Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
По воле Аллаха мы продолжаем изучать тафсир суры «Бакара». На прошлом уроке мы изучили 245-аят, в котором Всевышний Аллах сообщил о награде за прекрасный заем. В следующем 246-аяте Всевышний Аллах сказал:
أَلَمْ تَرَ إِلَى الْمَلإِ مِن بَنِي إِسْرَائِيلَ مِن بَعْدِ مُوسَى إِذْ قَالُواْ لِنَبِيٍّ لَّهُمُ ابْعَثْ لَنَا مَلِكًا نُّقَاتِلْ فِي سَبِيلِ اللّهِ قَالَ هَلْ عَسَيْتُمْ إِن كُتِبَ عَلَيْكُمُ الْقِتَالُ أَلاَّ تُقَاتِلُواْ قَالُواْ وَمَا لَنَا أَلاَّ نُقَاتِلَ فِي سَبِيلِ اللّهِ وَقَدْ أُخْرِجْنَا مِن دِيَارِنَا وَأَبْنَآئِنَا فَلَمَّا كُتِبَ عَلَيْهِمُ الْقِتَالُ تَوَلَّوْاْ إِلاَّ قَلِيلاً مِّنْهُمْ وَاللّهُ عَلِيمٌ بِالظَّالِمِينَ
«Неужели ты не знаешь, как собралась знать сынов Исраила после смерти Мусы? Они сказали своему пророку: «Пошли нам царя, и мы будем сражаться на пути Аллаха». И он сказал: «Может ли быть, что, если вам будет предписано сражение, вы не станете сражаться?» Они сказали: «Почему же нам не сражаться на пути Аллаха, ведь нас изгнали из наших жилищ и разлучили с нашими детьми?!» Но когда им было предписано сражение, они обратились вспять, кроме немногих из них. Ведь Аллах – Знающий о беззаконниках».
Здесь рассказывается об истории, которую пережил Бану Исраил. В предыдущих аятах было велено сражаться на пути Аллаха, а те, кто отказывается жертвовать, будут из числа беззаконников. В этом аяте говорится, что Аллах знает о положении беззаконников и приводит нам пример:
«Неужели ты не знаешь, как собралась знать сынов Исраила после смерти Мусы?».
Слово «маля» в переводе с арабского означает заполнять, пополнять. Эти люди были в близком окружении царя и внушали людям страх. Вторая причина такого названия заключается в том, что когда они приходили, то заполняли все места вокруг. В целом, в Коране это слово применяется к людям, у которых есть власть, к окружающим правителя. К примеру, это слово применялось к людям окружающих Фирауна. Далее в аяте приводятся слова Бану Исраил:
«Они сказали своему пророку: «Пошли нам царя, и мы будем сражаться на пути Аллаха».
В аяте говорится, что эта история произошла после смерти Мусы (а.с.). Ученые разделились во мнениях, относительно того, произошла ли эта история сразу после смерти Мусы (а.с.), либо более поздние времена после его смерти. По словам одних ученых, эта история была во времена Юши ибн Нуна, другие утверждают, что слово «мин бади» не означает что это произошло сразу после смерти Мусы ((عليه السلام. В целом ученые говорят, что касательно времени этой истории нет четких доводов.
Имам Фахриддин ар-Рази (رحمه الله) сказал, что несмотря на отсутствие имен и подробностей, в целом, этой истории достаточно, чтобы получить назидание. Так как основная задача здесь, это призыв к борьбе на пути Аллаха.
Относительно того, кто был этим пророком, одни ученые приводят, что это был Юша ибн Нун. Доводом этому служит то, что этот пророк был после Мусы ((عليه السلام, но имам Фахриддин ар-Рази (رحمه الله) говорил, что этот хадис является слабым. То есть он говорил, что это не означает что событие было сразу после пророка Мусы ((عليه السلام. Большинство толкователей сказали, что это был Ашмуиль (Исмаил) из потомков Харуна. Имам Багави (رحمه الله) в своем толковании приводит, что это был пророк, который появился спустя несколько поколений. После того как Аллах забрал Мусу, Бану Исраил возглавлял Юша ибн Нун, затем Калиб ибн Юканна, затем Хизкиль, затем Ильяс, Альяса, затем был пророк по имени Шамун. От поколения к поколению народ начал разлаживаться, кто-то начал поклоняться идолам. Затем их завоевал народ из которого вышел Джалут. Они проживали между Египтом и Палестиной, согласно тафсиру, они были сильными великанами. Они загнали в рабство 440 сыновей из знати Бану Исраил и обложили их джизьей (налогом).
Это были очень сложные времена для Бану Исраил. Тогда они начали искать пути спасения и пришли к своему пророку, чтобы он дал им сильного царя, предводителя, чтобы народ сплотился и освободил свои земли, освободился от рабства и обрел свободу. На что пророк ответил:
«Может ли быть, что, если вам будет предписано сражение, вы не станете сражаться?».
Пророк хотел удостовериться в их намерении, так как у Бану Исраил было много подобных случаев. Скитание на протяжении сорока лет народа Мусы (а.с.), также было из-за отказа сражаться на пути Аллаха. В Священном Коране сказано:
قَالُواْ يَا مُوسَى إِنَّا لَن نَّدْخُلَهَا أَبَدًا مَّا دَامُواْ فِيهَا فَاذْهَبْ أَنتَ وَرَبُّكَ فَقَاتِلا إِنَّا هَاهُنَا قَاعِدُونَ
«Они сказали: «О, Муса! Мы ни за что не войдем туда, пока они остаются там. Ступай ты и твой Господь, и сражайтесь вместе, а мы будем сидеть здесь» (5:24).
Продолжим:
«Они сказали: «Почему же нам не сражаться на пути Аллаха, ведь нас изгнали из наших жилищ и разлучили с нашими детьми?!».
Эти слова говорили люди, которые были в своем государстве, в своей общине, но в аяте говорится «нас изгнали», так как многие из их общины, из их родственников, были отправлены в рабство, были изгнаны, поэтому говорится обобщенно.
«Но когда им было предписано сражение, они обратились вспять, кроме немногих из них».
Здесь есть недосказанные слова, смысл таков, что пророк сделал дуа, Всевышний Аллах принял мольбу пророка, затем им был отправлен предводитель и было велено сражаться вместе с ним, но многие из них отказались сражаться. В целом, в Коране может сообщаться об одной истории, а затем сразу приводится итог. К примеру, когда браться Юсуфа пришли к нему, и он хитростью оставил рядом с собой Беньямин, а затем сказал им: «Возвращайтесь к вашему отцу и скажите ему…». В следующем аяте говорится, что Якуб ((عليه السلام ответил им. То есть, подразумевается, что братья уже вернулись и сказали своему отцу, и сразу идет выход на итог, т.е. что Якуб ((عليه السلام ответил им.
Также в этом аяте, Аллах дал им предводителя, велел сражаться, но лишь немногие согласились и сдержали свое слово.
«Ведь Аллах – Знающий о беззаконниках».
Этот аят связан с предыдущими аятами, то есть сражайтесь на пути Аллаха, если же вы откажетесь, то Аллах знает о беззаконниках.
В следующем, 247 аяте Всевышний Аллах говорит:
وَقَالَ لَهُمْ نَبِيُّهُمْ إِنَّ اللّهَ قَدْ بَعَثَ لَكُمْ طَالُوتَ مَلِكًا قَالُوَاْ أَنَّى يَكُونُ لَهُ الْمُلْكُ عَلَيْنَا وَنَحْنُ أَحَقُّ بِالْمُلْكِ مِنْهُ وَلَمْ يُؤْتَ سَعَةً مِّنَ الْمَالِ قَالَ إِنَّ اللّهَ اصْطَفَاهُ عَلَيْكُمْ وَزَادَهُ بَسْطَةً فِي الْعِلْمِ وَالْجِسْمِ وَاللّهُ يُؤْتِي مُلْكَهُ مَن يَشَاء وَاللّهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ
«И сказал им их пророк: «Воистину, Аллах послал вам царем Талута». Но они сказали: «Как же будет принадлежать ему царство над нами, мы достойнее править царством, и у него нет богатства». Пророк сказал: «Воистину, Аллах избрал его царем над вами и приумножил его знания и физическую силу – ведь Аллах дарует власть кому пожелает, ибо Аллах – Объемлющий, Знающий».
Имам Багави приводит, что имя Талута на языке яхуди Сауль ибн Каис.
«Они сказали: «Как же будет принадлежать ему царство над нами…»,
ученые толкователи говорят, что в Бану Исраил пророчество ниспосылалось людям из одного рода, как от рода Лави ибн Якуба были Муса и Харун. Также из рода Яхузы были цари, как Дауд и Сулейман. Талут же не был из этих родов, он был из сыновей Беньямина, к тому же у него не было имущества, он был из бедных.
«Пророк сказал: «Воистину, Аллах избрал его царем над вами и приумножил его знания и физическую силу – ведь Аллах дарует власть кому пожелает».
То есть выбор Аллаха пал на этого человека, никто не может достичь пророчество своим родословным, богобоязненностью или верой, Всевышний Аллах избирает пророком кого пожелает.
Относительно избрания Талута приводятся разные истории. Имам Фахриддин ар-Рази приводит, что народ, который признает пророчество своего пророка, должен был принять, уверовать в то, что Талут был избранным царем. То есть их возражение было неуместным если они признавали своего пророка, ведь пророки никогда не лгут. Также было большой ошибкой то, что они считали пророчество, чем-то переходящим по наследству. Когда пророчество было ниспослано Мухаммаду ﷺ, яхуди также возражали, говоря, что пророк должен был выйти из них. Им было дано знамение, что пророк выйдет из Медины, поэтому они переселились в Медину, чтобы пророк был из них. Когда же Всевышний избрал пророка из арабов, они не признали его. В этом аяте они также не признали Талута.
«Воистину, Аллах избрал его царем над вами и приумножил его знания и физическую силу».
Они говорили, что он не из рода пророков и царей и что он не богат, но Аллах говорит, что у него есть знание и сила. О благородстве обладания царями таких качеств, ученые приводят, что знание и сила находятся в человеке, а богатство в его кармане, также если твои предки были сильными, знатными, то это находилось в них, а не в тебе. Знание и силу нельзя отобрать у человека, а богатства можно лишиться в миг. Человек лучше знающий о сражения, обладающий силой, лучше справится с задачей по спасению народа. Поэтому власть должна передаваться не тому, у кого знатный род или богатство, а тому, кто обладает лучшим знанием и силой. Аллах дает власть кому пожелает, поэтому их возражения были неуместными.
«Ибо Аллах – Объемлющий, Знающий».
То есть Аллах в любое время может сделать его богатым, когда это будет ему необходимо, ведь Аллах – Знающий, Он лучше знает, что нужно царю или народу. Затем народ Бану Исраил попросит знамение его царствия, это, по воле Аллаха, мы рассмотрим в следующем уроке. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك
«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».