Дәрістер топтамасы
Секрет удовлетворенности в Коране
Аллах, Создатель всего сущего, точно знает, что каждое из Его творений сделало, а также Он осведомлен о сокровенных чувствах, скрытых в глубине души. То есть все, что нужно людям, есть в Священном Коране. Истинное слово Аллаха охватывает всех и вся. Иногда, даже читая Коран, человек погружается в тайны души, которых он не знает и не может видеть или чувствовать. Значение каждого поступка, бесконечных способностей и качеств человека раскрываются в аятах Корана. Мудрецы, ученые и святые познавали ценность этого божественного дара, днем и ночью изучали знания.
Есть также те, кто проникся глубоким смыслом сур и стал известен как мудрец. Наш предок Яссауи сказал: «Суть моей мудрости — это Коран». Касательно этих значений Корана следующий аят объясняет таким образом: «Скажи (Мухаммад): «Если бы море стало чернилами для (записи) слов моего Господа, то море иссякло бы до того, как иссякли слова моего Господа, даже если бы Мы принесли еще такое же количество чернил в помощь» (Сура «Аль-Кахф, аят 109).
Довольство упоминается в нескольких местах Книги Аллаха. Давайте посмотрим на два из них. Всевышний Аллах говорит: «Все, что есть у вас (земные блага), бренно, а то, что у Аллаха (награда и Рай), — вечно. Терпеливым Мы обязательно воздадим (заслуженной) хорошей жизнью за их поступки» (Сура «Ан-Нахль, аят 96). Хазрат Али (р.а.) выражение «хорошей жизнью» объяснил как удовлетворение (Табари). Хасан аль-Басри, табиин, который видел сподвижников, сказал: «Мы называем удовлетворение «хорошей жизнью». Итак, образно говоря, «хорошая жизнь» — это довольство.
То есть, чтобы жить хорошей, умиротворенной жизнью, нужно иметь друга по имени «удовлетворение». Это и есть награда для довольных своим уделом. В другом аяте Аллах говорит: «Если они бедны, то Аллах обогатит их (через брак) из Своих благ» (Сура «Ан-Нур», аят 32). Знаменитый ученый в области толкования Корана Багауи объясняет значение слова «обогатит» в Коране, как удовлетворение.
Человек, погруженный в материальный мир, никогда не узнает истинной ценности удовлетворенности. Бдительные души замечают страдания мира, исправляют себя и, исправляя себя, они излучают свет добра на все общество.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Воистину, Аллах обогатит тех, кто держит знамя удовлетворенности» (Бухари).
По мнению ученых, любое духовное заболевание вызвано ненасытностью к мирскому.
В казахских сказках образ Шыгайбая, очень скупого, ненасытного, перед глазами каждого казаха. Не было пределов его ненасытности, неудовлетворенности и алчности. Издеваясь над ним и высмеивая его, Алдар воспитал свое поколение великодушным и щедрым. Итак, ненасытность порождает жадность. А жадность — корень всех зол.
У того, кто доволен своей участью, есть десять преимуществ:
1. Он удостоится любви Аллаха;
2. Его вера совершенствуется;
3. Облегчается жизнь;
4. Пробуждается любовь к людям;
5. Крепнет иман и человек довольствуется своей долей;
6. Человеческая душа успокаивается и избавляется от тревог;
7. Он защищает себя от рабства, сплетен, клеветы;
8. Один из путей в Рай;
9. Становится источником процветания;
10. Дает человеку внушительность.
Несчастная копейка...
Один богатый по имени Елкор ходил на базаре и раздавал все свои золотые монеты людям, которых встречал. Сначала по одной, потом по две, а потом даже щедро стал раздавать по три. Так, к нему подошел бедняк и попросил денег. У богача, должно быть, закончились деньги, и бедняк с недовольством сказал: «И мне бы хватило одной, если бы вы не раздавали этим жадным по три золотых». Услышав это, Елкор отдает ему свою последнюю золотую монету. Взяв ее, бедняк сказал: «Что мне делать с этой несчастной монетой?» Елкор сказал: «Так вы же одну и спрашивали? Из капли начинается дождь, из единственного зерна пшеницы вырастает колос, из маленькой искры поднимается пылающий огонь ...», — добавил он. Бедняк сказал: «Это правда. Но приведет ли небольшое количество к большему богатству?». Елкор ответил: «Конечно же, нет. Но вы человек, который познал нужду. У вас ведь и этого не было?». Бедный человек отвечает: «Да, не было». Богатый человек сказал: «Тогда ступай с миром!».
Проходят годы. Идя по узкой улочке, Елкор встречает богатого человека. Присмотревшись, он увидел того самого бедного, которого встретил очень давно.
«Как вы достигли такого?» — удивленно спросил его Елкор. Тогда этот человек сказал: «О, мой мудрый друг! Я не имею к этому никакого отношения. Вы меня изменили. В то время, если бы вы дали мне еще золота, я бы вернулся к своей обычной жизни: выпивал, курил, гулял, и в итоге остался бы, как всегда, ни с чем. Но вы дали мне одну золотую, и я берег ее, ценил как зеницу ока и ждал подходящего момента, чтобы приумножить. Как видите, я стал богатым».
Есть восемь качеств, которые приводят к удовлетворенности:
1. Довольствоваться тем, что имеется;
2. Брать пример у праведников;
3. Быть экономным в расходах и избегать расточительства;
4. Молиться о довольстве, подобно тому, как молился Пророк (мир ему и благословение Аллаха);
5. Верить с глубокой убежденностью в то, что ризк (удел) предписан каждому и, что каждый получит свое;
6. Приучать свое тело к довольству и держаться подальше от небрежности;
7. Укреплять веру в Аллаха;
8. Часто вспоминать о смерти и посещать могилы своих умерших родственников, близких, родных и друзей.
Довольство малым — качество верующего
Однажды один неверующий посетил дом Пророка (мир ему и благословение Аллаха). По этому случаю Пророк (мир ему и благословение Аллаха) подоил козу для своего гостя. Затем он предложил гостю чашку козьего молока. Когда гость допил, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) дал ему вторую чашку молока. Тот выпил и ее тоже. Итак, он выпил семь чашек молока. На следующий день по воле Аллаха этот гость становится мусульманином. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) по этому случаю, дал гостю одну чашку молока. Выпив её, Пророк предложил ему вторую, но в этот раз гость не смог выпить и половины второй чашки. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если верующий довольствуется одной чашкой, неверующий не удовлетворится и семью» (Муслим).
Есть четыре типа вещей, которые развивают недовольство:
1. Чрезмерное общение со скупыми богатыми людьми;
2. Просить для себя еще больше, имея достаточно средств для жизни;
3. Воздерживаться от чтения Корана и размышления над его аятами;
4. Не помнить о смерти и забыть о загробной жизни.