Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
По воле Аллаха мы продолжаем изучать тафсир суры «Бакара». На прошлом уроке, мы изучили 228 аят, где говорится: «Разведенная женщина должна выждать три периода менструации, не думая о новом замужестве, пока не убедится, что не беременна. Этот период выжидания дает возможность также восстановить брак. Женщинам не разрешается скрывать то, что создал Аллах в чревах их, если они верят в Аллаха и в Последний день. Их мужья в этом случае имеют право вернуть своих жен и восстановить супружеские отношения, если они желают примирения. Жены имеют столько же прав, сколько и обязанностей, согласно принятому шариату. Но у мужей прав на степень больше. Ведь они ответственны за сохранение брака и за детей. Поистине, Аллах – Всемогущий, Великий и Мудрый!».
В следующем 229 аяте говорится о том, как и сколько раз можно давать развод:
الطَّلاَقُ مَرَّتَانِ فَإِمْسَاكٌ بِمَعْرُوفٍ أَوْ تَسْرِيحٌ بِإِحْسَانٍ وَلاَ يَحِلُّ لَكُمْ أَن تَأْخُذُواْ مِمَّا آتَيْتُمُوهُنَّ شَيْئًا إِلاَّ أَن يَخَافَا أَلاَّ يُقِيمَا حُدُودَ اللّهِ فَإِنْ خِفْتُمْ أَلاَّ يُقِيمَا حُدُودَ اللّهِ فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْهِمَا فِيمَا افْتَدَتْ بِهِ تِلْكَ حُدُودُ اللّهِ فَلاَ تَعْتَدُوهَا وَمَن يَتَعَدَّ حُدُودَ اللّهِ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ
«Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму. Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы ограничения Аллаха, не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками».
В этом аяте Аллах описывает развод (талак) и развод, инициированный женой (хуль´). Развод, допускается дважды, - то есть после которого можно вернуть жену. Если муж сказал один раз – «талак», это считается первым разводом. Если после этого муж помирится с женой, в период трех менструации, либо если она беременна, до рождения ребенка, то брак продолжается. Другими словами, не нужно обновлять никях. Если же после развода, в течении этих периодов муж и жена не помирились, то их брак теряет силу. Если же они помирятся после истечения этого периода, то им нужно будет обновить свои никях, и у мужа остается два талака. С возобновлением брака, количество талака не возобновляется, не восполняется. В Коране говорится об этом, что развод допускается дважды.
«После чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму»,
то есть они могут либо уладить свои отношения друг с другом и помириться, либо муж должен отпустить ее пристойным образом, не причинять ей страдания, не злословить после развода.
Как-то, у одного ученого были проблемы в отношении с женой. Близким людям стало известно об их проблеме, и они начали его расспрашивать об этом, на что он ответил: «Как же я могу обсуждать с вами свои личные отношения с женой и наши секреты?». В итоге у них не заладилось, и они развелись. Люди снова начали расспрашивать его о его жене, о том, что стало причиной их развода. На что он ответил: «Теперь после развода, она не является мне законной супругой, и стала для меня посторонним человеком, как же я могу обсуждать тайны, и личные дела постороннего мне человека?».
Таким образом муж сохранил уважение к своей жене как до, так и после развода. В жизни бывает разное, некоторые не сходятся, значит так предначертано им Аллахом, мужчина сам выбирает себе жену, никто его не заставлял, возможно он даже бегал когда-то за ней, был влюблен, не видел кроме нее никого другого. Но судьбы бывают разные, кто-то женится, кто-то разводится, в жизни бывают недопонимания, разные характеры. Что бы ни было, нельзя после развода с женой говорить о ней плохое, или раскрывать ее отрицательные черты. Это дозволено делать только в том случае, если человек, который намеревается жениться на вашей бывшей жене, пришел к вам за советом, спрашивает о ней. Только в таком случае, в виде наставления ничего не прибавляя, не приукрашивая, можно рассказать о ней только этому человеку.
«Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им»,
к примеру, когда муж тиран, превратил жизнь жены в ад, она просит развод, а он шантажирует ее, и просит за развод вернуть махр или деньги, иными словами, превращает развод в бизнес. Конечно же махр не является бизнесом. Далее в аяте говорится:
«Если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха»,
то есть если они не могут жить в соответствии с шариатом. Если она сама просит развод, то Всевышний говорит:
«И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод».
Если до этого мы разбирали «талак», то данный вопрос относится к «хуль´», то есть развод по инициативе жены. В период невежества, не было ограничении в разводе, то есть мужчина после развода имел право возвращать свою жену столько, сколько хотел. В те годы, если муж тиран, он мог развестись, а когда наступал срок «идда», снова возобновлял брак, таким образом он мог повторять это, чтобы причинить страдания жене, она не была законной супругой и не была свободной женщиной.
Хуль´ — это когда жена выкупает свой развод, то есть возвращает свои махр. Ученые говорят, что мужу следует брать махр в виде моральной компенсации только в том случае, если проблема была в жене. Среди ученых есть разногласия, касательно того, считается ли «хуль´» разводом. Одни говорят, что не является разводом, так как Всевышний в Коране описывает два развода, затем «хуль´», после чего в 230 аяте описывает третий развод. То есть если есть три развода, и считать «хуль´» разводом, то получается четыре развода. Большинство же ученых не согласны с этим мнением, они говорят, что описывается два развода, «хуль´» входит в них, и считается разводом.
В хадисе приводится, что к Пророку ﷺ пришла женщина и пожаловалась на мужа, из-за того, что он был уродлив и она питала к нему отвращение. Когда пророк ﷺ спросил об этом у ее мужа, он сказал: «Я дал ей два сада в качестве брачного дара, и сейчас она владеет ими». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Забери их и расстанься с ней». В другом риваяте сказано: «Забери их и дай ей развод».
«Таковы ограничения Аллаха, не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками».
Нельзя превращать развод в игрушку, шутить этим. В следующем аяте описывается третий вид развода, которую мы рассмотрим в следующем уроке. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك
«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».