Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
«Одной из важных предпосылок совершенства является дружба. В ней люди обязаны видеть свой долг. Но долг этот выполним только тогда, когда человек склонен к дружелюбию. Если твое расположение к кому-то вызвало ответное чувство и если ваша дружба, основанная на взаимной любви и уважении, переросла в привязанность друг к другу, то эту дружбу можно считать настоящей» (Абай).
Невозможно отделить людей от общества. На все духовные переживания человека напрямую влияют окружающие его люди. Это непостижимо для разума, ограниченного материальным миром. Однако человек, находящийся в сложном душевном состоянии, может по достоинству это оценить. Человек ищет того, кто сможет облегчить ему его страдания, печаль. Потому что, если эта внутренняя печаль не развеется, и не выйдет наружу, то со временем она будет накапливаться и в конечном итоге причинит вред своему хозяину. По мнению экспертов, в современном обществе растет число самоубийств. Ведущие психологи и многие лауреаты Нобелевской премии встревожены. Это знак того, что принцип «если мы исправим наше финансовое положение, мы достигнем настоящего счастья» оказался ложным. Ведь эти болезни проявляются там, где все измеряется материальными ценностями.
Сосредоточение всего внимания на материальном мире и забвение бесконечного мира «души» человека равносильно забвению самого себя. В одной из своих проповедей Хазрат Али сказал: «Вы думаете о себе как о маленьком теле, но внутри вас скрыт целый мир» (Диван Али ибн Абу Талиб).
Хороший друг — благо от Аллаха
Важность хорошего друга велика. Это великое благо от Аллаха — иметь друга, с которым можно поделиться внутренними переживаниями и секретами. Мусульманин должен знать цену любому благу и ценить его. Ученые говорят: «Благодарность не ограничивается одним лишь языком.
Благодарить можно тремя способами:
Во-первых, сердцем. Сущность такой благодарности заключается в том, что человек сердцем твёрдо убеждён, что все блага даются только от Одного Всевышнего Аллаха.
Второй, языком. Он выражает свою благодарность, говоря: «Хвала Аллаху, шукр». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Эти четыре слова наиболее любимы Аллаху. «Субханаллах (пречист Аллах), Альхамдулильлях (хвала Аллаху), ля иляха илля Аллах (нет иного божества, достойного поклонения кроме Аллаха), и Аллаху Акбар (Аллах велик)» (имам Муслим).
Третий, действиями. То есть уметь ценить и искренне благодарить за дары, данные нам Аллахом. Хороший родитель и хороший друг — великие блага Аллаха. Каждый, кто ценит это, получит от Аллаха бесчисленное множество других благ. Об этом свидетельствует аят: «Если вы (уверовав и совершая хорошие поступки) будете благодарны, Я одарю вас большим (большими благами)» (Сура «Ибрагим», аят 7).
Посещение друга является третьим видом благодарности. Лучше одна встреча с другом, чем тысячу раз переписываться, не так ли?! Бесспорно, что если улыбка — это садака, посещение друга будет более полезным, как в этом мире, так и в будущем.
Люди близкие духом — настоящие друзья
В первую очередь человек раскрывает свои секреты родителям. А друзьям говорит то, о чем не говорил своим родителям. Вот почему Абай считает «хорошим другом» человека, который влияет на человечность и вносит вклад в изучение и науку. Социология изучает человеческие отношения и их происхождение. Немецкий социолог Ф. Теннис делит человеческие отношения на эмоциональные и рациональные. Он считает, что дружба рождается из эмоциональной близости. То есть дружба с точки зрения рационального мышления не соответствуют ее требованиям. Соответственно важно иметь человека, который понимает состояние человека и может общаться с ним на одной волне. Конечно, эмоции возникают из человеческих переживаний. Абсурдно смотреть на его существование с материальной точки зрения, потому что это невозможно объяснить. На данный момент нет другого выбора, кроме как обратиться к Священному Корану. Всемогущий Аллах заявляет, что единство людей находится в сердце: «Ты (Мухаммад) считаешь, что они едины, но их сердца разобщены. (Сура «Аль-Хашр»,аят 14). Этот аят о неверующем сообществе, которое боролось против мусульман. Хотя они были едины внешне, их вера была разобщена. На самом деле людей могут объединять внешние факторы, такие как деньги, слава и карьера. Однако продолжительность той дружбы равна продолжительности действия этих факторов. Неразумно строить дружбу на том, что сегодня есть, а завтра нет. А те, кто близок душой, не думают о собственной выгоде, а в первую очередь стараются угодить своему другу. Сердца верующих, призывающих к Единому Аллаху, сопровождаются удивительной невидимой связью.
Дружба Сыддика (Абу Бакра)
Друзья — это близкие по духу люди, которые вверяют свои тайны друг другу. Люди, которые разделяют общие взгляды, цели, мечты и интересы, хорошо общаются, помогают друг другу в трудную минуту, имеют близкие намерения, уважительны друг к другу и искренни.
Хазрат Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) был одним из первых людей, принявших Ислам. Он был преданным соратником Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и настоящий друг, который находился рядом в трудные минутды. Абу Бакру, который ни на мгновение не изменил своей искренности, посчастливилось быть спутником Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) при переселении из Мекки в Медину. Переселение было тяжелым. Знойная жара, а также постоянное преследование язычников усложняло это дело. Хазрат Абу Бакр описал переселение таким образом:
«В палящую жару, когда солнце взошло на каменистом холме, у нас стало пересыхать в горле. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) добродушно и обходительно предложил мне на половину полный бурдюк воды. Я сказал: «О, Посланник Аллаха! Сначала выпей сам». Затем мой Пророк и лучший друг пил, пока не утолил жажду». Вот какой должна быть настоящая дружба. Всегда думать о своем друге, в то время, когда сами нуждаетесь!
Всевышний любит человека, который делает зиярат к другу
Слова «зиярат» означает посещать, совершить визит. Зиярат — один из способов укрепить связи и увеличить любовь между родственниками и друзьями, и другими людьми.
Воспитанность - краса любого деяния
Однажды, ангел встретил человека, направляющего на встречу со своим другом, и сказал: «Ты делаешь благое дело. Твои шаги (на пути к другу) — хорошее деяние, и ты приготовил себе место в Раю» (имам Тирмизи).
Как может верующий не стремиться к этому, зная, что его ждет такая награда?! Однако скупой человек, который не хочет поступать как подобает другу, может вызвать холодные отношения. Поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в хадисе: «Сдержанность и спокойствие от Аллаха, а поспешность исходит от шатйна» (имам Байхаки).
Здесь на помощь приходит благородные правила, называемые моралью. Порядочный мусульманин — красота общества. А украшает благие действия — этика и воспитанность.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал своему сподвижнику Абу Хурайре: «О, Абу Хурайра! Посещай своих братьев и сестер и твоя любовь будет расти» (имам Самарканди).