79. Щедрость - Ихсан - основа духовного воспитания
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 21:25
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
02:24 04:10 11:57 17:17 19:39 21:25
свернуть
Календарь
Хиджра
16 Зуль-хиджа 1445
Григорианский
22 июня 2024

Циклы уроков

79. Щедрость
Дни выхода уроков: 3 раза в месяц
23 мая 2024 1 849 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


«Щедрый человек близок к Аллаху и людям, и далек от огня Ада. Жадный человек далек от людей и Аллаха, и далек от Рая, и близок к огню Ада» (Хадис).

 

Шедрость — это качество, которое должно быть в каждом мусульманине, который стремиться достичь совершенства. Во многих аятах Аллах, посылающий пропитание, призывает мусульман не скупиться, а быть щедрыми и творить добро.

 

«Вот вас призывают расходовать (имущество) на пути Аллаха, и среди вас есть те, кто скупится. А тот, кто скупится, скупится только по отношению к самому себе. Аллах — ни в ком и ни в чем не нуждается, а вы нуждаетесь (в Нем). И, если вы откажетесь (от подчинения Ему), Он заменит вас другими людьми, и они уже не будут похожими на вас» (Сура «Мухаммад», аят 38).

 

В действительности, Господу не нужно ни богатство или помощь Своего раба. Человек наполняет свою жизнь благом, удовлетворяя чьи-то потребности. В другом аяте говорится:

 

«Тем, кто расходует свое имущество на пути Аллаха и затем не попрекает (этой помощью) и не оскорбляет (тех, кому помогли), предназначена награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» ( Сура «Аль-Бакара», аят 262).

 

Человек, который действует великодушно, должен искать награду только у Всевышнего Аллаха. Человек, помогающий нуждающемуся, не должен ждать от него никакой награды или доброго слова. У нас есть такая поговорка: «Щедрая рука много получит». Всевышний Аллах дарует великие блага человеку, который удовлетворяет нужды других, несмотря на свои собственные нужды.

 

Средневековый поэт и мыслитель Ахмет Югнаки говорил о щедрости следующее: «Хочется хвалить, хвалите щедрого; все говорят о доброте щедрого; щедрость смывает все грехи; Будьте щедрыми. Вы не услышите ни грубого слова, ни упрека. Щедрость защищает от злословия; щедрый человек растопит любое сердце; недостижимые мечты достигается щедрыми. Щедрого хвалят как ученые, так и простые люди; щедрый владеет знаниями: благодаря щедрости беззащитные живут хорошо. Щедрый мужчина — уважаемый в народе; щедрость повышает вашу репутацию и красоту; Щедрость ведет к любви».

 

Наказание за скупость

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Щедрость — это дерево из Рая, ветви которого вытянуты в этот мир: кто ухватится за эти ветви, тот войдёт в Рай. Скупость — это дерево в Аду, ветви которого вытянуты в этот мир: кто ухватится за эти ветви, тот войдёт в Ад». (Байхаки).

 

Со слов Ибн Аббаса (р.а.) передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) как-то увидел, как некий цеплялся за покрытие Каабы и говорил: «О, Аллах! Прости меня ради почета этого дома (т.е. Каабы)». Посланник Аллаха взглянул на него и сказал: «О, раб Аллаха! Если просишь, проси ради своего почета! Для Аллаха почет мусульманина намного выше, чем почет этого дома». Он сказал:

 

- О, Посланник Аллаха! У меня большой грех.

 

- Какой грех? — спросил Пророк. Он сказал:

 

- У меня много всего, достаточно скота и лошадей. Но как только кто-то попросит меня что-либо из этого, так огонь появляется на моем лице (начинаю гневаться)». Посланник Аллаха сказал:

 

- О, грешник! Отойди от меня, прежде чем сожжешь меня своим огнем. Клянусь Аллахом, если вы будете поститься тысячу лет, молиться тысячу лет и умрете скупым, Аллах непременно отправит вас в Ад. Разве вы не знали, что жадность ведет к неверию, неверие ведет к Аду, а щедрость ведет к вере, а вера ведет в Рай?!».

 

Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Я подошёл к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда он сидел в тени Каабы. Увидев меня, он сказал: «Клянусь Господом Каабы! Им будут причинены страдания».

 

- О, Посланник Аллаха! Кто они?

 

- Они не относятся к категории щедрых людей, которые раздают свое богатства нуждающимся. К сожалению, людей с таким благим характером очень мало. Знай, что перед тем, кто не выплачивает закят, даже если у него есть верблюды, коровы и овцы, в будущей жизни эти животные выйдут в разъяренном виде, и по очереди будут бодать и топтать копытами. Когда будет проходить последний из них, то за ним сразу же подойдет первый, и так раз за разом. Это унижение будет продолжаться до конца срока, определенного Аллахом».

 

Наш предок Ахмет Югнаки говорил о жадности: «Жадность — неизлечимая болезнь; когда дело касается кого-то, его рука и не пошевелится; скупость — настоящий позор».

 

Степени щедрости

 

Исламские ученые делят щедрость на несколько степеней:

 

Сахоуат. Щедрость посредством передачи части cобственного имущества. Это считается как самая низкая степень щедрости. Сюда входит и закят.

 

Джуд. Щедрость посредством раздачи большей части своего имущества. Это щедрость Хазрата Абу Бакра на пути Ислама. Умар (да будет доволен им Аллах), символ справедливости, описал его щедрость следующим образом:

 

«Однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелел нам раздать милостыню. В тот день у меня было много имущества. Сказав самому себе: «Сегодня, я опережу Абу Бакра в вопросе милостыни», я отдал половину имевшегося у меня имущества. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил у меня: «О, Умар! Что ты оставил своей семье?». Я ответил: «О, посланник Аллаха! Я оставил им половину своего имущества». Немного спустя пришел Абу Бакр и пожертвовал свое имущество. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил у Абу Бакра: «О, Абу Бакр! Что ты оставил своей семье?». Абу Бакр ответил: «Я оставил своей семье Аллаха и Его посланника». Я сказал самому себе: «Сегодня я не смог опередить Абу Бакра и никогда не смогу опередить в этом» (Рухуль-Байан 1/349).

 

Исар. Эта степень щедрости, когда вы даете другим, в то время, когда сами нуждаетесь. Это высшая степень щедрости. Если мы посмотрим в историю Ислама, мы увидим, что первые мусульмане были именно такими. Мусульмане Медины, ансары, помогали своим братьям мусульманам, совершившим хиджру из Мекки ради Аллаха, и поровну распределяли свое богатство. В Коране они упоминается следующим образом:

 

«И не чувствуют зависти к тому, что дано им. Они ставят их выше себя, даже если сами нуждаются». (Сура «Хашр», аят 9).

 

Однажды к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришел человек и сказал: «О, Посланник Аллаха! Я голоден». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил об этом одной из своих жен и попросил прислать ему еду. Но он получает известие, что в доме нет ничего, кроме воды. Посланник Аллаха посмотрел на сподвижников и сказал: «Кто хочет сегодня пригласить гостя к себе домой?». Один ансар сказал: «Я хочу», и отвел беднягу к себе домой. Придя домой, он спросил жену: «У тебя есть что-нибудь поесть?».

 

- Нет, еда осталась только для детей.

 

- Накрой на стол все, что есть. И позаботься о детях. Когда они подойдут к столу, уложи их спать. А когда войдет гость, выключи свет. Пусть думает, что и мы едим.

 

Они сели за стол. Гость наелся досыта, а хозяева остались голодными. Утром этот сподвижник встретил Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Увидев его, Посланник Аллаха сказал: «Аллах доволен тем, как вы обращались с гостем сегодня вечером».

 

Здесь мы видим прекрасный пример гостеприимства, искренности и щедрости сподвижника, который отдал должное своему гостю, несмотря на то, что его дети остались голодными.

 

Щедрость великих людей

 

Наш Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), лучший из людей в щедрости, был примером для всех.

 

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не оставлял без внимания никого, кто приходил к нему. Ему даже было стыдно сказать «нет». Кто-то попросил у Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) оказать ему материальную помощь. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) дал ему то, о чем он просил. Когда его снова попросили помочь, он снова дал. Когда его спросили в третий раз, он пообещал найти это, так как у него самого этой вещи не было. Не в силах вынести это Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Почему ты так себя мучаешь?». Посланник Аллаха нахмурился на слова Умара и сильно огорчился. Тогда Абдуллах ибн Хузайфа сказал: «О, Посланник Аллаха! Не бойся, что Господь тебя уморит голодом!». Услышав это, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) улыбнулся и сказал: «Я был послан, чтобы поступать именно так».

 

Мухаммад ибн Кааб рассказывает историю щедрости нашей матери Зайнаб: «После завершения одного дела доля Зайнаб бинт Джахш составила двенадцать тысяч дирхамов. Держа деньги в руках, она подумала: «Господь, не давай мне снова столько. Потому что для меня это большое испытание». Затем она отдала все, что ей причиталось, своим родственникам и нуждающимся. Когда мы сказали Умару (да будет доволен им Аллах) об этой щедрости нашей матери Зайнаб, он выразил свое одобрение и сказал: «Только это мы можем ожидать от Зайнаб». Затем Умар сказал Зайнаб: «Я слышал, что все деньги были распределены в виде милостыни. Я отправляю еще тысячу дирхамов, но потратьте эти деньги на себя!». Однако наша мать Зайнаб (да будет доволен ею Аллах) снова раздала их бедным и нуждающимся.

 

Жизнь нашей матери Хадиджи (да будет доволен ею Аллах), которая первой приняла Ислам, также полна морали. Она была одной из самых богатых людей Мекки. Однако она потратила все свои средства на пути Аллаха. Она всегда протягивала руку помощи нуждающимся. Она так много сделала для развития Ислама, что даже на момент ее смерти в ее доме для ее савана не нашлось даже куска рваной ткани.

 

Абу Ханифа (да смилостивится над ним Аллах), основатель нашего мазхаба, также славился щедростью. Он был большим подспорьем для ученых и студентов, занимавшихся наукой. В конце года он раздавал вырученные средства тем, кто находился в поисках знания. Абу Ханифа говорил: «Потратьте эти деньги на свои нужды. Но не забывайте благодарить Всевышнего. Потому что это богатство не принадлежит мне. Это Божий дар, который Он передал вам через меня».

 

Благородные и благочестивые люди проявляли щедрость как в торговле, так в вопросах долгов. Однажды, когда Абу Ханифа шел по улице, человек, который шел ему навстречу, увидев его, пытался как-то свернуть с пути, чтобы не попасться на глаза Абу Ханифе. Заметив это, Абу Ханифа очень расстроился. «Почему мусульманину, увидевшего меня, приходится убегать от меня?». Абу Ханифа тут же подозвал его к себе и спросил:

 

- Почему вы, увидев меня, попытались изменить свой путь?

 

- Я как-то одолжил у вас денег. Срок займа истек. Я еще не в состоянии их вам вернуть. Мне стало стыдно смотреть вам в глаза, поэтому я решил не попадаться.

 

- СубханаЛлах! Пусть эти деньги станут моим подарком тебе. Я прошу прощения за доставленные неудобства – сказал имам.

 

Таким образом, Абу Ханифа подает уникальный пример великодушия и высокой нравственности.

 

Наш предок Жусуп Баласагуни сказал: «Щедрый — обладатель счастья, и тот, кто дарит счастье, благословен».

 

Щедрость — неотъемлемая часть благого нрава. Поэтому каждый верующий, стремящийся к совершенству, должен быть украшен этим благим нравом. Всемогущий Аллах любит Своих щедрых рабов. Если каждый человек из данной ему доли помогает другим, Всевышний Аллах увеличит его долю.

 

Пусть Всевышний Аллах благословит всех нас щедростью, даст возможность оказывать помощь нуждающимся и стать одним из самых счастливых в обоих мирах!

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi