До появления воздушных перевозок и развития автомобильного транспорта, путешествие в святые земли было трудоемким, сложным и опасным делом. Железная дорога до Хиджаза была спроектирована, чтобы изменить эту ситуацию. Она должна была связывать Мекку и Дамаск, и входить в общую сеть Османской железной дороги, что позволяло бы паломникам совершить путешествие из Стамбула в Мекку. Это значительно сократило бы путешествие, обеспечив паломникам легкое и комфортное путешествие.
По оценкам экспертов, из Стамбула в Мекку можно было бы доехать за пять дней.
В те дни между мусульманскими странами арабского мира еще не было границ, так что не нужно было никаких паспортов или виз для совершения паломничества.
Железная дорога также была предназначена для укрепления империи в военном отношении и контроля над Аравийским полуостровом. Солдаты могли быстро добраться до двух святых мест, если бы их вдруг атаковали враги.
Карта, приведенная ниже, показывает предполагаемый маршрут из Дамаска до Мекки:
На этой карте показана железная дорога Хиджаза, соединенная с более обширной сетью железных дорог Османской империи:
По приказу султана Абдул Хамида II работы начались в 1900 годы, и железная дорога достигла Мекки в сентябре 1908 года.
Ниже приведена фотография, сделанная во время открытия железнодорожной станции в Медине:
Слева: Мечеть Анбария, справа – железнодорожная станция в Медине.
В наше время станция превращена в музей:
Железная дорога была официально открыта для публики в 1913 году. Дамаск стал первой остановкой этой дороги. Ее использовали паломники, совершавшие хадж, а также правительственные чиновники, торговцы и широкая общественность.
Паломники кипятят воду для чая в задней части вагона.
Интерьер внутренней части поезда Хиджаз.
Пассажиры на железнодорожном поезде Хиджаз.
Станции также были построены в таких крупных городах, как Дамаск, Амман, Хайфа и Иерусалим.
Железнодорожная станция Хиджаз в Аммане (Иордания).
Железнодорожная станция Хиджаз в Дамаске (Сирия).
Станция Хиджаз в Хайфе (Палестина).
К сожалению, сеть железных дорог Хиджаза никогда не была завершена, и она не дошла до Мекки из-за начала Первой мировой войны.
Во время арабского восстания арабы, связанные с англичанами, взорвали части железнодорожной сети, чтобы османские войска не смогли отправить подкрепление. Это событие было изображено в фильме «Лоуренс Аравийский».
Арабские повстанцы во главе с Фейсалом ибн Хусейном (впоследствии королем Ирака, поставленным Великобританией) на пути к подрыву железной дороги.
Железнодорожные пути можно до сих пор увидеть в арабских пустынях:
Части поезда также можно обнаружить здесь:
Османская империя в конечном итоге, пала, и железная дорога перестала полностью функционировать.
Печально, что такой великолепный план, призванный облегчить путь паломникам, был разрушен. Возможно, однажды железная дорога Хиджаза будет восстановлена, снова объединив умму в этом регионе.