73. Этика ученика по отношению к учителю - Ихсан - основа духовного воспитания
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 17:46
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:55 07:18 11:53 14:41 16:23 17:46
свернуть
Календарь
Хиджра
19 Джумада-сани 1446
Григорианский
21 декабря 2024

Циклы уроков

73. Этика ученика по отношению к учителю

73. Этика ученика по отношению к учителю

Дни выхода уроков: 3 раза в месяц
30 янв. 2024 4 084 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


«Я буду рабом тому, кто обучил меня хоть букве из знаний: если хочет — пусть продаст меня, если хочет — освободит, а хочет — пусть держит в рабстве». (Хазрат Али).

 

У нас есть такая поговорка: «Хорошие учителя создают хороших учеников». Учитель — почетная личность, которая удовлетворяет потребности не только в знании, но и в воспитании. Уровень человека в социальной среде определяется уровнем его образованности и воспитанности. Это также измеряется жизненной позицией учителя. Первые аяты Священного Корана гласят: «Читай с именем твоего Господа, который сотворил (все сущее). Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь — самый щедрый. Он научил (человека писать) пером» (Сура «Аль-Аляк», аяты 1-4).

 

Ученику нужен учитель, как для учебы, так и для поиска знаний. В этом отношении мы видим важность поиска знаний, получения образования, стремления к наукам. В следующем аяте повелевается: «Разве знающие равны невеждам?». Поистине, принимают наставления лишь обладатели разума» (Сура «Аз-Зумар», аят9).

 

Если мы посмотрим на историю Ислама, мы увидим, что в 615 году, то есть на пятом году пророчества, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обучал положениям Ислама своих сподвижников в доме Аркама ибн Аби Аркама.

 

Так Пророк (мир ему и благословение) начал свою деятельность в роли учителя и наставлял своих первых верующих товарищей. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также исполнял роль учителя и обучал сподвижников во время их переселения из Мекки в Медину. С одной стороны к мечети Пророка примыкал навес. Местные жители называли его «Асхаб-и Суффа». Здесь жили бездомные, нищие и обездоленные люди. Они проводили свои дни в молитве и получали знания от Пророка. Первым образовательным учреждением в Исламе была именно эта школа Суффа, учителем же их был сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), который передал большинство хадисов, получил образование именно в этой школе. Из этой школы, основанной Пророком (мир ему и благословение Аллаха), вышло много ученых, которые хорошо разбирались в Исламе, в Священном Коране и хадисах, и толковали их значения. Тех, кто учился в этой школе, первыми отправляли в другие места для распространения Ислама.

 

Сподвижники, получавшие знания от Пророка и развившие в себе благой нрав и порядочность, показали нам пример проявления уважения к учителю. Ярким примером этому является следующая история. Сподвижник Шагби (да будет доволен им Аллах) рассказал следующую историю: «Совершив погребальную молитву, я подошел к Зайду ибн Сабиту (да будет доволен им Аллах), который сидел на муле. В этот момент подошел Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) и вознамерился подать ему стремя. Увидев это, сподвижник Зайд сказал: «О, сын дяди Пророка! Не переживай, отпусти стремя». Ибн Аббас сказал: «Нет, нам велено относиться с почтением к ученым». Услышав это, Зайд тут же поцеловал руку Ибн Аббаса и сказал: «И нам велено так же уважать ближайших родственников Пророка» (Газали, Ихья, 1/1).

 

Хазрат Али (да будет доволен им Аллах), один из четырех халифов, был одним из самых образованных сподвижников. Он обратился в Ислам в раннем возрасте и стал одним из первых мусульманин. Находясь рядом с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), он пил только из исламского источника Каусар и имел возможность получить глубокие знания. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), оценивая глубину его познания, сказал: «Я — город знаний, а Али — его врата. Пусть те, кто хочет учиться, войдут в эту дверь».

 

Хазрат Али говорил: «Я буду рабом тому, кто обучил меня хоть букве из знаний: если хочет — пусть продаст меня, если хочет — освободит, а хочет — пусть держит в рабстве». Вот так великие сподвижники объясняют нам отношения, которые должны быть между учителем и учеником.

 

Имам Бурхан аль-Ислам аз-Зарнуджи, ученый ханафитского мазхаба, пишет в своей книге «Наставление обучающимся»: Обучающийся должен быть мотивирован на получение знаний, то есть он должен иметь определенное намерение. Потому что намерение — это начало всего. Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Дела оцениваются по намерению ...». «Многие вещи кажутся хоть и мирскими, но благодаря благим намерениям они становятся деяниями загробной жизни. Точно так же многие дела кажутся делами будущей жизни и становятся делами этого мира из-за дурных намерений». В процессе обучения ученик должен иметь намерение достичь довольства Аллаха, просвещать себя и людей, служить религии, хранить Ислам.

 

Образец поведения между учителем и учеником начинается с благих намерений в обучении. Ученик, который ищет довольство Аллаха, думает о будущей жизни и верно служит людям, скорее всего, превзойдёт своего учителя. Поучительная жизнь ученых мазхаба свидетельствует нам об этом.

 

Имам Агзам Абу Ханифа (да смилостивится над ним Аллах) говорил: «Я никогда не сидел, растягивая ноги в сторону дома моего учителя Хаммада несмотря на то, что между нашими домами семь улиц. Уже много лет после каждой молитвы я возношу молитвы за своего учителя вслед за молитвой за своих родителей».

 

У имама Абу Юсуфа, известного ученика Абу Ханифы, был пятнадцатилетний сын. Он очень любил своего сына. Внезапно его сын умер. Тогда он сказал своим ученикам: «Я оставляю похороны на вас. Я иду к своему учителю. Мне никак нельзя пропустить сегодняшний урок». После смерти имама один мужчина увидел его во сне. Он стоял перед огромным дворцом в Раю. Высота дворца достигала Арша. Он спросил: «Чей это дворец?». «Мой», — ответил имам. Когда его спросили, как ему это удалось такого достичь, он ответил: «Из-за моей любви к знаниям и обучению».

 

Когда имам Шафии (да помилует его Аллах) увидел пастуха, он вежливо встал. Окружающие его спросили: «Почему вы проявили такое уважение к пастуху?». «Этот человек однажды дал мне ответ на один вопрос, поэтому я считаю своим долгом проявлять уважение и почет человеку, который научил меня хотя бы одной вещи».

 

Имам Бурхануддин Зарнуджи в своей книге «Наставление обучающимся» пишет: «Выбирая учителя, необходимо обращаться к самому образованному, набожному и возрастному. Когда Абу Ханифа (да помилует его Аллах) пошел к своему учителю Хаммаду ибн Сулейману (да помилует его Аллах), он долго и упорно думал, и выбрал его. Имам А’зам сказал о своем учителе: «Я увидел, что он в возрасте, что он сильный, добрый и терпеливый. В конце концов, я вырос благодаря воспитанию этого человека».

 

Ученик может приобретать и использовать знания только при уважении к их владельцам. Уважение лучше безоговорочного послушания. Дело в том, что из-за совершения греха человек не выходит из лона Ислама. Он может стать неверующим, если легко относится к греху и из-за отсутствия уважения. Уважение к учителю — это своего рода уважение к знаниям. Выбор хорошего учителя и уважение к нему также являются одним из основных принципов, которые должны формироваться между учителем и учеником.

 

Один исламский ученый написал письмо Имаму аль-Газали, которому служил ему много лет и у которого он много учился: «Учитель, я многому научился за эти годы. Итак, что для меня самое необходимое и полезное из всех этих знаний? Какие знания помогут мне в будущей жизни, что будет моим спутником, когда мои друзья оставят меня одного в могиле, какие знания спасут меня от мук? Какие знания бесполезны в этом мире и в будущей жизни? Я хочу узнать и держаться от таких знаний подальше. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «О Аллах, поистине, убереги меня от бесполезных знаний, сердца, которое не боится Аллаха, от ненасытного нафса и безответной мольбы». Именно это я и хочу знать».

 

Имам Газали сказал своему ученику: «Дорогой, любимый сын и верный друг! Все наставления были взяты от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Наставление, которое исходит не от него, бесполезно. Одна из проповедей Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) выглядит следующим образом: «Признак того, что Всевышний Аллах не проявляет милосердия к одному из Своих рабов, что Он гневается на Него и испытывает Его, состоит в том, что этот раб занят вещами, которые не принесут пользы этому миру и будущей жизни, и что он тратит свое время на ненужные вещи. Если человеку больше сорока лет, и его добрые дела, то есть его награды, не перевешивают его скверных дел, то есть его грехов, пусть он готовится к Аду!».

 

Этой проповеди будет достаточно для тех, кто понимает значение этого хадиса. Знайте, что знания без деяний не спасут человека. Позвольте мне привести пример: «Если человек встретит льва в горах и у него есть оружие и меч, и он умеет хорошо пользоваться, как он сможет избавиться от льва, не используя эти оружия? Это маловероятно. Точно так же, как бы ни был образован человек, если он не будет действовать в соответствии с тем, что он знает, его знания будут бесполезны.

 

Знайте, что вы не будете вознаграждены, если не будете усердно работать и следовать по пути религии! Все, что вы делаете и молитесь, должно соответствовать религии. По этой причине Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отменил и изменил правила прошедших времен. Поэтому нельзя и открывать рта без разрешения шариата. Беспечное сердце, смешанное со словами, знаниями и низменными страстями, которым нет места в Исламе и являются признаком Ада и страданий». Вот такое письмо написал ученый.

 

Один из ученых Бухары преподавая в медресе, неоднократно вставал со своего места. Когда его спросили, почему он постоянно встает и садится, он пояснил: «Я видел через вот эту открытую дверь как играл ребенок моего учителя, и он, то появлялся у двери, то удалялся. И чтобы отдать дань уважения моему учителю, я вставал с места, видя его ребенка», — сказал он, добавив, что он уважает, чтит и ценит родственников и детей своего учителя.

 

Шейх Имам Садеддин Ширази (да смилостивится над ним Аллах) писал: «Наши ученые (да смилостивится над ними Аллах) говорили, что тем, кто хочет, чтобы их дети были учеными, следует приглашать и кормить ученых фикха, и обходиться с ними почтительно. И если даже его сын не станет ученым, станет ученым его внук».

 

«Не идти впереди учителя, не садиться на его место, не начинать речь без разрешения. Также не задавать вопросы, когда учитель устал, уделять внимание времени и быть терпеливым, не стучать в его дверь, пока учитель не выйдет из комнаты», — говорил ханафитский ученый Бурхануддин Зарнуджи об этике ученика к учителю.

 

Этикет между учеником и учителем нужен не для разделения их друг от друга. Подобно тому, как ученик уважает своего учителя до конца своей жизни, так и учителю никогда не устанет давать советы своим ученикам. Самое главное — уважать учителя. Это всегда будет обязанностью ученика.

 

В народе много подобных мудрых высказываний: «По ученику и об учителе судят», «Строгость учителя лучше ласки отца», «Родители создают тело, учителя — душу».

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi