83 урок. Сура Аль-Бакара, аят 238-239 - Тафсир Корана
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 20:18
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
03:23 04:48 11:53 16:48 18:52 20:18
свернуть
Календарь
Хиджра
18 Шавваль 1445
Григорианский
27 апреля 2024

Циклы уроков

83 урок. Сура Аль-Бакара, аят 238-239

83 урок. Сура Аль-Бакара, аят 238-239

Дни выхода уроков: 4 раза в месяц
28 мая 2021 3 920 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


По воле Аллаха мы продолжаем изучать тафсир суры «Бакара». На прошлом уроке, мы остановились на 238 аяте, мы приводили доводы ученых о том какой намаз считается средним намазом. В этом аяте сказано:

 

«Оберегайте молитвы (намазы), и особенно, среднюю молитву. И стойте перед Аллахом смиренно».

 

В тафсире переводится как «смиренно», но это одно из мнений, по воле Аллаха позже подробнее остановимся на этом слове. Итак, какой намаз считается средним? Ранее мы привели три довода по этому поводу:

 

1. Средний намаз - неизвестен,

 

2. Все намазы считаются средними,

 

3. Средний намаз – это утренний намаз.

 

Первые 3 мнения мы подробно прошли в 82 уроке. Продолжим далее.

 

4. В следующем мнение говорится, что средний намаз – это полуденный (зухр) намаз. Этого мнения придерживались такие сподвижники как: Умар, Абу Саид аль-Худри, Усама бин Зейд. Также этого мнения придерживался Абу Ханифа и его ученики. Доводом этому является то, что полуденный намаз является сложным, время, когда человеку хочется отдыхать, когда наступает самый жаркий период дня, поэтому Всевышний особо выделил этот намаз. Также они приводят, что во времена Пророка самый малочисленный джамаат собирался на полуденный намаз. Это приводится в риваяте Заида ибн Сабита. Полуденный намаз является средним намазом, который приходится на середину дня, если считать утро началом дня. Также приводится, что когда Джабраиль (а.с.) обучал Пророка , он начинал с полуденного намаза.

 

5. Согласно пятому мнению средний намаз – это послеполуденный (аср) намаз, сподвижники как Али, ибн Масуд, ибн Аббас, Абу Хурейра и др. приводили доводы к этому мнению. Ученые как имам ан-Нахаи, Катада, ад-Даххак, также Абу Ханифа приводили риваяты к этому мнению. Здесь необходимо отметить, что у Абу Ханифы по этому вопросу было два мнения: что средний намаз это полуденный и послеполуденный. Али (رضى الله عنه) приводит от Пророка :

 

«В день сражения «Хандак», когда мы совершали послеполуденный (аср) намаз Посланник Аллаха сказал: «Они отвлекли нас от средней молитвы. Да переполнит Аллах их дома и могилы огнем ада». (Бухари, Муслим)

 

Ученые, которые приводят что средний намаз – это утренний, считают, что в этом хадисе средний намаз Пророка и средний намаз приведенный в Священном Коране, это разные средние намазы. Другими словами, существует средний намаз, утвержденный сунной, и средний намаз, то есть утренний, утвержденный Кораном. К примеру, они приводят слово «харам». У нас есть Аль-Харам Медины и Аль-Харам Мекки.

 

Аль-Харам Мекки утвержден Кораном, так как в Коране Всевышний упоминает в нескольких аятах мечеть Аль-Харам. Медину же харамом называл Пророк , также как есть два харама, есть и два средних намаза. Но имам Фахриддин ар-Рази, считает этот довод натянутым.

 

Выделяя важность послеполуденного намаза, Пророк Мухаммад в хадисе сказал:

 

«Кто пропустил аср-намаз, тот будто потерял свою семью и имущество». (Бухари)

 

В другом хадисе сказано:

 

«Поистине, напрасны станут  дела того, кто пропустил аср-намаз». (Бухари)

 

Также Всевышний Аллах в Коране поклялся асром, но касательного этого слова есть разные мнения, в тафсирах этого аята приводятся что смысл этого слова - время, период, либо название намаза. Также ученые приводили как довод то, что аср намаз является средним намазом между дневным (зухр) и ночным (магриб).

 

6. Есть мнение что средний намаз – это магриб намаз. Это мнение приводили ученые как Убейда ас-Саламани. Но весомого довода у этого мнения нет. То есть существуют разные мнения по этому поводу. Другие говорили, что это ночной (иша) намаз, но здесь тоже нет конкретных риваятов.

 

Из всех мнений можно сделать вывод, что средний намаз очень важен. С точки зрения богобоязненности и для совершений поклонения, первое мнение самое удобное для человека. То есть если человек будет уделять время и внимание каждому из пяти намазов, то он по воле Аллаха сохранит средний намаз. К примеру, на прошлом уроке мы говорили, что Аллах скрыл в пятнице время, когда мольба принимается, но не известно в какое именно время. Поэтому мусульмане стараются весь день проводить в поклонении. В продолжении аяте Всевышний Аллах говорит:

 

«И стойте перед Аллахом смиренно».

 

Касательно значения слова «кунут», приводятся несколько мнений. Ибн Аббас (رضى الله عنه) сказал: «Кунут – это дуа и зикр». То есть Аллах говорит о намазе как о внешнем действии «Оберегайте молитвы (намазы)», и в продолжении говорится о внутреннем состоянии во время намаза. Другими словами, читайте намаз в состоянии мольбы и поминания Господа.

 

Второе мнение также приводится от Ибн Аббаса, имама Хасана, имама Шааби, Али ибн Джубайра, Тауса и Катады. Они приводят, что слово «кунут» означает – покорность Аллаху. То есть совершать намаз с покорностью. Также в качестве довода приводят слово «кунут» из Корана, где это слово подразумевает – покорность. К примеру, в 34 аяте суры «ан-Ниса» говорится: «Они праведные и преданы...», в таком случае это слово означает читать намаз в покорном состоянии.

 

Также есть мнение что это слово означает стоять молча, то есть не говорить на мирские темы, не говорить лишнее, читать только утвержденные для намаза слова. Касательно этого от ибн Масуда и Зейд ибн Аркама (رضى الله عنه) приводится:

 

«Мы разговаривали во время намаза, как поступали обладатели Писания, а затем был ниспослан аят «стойте перед Аллахом покорно», в котором нам было приказано молчать и запрещено разговаривать (в намазе)».

 

То есть раньше они могли отвечать на приветствие, отвечать на вопросы стоя нв намазе, к примеру если кто-то спросит: какой сейчас читается намаз или какой ракаат? Они отвечали на вопросы. Этот риваят является сильным доводом в толковании аята. Если сподвижники после ниспослания этого аята перестали говорить вовремя намаз, то это считается большим доводом того, что смысл этого слова стоять в «молчании».

 

Имам Муджахид (رضى الله عنه) приводит, что состояние «кунут» - означает читать намаз с особой искренностью, духовным порывом, не отвлекаясь ни на какие мирские дела, сосредоточить все свои мысли на намазе, осознать, что стоишь перед Всевышним Аллахом. То есть оберегать намаз не только снаружи, но и внутри, намаз не должен быть просто внешним проявлением действия, но и молитвой сердца.

 

В следующем аяте Всевышний также описывает нам положение, связанное с намазом. В этом аяте показано, что намаз является особым поклонением в нашей религии. В 239 аяте Аллах сказал:

 

فَإنْ خِفْتُمْ فَرِجَالاً أَوْ رُكْبَانًا فَإِذَا أَمِنتُمْ فَاذْكُرُواْ اللّهَ كَمَا عَلَّمَكُم مَّا لَمْ تَكُونُواْ تَعْلَمُونَ

«Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом. Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха так, как Он научил вас тому, чего вы не знали»

 

В предыдущем аяте Всевышний Аллах сказал читать намаз с покорностью, то есть в одном месте, не отвлекаясь, не разговаривая. Показал нам как читать намаз в спокойное и мирное время. В жизни человека бывают разные ситуации, к примеру, состояние войны, в транспорте, в бегстве от врага, Всевышний учит нас, как читать намаз в таких ситуациях.

 

«Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом».

 

То есть на человеке всегда будет обязанность намаза. Нет никаких оправданий чтобы не читать намаз. В посте есть такое, что человек не держит пост если заболеет, затем он может восполнить пропущенный день. Если не хватает денег для выплаты закята, вы не платите закят. Также и с хаджем, он предписан тем, у кого есть возможность. Но касательно намаза Пророк сказал:

 

«Молись стоя, а если не сможешь, то сидя, а если не сможешь, то на боку».

 

Даже если ты идешь пешком или едешь в транспорте, верхом на лошади, ты должен читать намаз. В этом случае не обязательно направлять лицо к кибле. В основе мы должны направлять лицо к кибле в обязательных намазах. Нафль и сунна намазы можно читать верхом, Пророк читал эти намазы верхом, но фард намазы совершал на земле, направляя лицо к кибле. Если же такой возможности нет, то Всевышний говорит, читайте пешком или верхом.  

 

Касательно этого ученые говорят, что в намазе есть действия, с которых не спадает обязанность. Первое – это намерение, второе – действия языком, то есть утвержденные молитвы в намазе, как сана, фатиха, дополнительная сура, салават и др. Третье – это действия, совершаемые частями тела, но если у человека нет возможности совершить эти действия, то обязанность снимается с человека. В продолжении аята говорится:

 

«Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха так, как Он научил вас тому, чего вы не знали»

 

То есть в мирное, спокойное время, читайте намаз в покорности, как сказано в 238 аяте, оберегайте намазы. Всевышний Аллах в этом аяте показывает нам, что в намазе нет сложностей, приводя возможность читать намаз в соответствии со сложившейся ситуацией. Человек всегда должен беречь свой намаз. Всевышний не дает право жаловаться на намаз даже в таких сложных ситуациях. Следует знать, что намаз – это первое деяние, за которое человек будет спрошен Аллахом в День Суда.

 

В хадисах приводится, что если человек пройдет данное условие легко, то по другим вопросам ему будет легче. Если же ему будет трудно с вопросом о намазе, то в следующих вопросах ему будет сложнее. Поэтому мы должны обращать особое внимание на деяние, которое нельзя оставлять в любых ситуациях и состояниях. Если мы исправим свои намазы, то по воле Аллаха у нас исправиться наша вера и богобоязненность, намаз убережет нас от скверного. Если же мы дадим в намазе слабину, то это распространится и на другие наши деяния. Поэтому человек с надеждой на Аллаха, на ахират, должен особое внимание уделять намазу.

 

На этом завершим нам урок. В следующем уроке продолжим изучать тафсир Корана. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!

 

سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك

«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi