Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Часть 9: О необходимости поспешного совершения благих, праведных дел или об опасности откладывания их на более поздний срок
Ни в коем случае нельзя забывать истину: у человека далеко есть два потерянных брата. В то время как возвращение одного из них ожидается завтра, то возвращение второго ожидается через месяц или год. Поэтому для брата, который прибудет завтра, предпринимаются все необходимые приготовления. А о том, который прибудет через месяц или через год, нет повода беспокоиться сегодня. Ибо подготовка к прибытию того, кто прибудет завтра, совершается по причине скорого его прибытия.
Если кто-то ожидает наступления смерти через год, его душа будет постоянно помнить только об этом сроке и согласно этому действовать. Человек вообще не будет задумываться над тем, что есть и что будет после окончания этого срока. Потом он каждое утро будет вставать и жить в ожидании завершения года. И совсем не будет обращать внимания на то, что уходят дни и приближается срок.
Ему будет казаться, что дни, составляющие год, не движутся вперёд, а стоят на месте. Такое положение не направит человека к совершению праведных дел, ибо он почти ежедневно будет тешить себя надеждами, что у него впереди ещё целый год, и поэтому отложит на более поздний срок свою деятельность во имя вечного мира.
Ему будет казаться, что дни, составляющие год, не движутся вперёд, а стоят на месте. Такое положение не направит человека к совершению праведных дел, ибо он почти ежедневно будет тешить себя надеждами, что у него впереди ещё целый год, и поэтому отложит на более поздний срок свою деятельность во имя вечного мира.
Например, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил так: «Пусть каждый из вас готовится к ахирату прежде, чем его введёт в заблуждение и развратит какое-нибудь богатство, прежде чем одолеет его бедность или нищета, заставляющая его забыть о справедливости, о Всевышнем. Пока не одолела его неизлечимая болезнь, лишающая разума, прежде чем наступит его старость, не позволяющая ему сдвинуться с места, и поведет его в путь, ведущий к ахирату. Или же до того времени, когда явится Даджаль и наступит Конец Света».
Передано Абдуллахом бин Аббасом (радыйаллаху анххума), что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва салллям) дал одному из сахабов такое наставление: «Цени пять вещей прежде, чем наступят другие пять: цену молодости до того как наступит старость; цену здоровья прежде, чем придет болезнь; цену богатства прежде, чем впадёшь в нищету; цену свободного времени прежде, чем наступит время занятости; и цену своей жизни до того, как наступит смерть».
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в другом своём хадисе сказал: «Есть две милости, относительно которых большинство людей введены в заблуждение. Одна из них – здоровье, другая – свободное время». То есть люди не используют эти две милости должным образом, поэтому не получают блага от них. Когда человек упустит их, тогда только поймёт, но уже будет поздно.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Кто будет жить в страхе, тот загодя выйдет в путь. Кто загодя выйдет в путь, тот достигнет места, где его будут принимать. Внемлите и образумьтесь! То, что обещано Аллахом, достигается неимоверными усилиями и бесценно. Внемлите! То, что обещано Аллахом, – это рай».
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Когда наступит Час и прозвучит Сур в первый раз, который заставит сотрястись землю, вслед произойдёт второе сотрясение, и вместе с этим сотрясением придёт смерть и то, что приходит с ней».
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), когда понимал, что кто-то из его сахабов впал в состояние рассеянности, нерадивости и небрежности, обращаясь к ним, говорил громко: «Смерть, определённо, настигнет вас в назначенное время. Она настигнет вас как или как дурного, или как счастливого человека».
Передано Абу Хурайрой (радыйаллаху анху), что Поссланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Я – предупреждающий! Смерть приходит без предупреждения, а Судный день – это день привлечения к ответу».
Передано Абдуллахом ибн Умаром (радыйаллаху анхума), что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), выйдя, когда солнце проглядывало сквозь верхушки ветвей финиковой пальмы, сказал: «Сколько осталось времени до наступления вечера по отношению к этому нашему прошедшему дню, настолько же сократилось время, оставшееся у дуньи».
Ещё Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Положение дуньи такое, как у платья, разделённого от начала до конца надвое. Его держит лишь один шов. Теперь довольно близко то время, когда и этот оставшийся шов протрётся, и платье разделится на две половинки».
Джабир (радыйаллаху анху) говорил: «Когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил о Судном дне, повышал голос. В этот момент щеки его краснели. Манерой поведения и повелительным тоном он был подобен командиру, указывающему на приближающуюся опасность. И он говорил тогда такие слова: «С вами вместе мы встречали утро, встречали вечер. Сообщаю вам, что произойдёт завтра утром и вечером. Между мной и Судным днём времени так же мало, как между этими пальцами». И он показывал промежуток между соседними пальцами».
Абдуллах бин Масуд (радыйаллаху анху) говорил: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) прочитал аят: «Кого Аллах пожелает вести прямым путем, облегчает Он душе его принятие Ислама…» («аль-Ан`ам», 6/125). Затем он сказал: «Поистине, когда свет входит в душу человека, она расширяется». У Пророка спросили: «О Посланник Аллаха! А существует какой-то признак этого?». Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Да! Это – отдаление от обманчивой, вводящей в заблуждение мирской жизни (дунья), а вместо этого – устремление в край, который является вечным, пока не наступила смерть, и подготовка к ней».
Имам Судди, комментируя аят «…который сотворил смерть и жизнь, дабы подвергнуть вас испытанию и увидеть, кто же лучше из вас по деяниям. Он - Великий, Прощающий» («аль-Мульк», 67/2), а именно часть: «…дабы подвергнуть вас испытанию и увидеть, кто же лучше из вас по деяниям», растолковал ее следующим образом: «Кто из вас чаще вспоминает о смерти, кто из вас лучше совершает приготовления к смерти и к жизни, что последует за ней, кто из вас каждый миг пребывает в состоянии бдительности перед смертью, боясь её больше всех».
Хузайфа (радыйаллаху анху) говорил: «Каждое утро и каждый вечер какой-то призывный голос восклицает: «О люди! Началось переселение! Переселение началось!» Например, следующий аят есть доказательство, подтверждающее эту истину: «Что оно (т. е. адское пламя) – из величайших кар, [ниспосланных] в назидание людям. Тем из вас, кто хочет продвигаться [к добру] или отступить [ко злу]» («аль-Муддассир», 74/35-37).
Освобождённый раб Бани Тамима Сухейм рассказывал: «Я сидел рядом с Амиром бин Абдуллахом в то время, когда он совершал намаз. Он прервал намаз, а затем, повернувшись ко мне, сказал так: «Мне нужен покой хоть ненадолго, ибо у меня есть срочное дело, я очень спешу». Я спросил у него: «В чём же заключается твоя спешка, твоё срочное дело?». А он ответил так: «Постигнув милосердие Аллаха, я веду разговор об Ангеле смерти». Сухейм сказал: «Поэтому я незамедлительно расстался с ним, а он встал и продолжил совершать намаз».
Когда Дауд Таи (рахматуллахи алейхи) шел где-то, к нему подошел человек и попросил разъяснить один хадис. Дауд сказал ему: «Выжидать некоторое время в любом деле – это хорошо. Однако не в деяниях, предназначенных для потустороннего мира. С совершением их следует спешить».
Мунзир говорил: «Я услышал, как Малик бин Динар (рахматуллахи алейхи) говорил себе так: «Срам и позор тебе, о нафс! Тебе следует спешить, прежде чем смерть придет к тебе. Позор тебе, о нафс! Пока смерть не настигла тебя, тебе следует действовать!» Малик бин Динар (рахмматуллахи алейхи) повторял и повторял эти слова почти шестьдесят раз. Он меня не видел, но я его слышал, пока он разговаривал сам с собой».
Хасан Басри (рахматуллахи алейхи) в одном из своих наставлений сказал: «Не останавливайтесь, спешите! Действуйте скорее! Если остановится ваше дыхание, после этого у вас не останется возможности совершать благие и праведные дела. А ведь эти благие деяния приблизят вас к Всевышнему Аллаху! Поэтому спешите! Пусть Аллах поступит милостиво по отношению к тому, кто отчитывал свой нафс так, как этот человек льёт слёзы по поводу количества своих грехов». Затем он прочитал вот этот аят: «Поэтому не торопись с их [наказанием]: ведь Мы ведем счет [их деяниям]» («Марйам», 19/84).
Далее он продолжил: «А самым последним счётом будет твой последний вздох. Последний вздох – это твоё расставание с семьёй, с любимыми. Последним счётом будет помещение тебя в могилу».
Абу Муса Ашари (радыйаллаху анху), прежде чем умереть, проявил чрезвычайное усердие, хотя ему было очень тяжело. Он постоянно молился. Видевшие, как он молился до изнеможения, говорили ему: «Что, если бы ты немного пожалел себя, не утруждал бы так себя и немного передохнул?». Его ответ был таким: «Когда соперники состязаются, то, приближаясь к основной цели, они демонстрируют всё своё мастерство и умение, желая выиграть соревнование. Они выявляют и показывают весь свой талант и все свои способности. Между тем, время моей смерти, гораздо ближе, чем достигнутая ими точка». Человек, рассказавший это, в продолжение сказал так: «Абу Муса (радыйаллахху анху) продолжал точно так же молиться до самой своей смерти». Своей супруге Абу Муса говорил так: «Ношу свою держи крепко, ибо над адом нет другого прохода».
Один из халифов сказал с минбара: «О рабы Аллаха! Бойтесь Аллаха, выполняйте его повеления и сторонитесь запрещенного. Спите чутко, словно в каждый миг может прозвучать Сур Исрафила, который призовёт вас. Не забывайте о том, что вселенная не будет для вас домом, в котором вы останетесь навсегда. Поэтому готовьтесь к проживанию в потустороннем мире. Тень смерти бродит над вами. Совершайте необходимые приготовления к смерти. Готовьтесь к переселению в мир иной. Ибо путь труден. Если жизнь является какой-то целью, то она, проходя, с каждым мигом сокращается, действуя против человека. Ежечасно она старит и разрушает его. Воистину, срок краток. Нет много времени».
Есть две возобновляющиеся вещи, которые приносят и уносят с собой утрату. Одна из них – ночь, а другая – день. Их череда сменяет друг друга очень быстро. Она приносит избавление и спасение или с ожесточение. Поэтому нужно предпринимать самые эффективные меры предосторожности. Человек, являющийся обладателем подлинного благочестия (таква), – это тот, кто внемлет назиданию Всевышнего, кто прежде совершил покаяние, кто умеет обуздывать свой нафс. Ибо смерть человека скрыта от глаз его. А его желания и чаяния всегда ставят ему ловушку. Шайтан же, по сути, определён на эту должность. Он постоянно заставляет человека откладывать его дела, говоря: «В будущем покаешься». Он, приукрашивая мятеж, неподчинение и непокорность, постоянно подталкивает человека к греху. А когда смерть приходит к нему, он хочет, чтобы она охотилась за ним, а он находился бы в полном неведении. Между тем, смерть для человека является единственной преградой между адом и раем. А когда осуществляется событие, именуемое смертью, открываются двери рая или ада. Теперь для тех, кто проводил всё своё время в неведении, нет никакого смысла в последних сожалениях и угрызениях совести. Ибо вся их жизнь станет свидетельством против них самих. Пусть Аллах не допустит того, чтобы мы стали одними из тех, кто был избалован Его милостью и благами! Пусть Аллах не допустит того, чтобы мы, негодуя, проявляя своё неудовольствие, не оказались бы в числе тех, кто совершил ошибку, не проявив покорности и смирения перед Ним! Иначе, после смерти, уже нет никакого смысла в печали, сожалении, раскаянии.Поистине, Аллах слышит ду’а тех, кто обращаются к Нему. Всякое благо и счастье также принадлежит Аллаху. А Аллах совершает то, что желает.
Один из муфассиров (толкователей Корана) разъяснил аят «…да, но вы впали в соблазн по собственной воле - вы выжидали, сомневались, уступали своим желаниям, пока, наконец, не явилась воля Аллаха, и обольститель обольстил вас [и отвратил] от Аллаха» («аль-Хадид», 57/14) следующим образом: «Вы ввели себя, свой нафс, в заблуждение желаниями и удовольствиями. Вы ожидали, думая, что совершите раскаяние в будущем. Шайтан обманывал и вводил вас в заблуждение до тех пор, пока предписание Аллаха не осуществилось».
Хасан Басри (рахматуллахи алейхи) говорил так: «Терпите, сопротивляйтесь, будьте стойки, не пугайтесь! Наконец, оставшиеся дни коротки. Вы же всего лишь подобны путникам, которые совершили привал на некоторое время. Возможно, что скоро кто-то из вас будет вызван, и он тотчас примет это приглашение, даже не оглянувшись назад. А раз так, то сейчас заботьтесь о том, чтобы переселиться отсюда с наилучшим из того, чем вы владеете».
Абдуллах бин Масуд (радыйаллаху анху) говорил так: «Когда кто-то из вас встретил утро, то пусть знает, что он путник. Вещи, которые находятся в его руках, – это вещи, данные ему на хранение и принадлежащие другому. Вещи, находящиеся у него и принадлежащие другому, подлежат возврату их владельцу».
Абу Убайда аль-Баджи говорил: «Во время болезни Хасана Басри (рахматуллахи алейхи), ставшей причиной его смерти, мы отправились к нему, чтобы навестить его. Повернувшись к нам, он сказал: «Добро пожаловать! Да обеспечит вас Аллах жизнью во здравии! Да пошлёт Он нам и вам главный приют, в котором мы будем жить, то есть пусть Он удостоит нас раем. Если вы будете терпеливы, справедливы, порядочны и будете бояться гнева Аллаха так, как следует, то это – прекрасное деяние. Боже упаси! Пусть Аллах проявит Своё милосердие к посетителям! Остерегайтесь, чтобы то, что я рассказываю, не вошло в одно ваше ухо и не вышло бы из другого. Извлеките из этого свою долю, свой урок! Поистине, те, кто видел Посланника Аллаха, увидели, как он пришёл и переселился в мир иной. Они видели, что ничто из земного добра не ушло вслед за ним. Он устремлялся только к Аллаху. А раз так, то спешите и вы! Действуйте незамедлительно! Бегите навстречу спасению. Навстречу избавлению спешите! К какому пути вы всё ещё устремляетесь и обращаетесь? Клянусь Аллахом, который является Господом Каабы, и вы, и смерть пришли одновременно. Пусть будет милосерден Аллах к тому рабу Своему, который в том, что касается этой жизни, заботился лишь о пропитании. Он ел хлебные крошки, носил старую одежду. Он был привязан к молитвенному коврику, постоянно находился в поклонении, плакал над своими ошибками. Всё убегал от горького конца, всё просил милосердия у Аллаха до самого прихода своей смерти».
Асым Ахваль же говорил так: «Я спросил о чём-то у Фудайла Раккаши, и он ответил мне так: «О человек! Пусть обилие людей вокруг тебя не становится преградой для проявления твоего интереса к самому себе. Ибо смерть настигнет тебя без них. Не говори постоянно, что пойдёшь туда или сюда. Ты вдруг увидишь, что весь день твой прошёл впустую. Ибо всё работает против тебя, и смерть тоже поджидает тебя. Совершай сейчас самое прекрасное из деяний, которое ты только можешь совершить. Верши самое прекрасное, самое праведное из деяний!».
"..Смерть настигнет вас как (лишнее) или как дурного, или как счастливого..."
"... Передано Абу Хурайрой (радыАллаху анху), что Поссланник (Посланник*), салляллаху алейхи уа салям)..."
"...Она приносит спасение и избавление или с (?) ожесточение..."