других о том, что им не удастся отделаться карманными расходами, после чего продолжить в том же репертуаре. Свобода слова – это не свобода оскорблений и клеветы. Это свобода говорить правду. И говорить ее должны те, кто ее не продает.