Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
По воле Аллаха мы продолжаем изучать тафсир суры «Бакара». На прошлом уроке мы говорили о том, как Талут со своим войском пересек реку, как войны, последовавшие за ним, разделились на два лагеря. Лишь около 400 человек последовали за ним, большинство же испытания не прошли. В следующем 250-аяте Всевышний Аллах сказал:
وَلَمَّا بَرَزُواْ لِجَالُوتَ وَجُنُودِهِ قَالُواْ رَبَّنَا أَفْرِغْ عَلَيْنَا صَبْرًا وَثَبِّتْ أَقْدَامَنَا وَانصُرْنَا عَلَى الْقَوْمِ الْكَافِرِينَ
«Когда они выступили против Джалута и его войска, они сказали: «Господь наш, пролей на нас терпение и укрепи наши стопы, и помоги нам против неверующего народа!»
Этот аят Всевышний начинает со слов «уаламма баразу», с арабского «мубараза», несмотря на то, что это означает выступление друг против друга, в толковании аята, имамы говорят, что слова «бараз» применяется, когда люди собираются лицом к лицу, не скрываясь в открытой местности. Обычно так собирались при битвах, поэтому это слово начали применять в военной терминологии. То есть, когда они встретились лицом к лицу против Джалута и его войска, они подняли руки и сказали дуа:
«Господь наш, пролей на нас терпение».
В целом в арабском языке слово «африг», означает проливать, опустошать. К примеру, «ифраг» - опустошить ведро путем проливания. Они просили дуа, так как их мало, а врагов много, к тому же они были особенными, великанами, поэтому они просили пролить на них терпение, что если Аллах не ниспошлет им особенное терпение, то они не смогут противостоять им.
«И укрепи наши стопы, и помоги нам против неверующего народа!»,
то есть даруй нам поддержку, победу. В целом мусульмане должны в трудных ситуациях просить дуа у Аллаха. Так как победа и поражение – это все по воле Аллаха. Также и в данной ситуации войска Талута просят помощи у Аллаха, так как они видят, что противник по силе, вооружению, количеству во много раз превышает их. Но они надеются на Всевышнего и пришли по воле Аллаха победить.
В аятах Корана Всевышний Аллах учит нас совершать дуа в трудные минуты:
وَكَأَيِّن مِّن نَّبِيٍّ قَاتَلَ مَعَهُ رِبِّيُّونَ كَثِيرٌ فَمَا وَهَنُواْ لِمَا أَصَابَهُمْ فِي سَبِيلِ اللّهِ وَمَا ضَعُفُواْ وَمَا اسْتَكَانُواْ وَاللّهُ يُحِبُّ الصَّابِرِينَ
وَمَا كَانَ قَوْلَهُمْ إِلاَّ أَن قَالُواْ ربَّنَا اغْفِرْ لَنَا ذُنُوبَنَا وَإِسْرَافَنَا فِي أَمْرِنَا وَثَبِّتْ أَقْدَامَنَا وانصُرْنَا عَلَى الْقَوْمِ الْكَافِرِينَ
«И сколько было пророков, вместе с которыми сражались многие набожные верующие. И они не пали духом от того, что постигло их на пути Аллаха, и не проявили слабости и не покорились. Ведь Аллах любит терпеливых. И не говорили они ничего, кроме слов: «Господь наш! Прости нам наши грехи и чрезмерность в нашем деле, и укрепи наши стопы, и помоги нам в победе над народом неверных» (3:146-147).
Также наш Пророк ﷺ всегда произносил дуа перед битвами, к примеру в битве при Бадре. Эти битвы схожи так как в хадисе было сказано, что с Талутом было столько же войска, сколько и с Пророком ﷺ в битве при Бадре. Посланник Аллаха ﷺ во время битвы при Бадре просил Аллаха: «О, Аллах! Если Ты убьешь эту общину, на земле не останется никого, кто поклоняется Тебе». Сподвижники передают, что Пророк ﷺ так долго взывал к Аллаху поднимая руки, пока накидка не сползла с его плеч.
Имам ар-Рази относительного этого вопроса говорит, что в целом в битве для человека нужны три вещи: первое — это терпение при встрече с ужасающими трудностями. Это очень важно, так как моральная подготовка войска имеет значительную роль в битве. К примеру, если перед битвой войско морально проиграло, то в битве они ничего не смогут сделать. Второе – подготовка, то есть дисциплина, стратегия. Третье – преобладание сил над силами противника.
В своем дуа войска Талута просят эти три вещи, терпение, укрепление и преобладание. Таким образом, каждый человек должен просить в трудные ситуации помощи у Всевышнего Аллаха.
В продолжении, 251-аяте говорится:
فَهَزَمُوهُم بِإِذْنِ اللّهِ وَقَتَلَ دَاوُدُ جَالُوتَ وَآتَاهُ اللّهُ الْمُلْكَ وَالْحِكْمَةَ وَعَلَّمَهُ مِمَّا يَشَاء وَلَوْلاَ دَفْعُ اللّهِ النَّاسَ بَعْضَهُمْ بِبَعْضٍ لَّفَسَدَتِ الأَرْضُ وَلَكِنَّ اللّهَ ذُو فَضْلٍ عَلَى الْعَالَمِينَ
«Они разбили их по воле Аллаха, и убил Дауд Джалута, и даровал ему Аллах царствие и мудрость, научив его тому, что пожелал. Если бы Аллах не сдерживал одних людей другими, то воцарился бы хаос на Земле, но Аллах оказывает милость мирам»
«Они разбили их по воле Аллаха»,
то есть в толковании этого аята имамы приводят, что Аллах принял их мольбу, наделил их терпением, укрепил их стопы, сделал их силу преобладающей, оправдал их надежды в победе меньшинства над большинством, и даровал им победу по воле Аллаха. Если не будет на то воли Аллаха, малое количество никогда не победит большое. Имамы говорят, когда встречается истина и ложь, то Аллах помогает обладателям истины, здесь роль играет не их количество, а преобладание веры. К примеру, если две заблудшие стороны собираются биться, то решающим фактором будет количество, оснащение, стратегия и т.д. Если посмотреть на все битвы Пророка ﷺ, то они были в меньшинстве, при Бадре, при Ухуде и др.
«И убил Дауд Джалута»,
Дауд ((عليه السلام был простым пастухом, у него было семь братьев, в основе его братья отправились на битву, затем он следом отправился за ними, чтобы узнать о них весть. И в тот момент Джалут вызывает людей на сражение, таким образом они хотели решить исход битвы, вызвав на бой двух воинов. Джалут был самым сильным из них, и никто не осмелился выйти против него. Тогда Дауд решил сам сразиться с ним. В тафсирах приводится, что по пути он встретил один камень, который сказал: «возьми меня, я камень Мусы, которым он убил такого-то», затем встретится ему камень Харуна, затем встретится камень, который скажет: «возьми меня, я камень, которым ты убьешь Джалута». Когда Дауд взял все три камня, они превратились в один камень. Таким образом Дауд одолел Джалута пробив его камнем. После смерти Джалута его войска пали духом и мусульмане одолели их.
«И даровал ему Аллах царствие и мудрость»,
то есть Дауд согласно тафсиру через 7 лет стал царем. Почему говорится даровал, так как Дауд не был из рода царей, он, как и его отец были простыми людьми, пастухами. Талут также не был из такого рода, поэтому Бани Исраил вышли против него. Также даровал мудрость, то есть пророчество. Таким образом Дауд стал первым из рода Якуба, царем и пророком.
Даровал ли Аллах пророчество и царствие Дауду как награду за его храбрость за победу над Джалутом? Учитывая последовательность слов, можно представить, что предыдущее действие стало причиной последующего результата. К примеру, один человек работал в фирме, и отличался своим умением, профессионализмом, старанием, затем стал директором. То есть это означает, что его действия стали причиной того, что он стал директором фирмы. Ученые приводят, что в случае с нашим аятом, действия Дауда не является причиной его царствия. Так как пророчество не ниспосылается в виде награды за что-либо. Аллах ниспосылает пророчество кому и когда пожелает. Также это не означает, что царствие и пророчество ему было даровано сразу после победы над Джалутом. Так как в то время Талут был царем, Ашмуиль был пророком, и только затем, после их смерти Дауд стал царем. Далее в аяте говорится:
«научив его тому, что пожелал»,
в Коране сказано, что Всевышний Аллах научил Дауда изготавливать железные доспехи. Также в Коране сказано:
«Подчинили Дауду горы и птицы» (21:79)
Имамы приводят, смысл заключается в том, что Аллах научил Дауда в целом править государством, ладить с людьми, проводить политику, так как Дауд не учился этому от своего отца. Дети из рода царей с детства проводили время с царем, участвовали в собраниях, и учились у них как править государством, перенимали опыт, брали с них пример и становились царями. У Дауда же не было такого опыта, и Аллах научил его. Также Аллах научил Дауда религиозным знаниям:
«Мы даровали Дауду Забур» (17:55)
Также Аллах даровал Дауду прекрасный голос, от Абу Мусы аль-Ашари передано, что Пророк ﷺ сказал ему: «Тебе был дарован прекрасный голос (флейта), подобно голосу семейства Дауда». Ученые приводят, что Аллах даровал Дауду пророчество, в которое уже входит знание, зачем тогда повторно говорится о знании «научив его тому, что пожелал»? Смысл в том, что раб, даже если это пророк, всегда нуждается в знании и обучении Аллаха. Далее в аяте говорится:
«Если бы Аллах не сдерживал одних людей другими, то воцарился бы хаос на Земле, но Аллах оказывает милость мирам».
Относительно слова «даф´а», есть два кираата, в одном кираате читается «даф´уллахи», во втором «дифа´уллахи». Если возьмем «дифа´уллахи», то получается слово «защищать». Если возьмем «даф´а», то получится слово «толкать, убирать». Имам ар-Рази (رحمه الله) по этому поводу говорит, что Аллах описывая уничтожение Джалута с помощью Талута и его войска, убийством Джалута Даудом, учит нас одной закономерности. Она заключается в том, что Аллах заменяет один народ другим чтобы не было хаоса. К примеру, один хороший народ начинает разлагаться, сеет разврат, деградирует, что приводит к их уничтожению, после чего на замену им направляется другой народ. Таким образом, чтобы весь мир не наполнился грехом, происходит смена народов. Одни приходят, другие уходят, это пример к слову «даф´а». Если мы возьмем «дифа´уллахи», получается с помощью защиты Аллаха. То есть, если бы Аллах не защитил людей с помощью других людей, то весь мир бы пришел в негодность. С помощью справедливых правителей, пророков защищает людей. В одном риваяте приводится: «ислам – глава, власть – защитник, у кого не будет правителя тот проиграет, у кого не будет защитника тот погибнет». Таким образом Всевышний Аллах через справедливых правителей, через власть защищает истину. Также приводятся риваяты, где говорится, что верующие спасают неверующих, ведь если все люди станут неверующими, то Аллах не оставит их и уничтожит. Как приводится в хадисе, Судный день не наступит, пока на земле не останется людей, которые являются истинно верующими.
По воле Аллаха на этом завершим наш сегодняшний урок. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك
«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».