Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
73. Этика ученика по отношению к учителю
«Я буду рабом тому, кто обучил меня хоть букве из знаний: если хочет — пусть продаст меня, если хочет — освободит, а хочет — пусть держит в рабстве». (Хазрат Али).
У нас есть такая поговорка: «Хорошие учителя создают хороших учеников». Учитель — почетная личность, которая удовлетворяет потребности не только в знании, но и в воспитании. Уровень человека в социальной среде определяется уровнем его образованности и воспитанности. Это также измеряется жизненной позицией учителя. Первые аяты Священного Корана гласят: «Читай с именем твоего Господа, который сотворил (все сущее). Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь — самый щедрый. Он научил (человека писать) пером» (Сура «Аль-Аляк», аяты 1-4).
Ученику нужен учитель, как для учебы, так и для поиска знаний. В этом отношении мы видим важность поиска знаний, получения образования, стремления к наукам. В следующем аяте повелевается: «Разве знающие равны невеждам?». Поистине, принимают наставления лишь обладатели разума» (Сура «Аз-Зумар», аят9).
Если мы посмотрим на историю Ислама, мы увидим, что в 615 году, то есть на пятом году пророчества, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обучал положениям Ислама своих сподвижников в доме Аркама ибн Аби Аркама.
Так Пророк (мир ему и благословение) начал свою деятельность в роли учителя и наставлял своих первых верующих товарищей. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также исполнял роль учителя и обучал сподвижников во время их переселения из Мекки в Медину. С одной стороны к мечети Пророка примыкал навес. Местные жители называли его «Асхаб-и Суффа». Здесь жили бездомные, нищие и обездоленные люди. Они проводили свои дни в молитве и получали знания от Пророка. Первым образовательным учреждением в Исламе была именно эта школа Суффа, учителем же их был сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), который передал большинство хадисов, получил образование именно в этой школе. Из этой школы, основанной Пророком (мир ему и благословение Аллаха), вышло много ученых, которые хорошо разбирались в Исламе, в Священном Коране и хадисах, и толковали их значения. Тех, кто учился в этой школе, первыми отправляли в другие места для распространения Ислама.
Сподвижники, получавшие знания от Пророка и развившие в себе благой нрав и порядочность, показали нам пример проявления уважения к учителю. Ярким примером этому является следующая история. Сподвижник Шагби (да будет доволен им Аллах) рассказал следующую историю: «Совершив погребальную молитву, я подошел к Зайду ибн Сабиту (да будет доволен им Аллах), который сидел на муле. В этот момент подошел Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) и вознамерился подать ему стремя. Увидев это, сподвижник Зайд сказал: «О, сын дяди Пророка! Не переживай, отпусти стремя». Ибн Аббас сказал: «Нет, нам велено относиться с почтением к ученым». Услышав это, Зайд тут же поцеловал руку Ибн Аббаса и сказал: «И нам велено так же уважать ближайших родственников Пророка» (Газали, Ихья, 1/1).
Хазрат Али (да будет доволен им Аллах), один из четырех халифов, был одним из самых образованных сподвижников. Он обратился в Ислам в раннем возрасте и стал одним из первых мусульманин. Находясь рядом с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), он пил только из исламского источника Каусар и имел возможность получить глубокие знания. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), оценивая глубину его познания, сказал: «Я — город знаний, а Али — его врата. Пусть те, кто хочет учиться, войдут в эту дверь».
Хазрат Али говорил: «Я буду рабом тому, кто обучил меня хоть букве из знаний: если хочет — пусть продаст меня, если хочет — освободит, а хочет — пусть держит в рабстве». Вот так великие сподвижники объясняют нам отношения, которые должны быть между учителем и учеником.
Имам Бурхан аль-Ислам аз-Зарнуджи, ученый ханафитского мазхаба, пишет в своей книге «Наставление обучающимся»: Обучающийся должен быть мотивирован на получение знаний, то есть он должен иметь определенное намерение. Потому что намерение — это начало всего. Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Дела оцениваются по намерению ...». «Многие вещи кажутся хоть и мирскими, но благодаря благим намерениям они становятся деяниями загробной жизни. Точно так же многие дела кажутся делами будущей жизни и становятся делами этого мира из-за дурных намерений». В процессе обучения ученик должен иметь намерение достичь довольства Аллаха, просвещать себя и людей, служить религии, хранить Ислам.
Образец поведения между учителем и учеником начинается с благих намерений в обучении. Ученик, который ищет довольство Аллаха, думает о будущей жизни и верно служит людям, скорее всего, превзойдёт своего учителя. Поучительная жизнь ученых мазхаба свидетельствует нам об этом.
У имама Абу Юсуфа, известного ученика Абу Ханифы, был пятнадцатилетний сын. Он очень любил своего сына. Внезапно его сын умер. Тогда он сказал своим ученикам: «Я оставляю похороны на вас. Я иду к своему учителю. Мне никак нельзя пропустить сегодняшний урок». После смерти имама один мужчина увидел его во сне. Он стоял перед огромным дворцом в Раю. Высота дворца достигала Арша. Он спросил: «Чей это дворец?». «Мой», — ответил имам. Когда его спросили, как ему это удалось такого достичь, он ответил: «Из-за моей любви к знаниям и обучению».
Когда имам Шафии (да помилует его Аллах) увидел пастуха, он вежливо встал. Окружающие его спросили: «Почему вы проявили такое уважение к пастуху?». «Этот человек однажды дал мне ответ на один вопрос, поэтому я считаю своим долгом проявлять уважение и почет человеку, который научил меня хотя бы одной вещи».
Имам Бурхануддин Зарнуджи в своей книге «Наставление обучающимся» пишет: «Выбирая учителя, необходимо обращаться к самому образованному, набожному и возрастному. Когда Абу Ханифа (да помилует его Аллах) пошел к своему учителю Хаммаду ибн Сулейману (да помилует его Аллах), он долго и упорно думал, и выбрал его. Имам А’зам сказал о своем учителе: «Я увидел, что он в возрасте, что он сильный, добрый и терпеливый. В конце концов, я вырос благодаря воспитанию этого человека».
Ученик может приобретать и использовать знания только при уважении к их владельцам. Уважение лучше безоговорочного послушания. Дело в том, что из-за совершения греха человек не выходит из лона Ислама. Он может стать неверующим, если легко относится к греху и из-за отсутствия уважения. Уважение к учителю — это своего рода уважение к знаниям. Выбор хорошего учителя и уважение к нему также являются одним из основных принципов, которые должны формироваться между учителем и учеником.
Один исламский ученый написал письмо Имаму аль-Газали, которому служил ему много лет и у которого он много учился: «Учитель, я многому научился за эти годы. Итак, что для меня самое необходимое и полезное из всех этих знаний? Какие знания помогут мне в будущей жизни, что будет моим спутником, когда мои друзья оставят меня одного в могиле, какие знания спасут меня от мук? Какие знания бесполезны в этом мире и в будущей жизни? Я хочу узнать и держаться от таких знаний подальше. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «О Аллах, поистине, убереги меня от бесполезных знаний, сердца, которое не боится Аллаха, от ненасытного нафса и безответной мольбы». Именно это я и хочу знать».
Имам Газали сказал своему ученику: «Дорогой, любимый сын и верный друг! Все наставления были взяты от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Наставление, которое исходит не от него, бесполезно. Одна из проповедей Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) выглядит следующим образом: «Признак того, что Всевышний Аллах не проявляет милосердия к одному из Своих рабов, что Он гневается на Него и испытывает Его, состоит в том, что этот раб занят вещами, которые не принесут пользы этому миру и будущей жизни, и что он тратит свое время на ненужные вещи. Если человеку больше сорока лет, и его добрые дела, то есть его награды, не перевешивают его скверных дел, то есть его грехов, пусть он готовится к Аду!».
Этой проповеди будет достаточно для тех, кто понимает значение этого хадиса. Знайте, что знания без деяний не спасут человека. Позвольте мне привести пример: «Если человек встретит льва в горах и у него есть оружие и меч, и он умеет хорошо пользоваться, как он сможет избавиться от льва, не используя эти оружия? Это маловероятно. Точно так же, как бы ни был образован человек, если он не будет действовать в соответствии с тем, что он знает, его знания будут бесполезны.
Знайте, что вы не будете вознаграждены, если не будете усердно работать и следовать по пути религии! Все, что вы делаете и молитесь, должно соответствовать религии. По этой причине Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отменил и изменил правила прошедших времен. Поэтому нельзя и открывать рта без разрешения шариата. Беспечное сердце, смешанное со словами, знаниями и низменными страстями, которым нет места в Исламе и являются признаком Ада и страданий». Вот такое письмо написал ученый.
Один из ученых Бухары преподавая в медресе, неоднократно вставал со своего места. Когда его спросили, почему он постоянно встает и садится, он пояснил: «Я видел через вот эту открытую дверь как играл ребенок моего учителя, и он, то появлялся у двери, то удалялся. И чтобы отдать дань уважения моему учителю, я вставал с места, видя его ребенка», — сказал он, добавив, что он уважает, чтит и ценит родственников и детей своего учителя.
«Не идти впереди учителя, не садиться на его место, не начинать речь без разрешения. Также не задавать вопросы, когда учитель устал, уделять внимание времени и быть терпеливым, не стучать в его дверь, пока учитель не выйдет из комнаты», — говорил ханафитский ученый Бурхануддин Зарнуджи об этике ученика к учителю.
Этикет между учеником и учителем нужен не для разделения их друг от друга. Подобно тому, как ученик уважает своего учителя до конца своей жизни, так и учителю никогда не устанет давать советы своим ученикам. Самое главное — уважать учителя. Это всегда будет обязанностью ученика.
В народе много подобных мудрых высказываний: «По ученику и об учителе судят», «Строгость учителя лучше ласки отца», «Родители создают тело, учителя — душу».