Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
«Мусульманин — тот, от чьего языка и рук находятся в безопасности другие мусульмане» (Ахмад).
Ихсан — это стремление к добру и делать добро другим. В Священном Коране сказано: «Мы отправили тебя (Мухаммад) только как (проявление) милости для миров (людей и джиннов)» (Сура «Аль-Анбия, аят 107).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), который был послан в качестве милости миру, относился бережно даже к неодушевленным предметам, порой даже он (да благословит его Аллах и приветствует) давал им имена. Например, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) называл свой тюрбан «Сахаба», что означает облако или туча. Таким образом, и живые и неодушевленные предметы казались Пророку милыми.
Имам аль-Газали (да смилостивится над ним Аллах) сказал: «Мусульманин — порядочный гражданин общества. На работе у него хорошие отношения с коллегами, в жизни он хорошо ладит с соседом, делает добро окружающим. В то же время, как член общества, он должен как можно больше бороться с противоправными действиями, преступностью, убийством, насилием и грабежом. Он не обременяет общество своими действиями и проступками, и он в первую очередь думает о справедливости, а не о выгодах любого соглашения» (Ихия уль-Улум ад-Дин).
Того, кто достиг высокого уровня ихсана называют мухсин. Достижение ихсана означает всегда находиться в таком состоянии, когда вы чувствуете что вы находитесь под наблюдением Всевышнего Аллаха. Такой человек никогда не забывает, что Аллах все видит, знает и слышит. Верующий, признающий Аллаха Всеведущим, Всеслышащим и Всевидящим, избегает причинения вреда даже муравьям. В суфизме это состояние называется муракаба. Муракаба — значит смотреть на себя со стороны, то есть контролировать себя. Дни верующего на пути просветления не похожи друг на друга. Прилежно совершая поклонение, верующий начинает критически относиться к своим действиям. Потому что через поклонение он начинает чувствовать себя ближе к Всемогущему Аллаху. Например, в намазе есть сила, корректирующая внутреннее состояние человека, не говоря уже о внешнем. По поводу этого Аллах говорит: «Поистине, намаз оберегает от грехов и ослушания (Аллаха)» (Сура «Аль-Анкабут», аят 45). Намаз подобен невидимому другу, который помогает вам, когда вас соблазняет шайтан.
Мудрый Абай писал:
Раз мумином ты зовешься, иман быть должен у тебя,
А все, что остальное, иман сделает и без тебя.
Из этих стихов мы видим, что добро начинается с веры. На самом деле человек, который думает о будущей жизни и всем сердцем уверовал в «гойб» (т.е. сокровенное, недоступное человеческому разуму), не причинит вреда ни себе, ни обществу. Поэтому Абай в первую очередь призвал нас исправить наше внутреннее состояние.
Аль-Фараби говорил: «Качества души, которые помогают человеку делать добрые дела, являются благими качествами. А то, что заставляет человека совершать безнравственные поступки и проступки, — это нечестность, неполноценность или неверность».
Гнев — враг, ум — друг
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не тот силён, кто побеждает многих, силён лишь тот, кто владеет собой в гневе» (имамы Бухари и Муслим).
Мудрый Абай писал:
Говоришь, полон сил ты, храбрец,
Нафсу отпор дай сначала, боец!
Каждой душе присуще много разных качеств и достоинств. Их не стоит гасить и подавлять. Напротив, их необходимо направить в нужное русло, чтобы это привело к благому и довольству Аллаха. А это задача не из легких.
Ученые советуют использовать потенциал человеческого организма в правильном направлении. Когда исправляется намерение, исправляется и жизнь человека.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) до своего пророчества в народе получил прозвище «Амин». Слово «амин» в переводе означает «мир, благополучие». Даже те, кто намеревался выйти в долгий путь, отдавали на хранение свое богатство Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Вместо того чтобы следовать примеру Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), человек, ищущий оправдания своим проступкам, говорит: «Куда мне, я же
ведь не пророк». А ведь Всевышний Аллах послал к нам Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) именно как образец для подражания.
Наш предок Шакарим говорил: «Человек, бросающий камень в колодец, смотрит на дно, пока не послышится его звук. Точно так же многие критикующие вас ждут ответа. Сдержанно демонстрируйте благой нрав. Пропустите сказанное. Пусть думают, что колодец бездонный».
Сострадание
Одно из благородных качеств верующего — сострадание. Ислам предписывает не быть безразличным к тому, что происходит в обществе, стараться внести свой вклад для его исправления и развития. Не говоря уже об удалении вреда. Одна семидесятая частей веры — убрать камень с пути, который причиняет вред другим. Камень на дороге может стать причиной опрокидывания автомобиля. Это означает, что мусульманин небезразличен к тому, что кажется на первый взгляд простым.
Однажды один отважный муравей, наполнив свой рот водой, попытался потушить огонь, в который был брошен Хазрат Ибрахим (мир ему). Окружающие его спросили: «Эй, маленькое существо! Неужели ты думаешь, что так ты сможешь это потушить огонь?». Муравей сказал в ответ: «Я так делаю из-за страха, что когда я предстану перед Господом своим, Он спросит меня: «Почему ты стоял и смотрел, ничего не предпринимая, когда Пророка Ибрахима бросили в огонь?».
Незадолго до кончины Машхур Жусип заставил построить дополнительную комнату в своем доме. В доме была небольшая печь, посуда и все необходимое. Эта комната была предназначена для тех, кто проходил мимо этого места, чтобы путники смогли расслабиться, отдохнуть с дороги, приготовить себе еду и насытиться питьем. Посетители использовали все, что было в доме, а затем все убирали и мыли за собой. Зная, что дни уже близки, Машхур Жусип даже после своей смерти показал особый пример сострадания к своему народу.