Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
В жизни тех, кто испытывает чрезмерную склонность к мирским благам, есть вопрос, на который следует обратить особенное внимание. Люди, обманываясь блеском и пышностью земного, испытывают любовь к вещам, укрепляющим их эго (нафс). Пребывающие именно в таком состоянии люди никогда не вспоминают о смерти и не заводят о ней разговор. Когда же им напоминают о ней, они проявляют свое недовольство и испытывают по отношению к ней ненависть и отвращение. Именно они являются теми самыми людьми, о которых Аллах говорит:
«Скажи: «Воистину, смерть, от которой вы бежите, настигнет вас, и потом вы вновь предстанете перед Тем, кому ведомо сокровенное и явное. И Он откроет вам то, что вы решили». («аль-Джум`а», 62/8).
Люди подразделяются на три категории: первая категория –те, которые полностью посвятили себя всему земному, вторая – это люди, которые, раскаявшись, отказались от подобного положения, третья – арифы, которые полностью отказались от всего земного.
Те люди, которые полностью посвятили себя мирской, земной жизни, никогда не упоминают о событии, называемом смертью. Да и не желают упоминать или вспоминать о ней. Если же им что-то напомнит о смерти, то, по причине их любви к земному (к дунье), они погружаются в печаль из-за того, что будут вынуждены расстаться с дуньей, поэтому начинают порицать смерть. Подобные личности ещё более отдаляются от Всевышнего Аллаха в то время, когда они вспоминают о смерти.
Люди, покаявшиеся в своих грехах, как правило, довольно часто вспоминают о смерти и говорят о ней. Это люди, в сердцах которых возникает чувство страха перед Аллахом, и сердца которых смягчаются. С этой точки зрения они проявляют усердие, чтобы их покаяние осуществилось наилучшим образом. А порой личности, относящиеся к такому типу людей, пугаются смерти, но страх этот возникает у них оттого, что они не раскаялись в своих грехах в полном смысле этого слова. Источником их страха является боязнь внезапной смерти, и от этого они испытывают чувство беспокойства и тревоги. Значит, их беспокойство вызвано их желанием совершить покаяние, чтобы их жизнь в потустороннем мире не стала бы миром мук. Вот потому-то они не желают немедленной смерти. Ибо они ещё не обеспечили себя всей пищей, необходимой для жизни в вечном мире. Они считаются заслуживающими прощения за своё нежелание смерти. На них не распространяется смысл, выраженный следующим хадисом Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), который сказал:
«Если кому-то неприятно представать перед взором Всевышнего, то и Аллах не будет доволен, что он предстанет перед Ним».
А между тем, у этих раскаявшихся людей нет чувства недовольства смертью. Они не проявляют также нежелания встречи с Аллахом, и в этом смысле у них также отсутствует чувство недовольства. Единственной причиной сомнений и беспокойства у этих людей является то, что они находят себя имеющими недостаток, изъян перед Аллахом и думают, что у них не будет возможности встретиться с Аллахом из-за своих пробелов и недочётов при выполнении ими своих обязанностей перед Аллахом. Беспокойство такого типа людей подобно беспокойству, вызванному откладыванием и оттягиванием времени встречи с любимым, испытываемому ими в то время, когда они совершают необходимые приготовления для того, чтобы встретиться с ним и увидеть его лицо. Это – беспокойство оттого, что они еще не готовы увидеть Его. В связи с этим, эти личности не могут считаться пребывающими среди тех людей, которые испытывают чувство недовольства от встречи и соединения с любимым, их нельзя признавать подобными им. Ибо у этих людей есть признаки действия и усердия в этом. Этот признак есть показатель того, что они совершают подготовку к той жизни. Ибо для них не существует какого-то другого занятия, кроме этого. Иначе они, так же как и относящиеся к первой группе, входили бы в группу введённых в заблуждение дуньей.
Арифы – познавшие Аллаха. Такие люди постоянно, ежеминутно думают о смерти. Ибо смерть для них – это миг встречи и соединения с Любимым. Человек любящий никогда не забывает о назначенном им часе встречи с любимым человеком. Такой человек всегда готов к этой встрече. «Ариф» чаще думает, что смерть запоздала, и, говоря: «Когда же встреча с Любимым?», с нетерпением ждёт этого момента. Он желает как можно раньше пойти на свидание, дабы избавиться от этого мира непокорных, мятежных людей. И потому он выглядит так, будто проглядел все глаза, с нетерпением ожидая смерть. Он весь в заботе о том, чтобы стать соседом Господина миров – Аллаха, избавившись от мира непокорных, мятежных посредством того, что именуется смертью.
Например, согласно преданию Благородного Хузейфы, в миг смерти он сказал так: «Пришёл Возлюбленный и застиг меня, но в полной нищете и нужде. Однако не ощутит чувства счастья тот, кто не радуется его приходу. Мой Аллах! Если болезнь для меня прекраснее, чем здоровье, и смерть для меня благословеннее, чем жизнь, то облегчи для меня смерть, дабы я встретился с Тобой».
Вот в такой ситуации человек, который относится ко второй группе и который, почувствовав угрызения совести из-за своих поступков, раскаялся, считается заслуживающим прощения за то, что он не желает немедленной смерти. И третий заслуживает прощения за его любовь к смерти и за желание её. Люди, которые ещё более превосходят арифов и раскаявшихся людей, – это люди, поручающие свои дела Аллаху и возлагающие все свои надежды на Него. Они не желают для себя ни жизни, ни смерти. Для них самое важное – это желание того, что доставляет удовольствие Аллаху – их Господу, и достижение этого. Это – личности, которые достигли степени покорности судьбе и Аллаху, испытывая чувства радости, удовлетворения и блаженства, источниками которых являются их безграничная любовь к Аллаху и близость с Ним. А это и есть главная и самая конечная цель, которую они стремятся достичь!
Существует благо в том, чтобы человек всегда помнил о смерти и упоминал о ней в разговоре. Если личности, чрезмерно отдавшиеся мирскому, будут часто вспоминать о смерти, то тогда, может быть, они отдалятся от своей привязанности к мирскому. Ибо земные блага всегда меркнут и тускнеют, когда возникает в голове мысль о смерти. Она вызывает у человека потерю вкуса к мирским благам и к получению им удовольствия от них. Такое состояние, являющееся причиной беспокойства и тревоги человека, потери им чувства покоя, заставляющее меркнуть мирские блага, вызывающее у него чувство тоски, в итоге становится поводом для избавления его от опрометчивых поступков.