Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
По воле Аллаха мы продолжаем изучать тафсир суры «Бакара». На прошлом уроке, мы остановились на 223 аяте, в следующем 224 аяте, Всевышний Аллах поясняет нам о клятвах, которые приводятся в разных сурах Священного Корана:
وَلَا تَجْعَلُوا اللَّهَ عُرْضَةً لِأَيْمَانِكُمْ أَنْ تَبَرُّوا وَتَتَّقُوا وَتُصْلِحُوا بَيْنَ النَّاسِ ۗ وَاللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ
«Пусть клятва именем Аллаха не мешает вам творить добро, быть богобоязненным и примирять людей. Аллах – Слышащий, Знающий».
О смысле этого аята, ученые говорят, что у арабов, как и у других народов, в словах используют клятвы. К примеру, человек может сказать: клянусь Аллахом, своим родственникам, близким. Бывают разные ситуации, ссоры, обиды, и человек сгоряча может поклясться больше не общаться, не видеться с ними и т.п. Бывают люди, у которых вошло в привычку клясться, они дают клятву в нужных и ненужных ситуациях.
В основе в нашей религии это считается неправильным. Когда человек слышит имя Господа, это должно в его сердце проявлять чувство страха, останавливать от греховного. Некоторые так часто произносят имя Аллаха в клятвах, что теряется величие, почтение Имени. Особенно это проявлялось у арабов, которые часто без надобности прибавляли к словам «ваЛлахи», что означает – клянусь Аллахом. Затем даже когда нужно исполнить веления Аллаха, примерить двух людей, они говорят: нет я давал клятву, что не буду общаться. Поэтому Аллах говорит: «Пусть клятва именем Аллаха не мешает вам творить добро, быть богобоязненным и примирять людей».
В толковании смысла этого аята, есть два мнения ученых, которое также связано со следующим 225 аятом, где сказано:
لَا يُؤَاخِذُكُمُ اللَّهُ بِاللَّغْوِ فِي أَيْمَانِكُمْ وَلَٰكِنْ يُؤَاخِذُكُمْ بِمَا كَسَبَتْ قُلُوبُكُمْ ۗ وَاللَّهُ غَفُورٌ حَلِيمٌ
«Аллах не призовет вас к ответу за непреднамеренные клятвы, но призовет вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца. Аллах – Прощающий, Выдержанный».
То есть Аллах не наказывает за пустословие в клятвах, сказанные без злого умысла. Касательно пустословия в клятвах, есть мнение от Айши, имама Шааби, имама Икрима, в риваяте от имамов Шафии и Ахмада: «Пустословие в клятвах – это слова человека у себя дома: «Нет, клянусь Аллахом, да, клянусь Аллахом». То есть, когда никто его не спрашивает: поклянись Аллахом, человек сам, непреднамеренно произносит клятву. Но эти клятвы они произносят больше по привычке. Поэтому в аяте сказано: «Аллах не призовет вас к ответу за непреднамеренные клятвы…». Если человек непреднамеренно произнес клятву, он не совершает каффарат (искупление), которое налагается за нарушение, в том числе и клятвы.
Второе мнение, в риваяте от имамов Абу Ханифы и Малика, которого придерживались ибн Аббас, имам Хасан, Муджахид, Зухри. По их мнению, пустословие в клятвах – когда человек клянется, думая, что он говорит правду, но затем выясняется, что он ошибался. К примеру, вы сказали: Клянусь Аллахом, такой-то человек совершал хадж. Возможно, вы слышали, что он собирается совершить паломничество, возможно вас дезинформировали, возможно кто-то видел похожего на него человека во время хаджа и т.п. Но потом выясняется, что он не совершал хадж. По мнению ученых, за такие клятвы, Аллах не наказывает человека.
Отличие этих двух мнений в том, что в первом случае, человек должен совершить каффарат за нарушенную клятву. Во втором же случае, по мнению имама Абу Ханифы и имама Малика, каффарат не совершается.
Также есть мнения, что пустословие в клятвах – это клятва, произнесенная во время гнева, также запрещение самому себе того, что дозволил Аллах. То есть, когда человек говорит: пусть мне будет то-то если я не сделаю это и тому подобное. Есть разные мнения, но лучше из мнений по словам ученых толкователей, это первое мнение, которое больше подходит к аяту. То есть легкомысленные клятвы, без какого-либо намерения. Так как в аяте сказано: «Аллах не призовет вас к ответу за непреднамеренные клятвы, но призовет вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца…». Когда человек произносит языком пустые клятвы, у него нет в сердце намерения, это только привычка.
Согласно второму мнению имама Абу Ханифы и имама Малика, человек произносит клятвы с намерением. Поэтому мнение имама Шафии и имама Ахмада, ближе к смыслу аята.
Всевышний Аллах в аяте разделяет клятвы на пустые слова и клятвы, сказанные с намерением в сердце. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Если ты поклялся сделать что-нибудь, а затем увидел, что лучше поступить иначе, то искупи свое клятвопреступление и сделай то, что лучше».
Даже если вы поклялись, это не должно помешать вам совершать благое. Для искупления можно 10 дней кормить одного бедняка либо сразу накормить десять разных бедняков, или же необходимо поститься три дня.
Мы не должны позволять, чтобы клятвы именем Аллаха входили в привычку. Это не подходит великому имени Аллаха. Но если вы непреднамеренно произнесли клятву, то вы не должны совершать каффарат. По воле Аллаха на этом завершим наш урок. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك
«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».