Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
По воле Аллаха мы продолжаем изучать тафсир суры «Бакара». На прошлом уроке, мы остановились на 217 аяте, в следующем 218 аяте Всевышний Аллах сказал:
إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَالَّذِينَ هَاجَرُوا وَجَاهَدُوا فِي سَبِيلِ اللَّهِ أُولَٰئِكَ يَرْجُونَ رَحْمَتَ اللَّهِ ۚ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَحِيمٌ ﴿٢١٨﴾
«Воистину, те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха, надеются на милость Аллаха. А ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (2:218).
О взаимосвязи этого аята с предыдущим аятом, учеными сказано: когда был ниспослан аят связанный с историей Абдуллы ибн Джахша, где говорилось, что его поступок не был ошибкой, что отвращение от религии хуже, чем убийство, Абдулла ибн Джахш сказал: «О Посланник Аллаха! Из этого аята мы для себя разъяснили, что не будем наказаны за этот поступок, можем ли мы надеяться на награду?». Тогда Всевышний ниспослал аят:
«Те, которые искренне уверовали и оставили родину, защищая исламскую религию и борясь на пути Аллаха, получат большую награду от Аллаха и Его милость. Ведь Аллах Прощающий Милосердный».
То есть их поступок относится к тем, кто борется на пути Аллаха, кто искренне уверовал, кто совершил хиджру, поэтому по воле Аллаха, для них есть награда. В аяте говорится, что они надеются на милость Аллаха, почему же просто не сказано, что Аллах милостивый, что Он объемлет своим милосердием всех? Почему они лишь могут надеяться?
Касательно этого вопроса, ученые говорят: во-первых, по акыде Ахлю-Сунны, Всевышнему не обязательно показывать награды за благие поступки людей, вводить их в Рай. Мы надеемся, так как Аллах дал обещание, а Господь всегда сдерживает Свое обещание. Для Всевышнего нет ничего обязательного, ваджиба. Ученые говорят, что Аллах вводит в Рай человека только по своей милости. Иными словами, мы не покупаем билет в Рай своими поступками. Если сравнить райские блаженства с нашими деяниями, то наши поступки не будут стоить ничего, так как наши поступки полны недостатков и погрешностей. Даже Пророк ﷺ говорил, что он не сможет совершить поклонение достойное величия Аллаха, в таком случае что говорить о нас, поэтому мусульмане должны надеяться на милость и милосердие Аллаха.
Во-вторых, для того, чтобы надеяться на благой исход, человек должен совершать благодеяния, покинуть этот мир не иначе как правоверный мусульманин.
В следующем 219 аяте, описывается еще одно шариатское повеление. Как говорят ученые, толкователи, этот аят был ниспослан, когда алкоголь был не под полным запретом. Всевышний в Коране сказал:
يَسْأَلُونَكَ عَنِ الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ ۖ قُلْ فِيهِمَا إِثْمٌ كَبِيرٌ وَمَنَافِعُ لِلنَّاسِ وَإِثْمُهُمَا أَكْبَرُ مِنْ نَفْعِهِمَا ۗ وَيَسْأَلُونَكَ مَاذَا يُنْفِقُونَ قُلِ الْعَفْوَ ۗ كَذَٰلِكَ يُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمُ الْآيَاتِ لَعَلَّكُمْ تَتَفَكَّرُونَ ﴿٢١٩﴾
«Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы». Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Излишек». Так Аллах разъясняет вам знамения, - быть может, вы поразмыслите» (2:219).
В целом, касательно алкоголя, Всевышний ниспосылал четыре аята, первый аят в суре «Нахль»:
وَمِنْ ثَمَرَاتِ النَّخِيلِ وَالْأَعْنَابِ تَتَّخِذُونَ مِنْهُ سَكَرًا وَرِزْقًا حَسَنًا ۗ إِنَّ فِي ذَٰلِكَ لَآيَةً لِقَوْمٍ يَعْقِلُونَ ﴿٦٧﴾
«Из плодов финиковых пальм и виноградников вы получаете опьяняющий напиток и добрый удел» (16:67).
В этом аяте Аллах разделяет и разъясняет, что из дарованных продуктов вы получаете хмельной напиток – недобрый и пищу – приятную и добрую. После этого аята, некоторые поняли, что хмельной напиток является недобрым и полностью отказались от него. Хотя этот аят не означал полный запрет. Затем, когда Умар и Муаз ибн Джабаль (رضى الله عنها) спросили Пророка ﷺ об опьяняющих напитках, Аллах ниспослал этот аят:
«Тебя спрашивают о вине и азартных играх. Скажи, что в них обоих – большой грех, хотя иногда бывает и польза. В них греха больше, чем пользы и нужно от них уклоняться» (2:219).
То есть в этом аяте уже начинается запрет на хмельные напитки, после этого аята многие перестали употреблять эти напитки, так как в аяте четко сказано, что в них большой грех. В другом кираате Корана приводится как - множество грехов, но были и те, кто продолжал употреблять хмельные напитки, так как в аяте было сказано о пользе и не было полного запрета. В один из дней Абдурахман ибн Ауф (رضى الله عنه) пригласил гостей, после ужина напоил их вином – это было до ниспослания запрета. Один из сподвижников совершая закатную молитву и читая суру «аль-Кафирун», запутался в ней. Он прочитал: «Я поклоняюсь помимо Аллаха тому, чему вы поклоняетесь. А вы поклоняетесь Единому Аллаху, которому я не поклоняюсь». В связи с этим случаем был ниспослан аят:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَقْرَبُوا الصَّلَاةَ وَأَنْتُمْ سُكَارَىٰ حَتَّىٰ تَعْلَمُوا مَا تَقُولُونَ وَلَا جُنُبًا إِلَّا عَابِرِي سَبِيلٍ حَتَّىٰ تَغْتَسِلُوا ۚ وَإِنْ كُنْتُمْ مَرْضَىٰ أَوْ عَلَىٰ سَفَرٍ أَوْ جَاءَ أَحَدٌ مِنْكُمْ مِنَ الْغَائِطِ أَوْ لَامَسْتُمُ النِّسَاءَ فَلَمْ تَجِدُوا مَاءً
فَتَيَمَّمُوا صَعِيدًا طَيِّبًا فَامْسَحُوا بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُمْ ۗ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَفُوًّا غَفُورًا ﴿٤٣﴾
«О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите…» (4:43).
Таким образом, было запрещено читать намаз в нетрезвом состоянии, после этого некоторое количество сподвижников оставили хмельные напитки, то есть это был процесс поэтапного воспитания мусульман. Но оставались сподвижники, которые не перестали употреблять алкоголь, они пили хмельные напитки после ночной молитвы, чтобы к утру быть трезвым. Либо выпивали после утренней молитвы, чтобы быть трезвым к полуденной молитве. Или же выпивали самую малость, чтобы не опьянеть. В один из дней сподвижник по имени Утба ибн Малик (رضى الله عنه), пригласил гостей на ужин, среди них был и Саад ибн Абу-Ваккас (رضى الله عنه). Гости ели верблюжатину и пили вино. И тут между ними возник спор, из-за того, что Саад громко прочел касиду (рассказ), в котором осмеивал ансаров. В пылу спора один из ансаров не выдержал и, будучи в нетрезвом состоянии, ударил верблюжьей костью Саада. Тогда Саад пошел и пожаловался на него Пророку ﷺ. Умар (رضى الله عنه) который был свидетелем этого, сказал: «О Аллах! Ниспошли нам достаточное разъяснение относительно вина». Тогда был ниспослан аят, который содержал полный запрет на потребление спиртных напитков:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالْأَنْصَابُ وَالْأَزْلَامُ رِجْسٌ مِنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ ﴿٩٠﴾
إِنَّمَا يُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَنْ يُوقِعَ بَيْنَكُمُ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاءَ فِي الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ وَيَصُدَّكُمْ عَنْ ذِكْرِ اللَّهِ وَعَنِ الصَّلَاةِ ۖ فَهَلْ أَنْتُمْ مُنْتَهُونَ ﴿٩١﴾
«Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы являются скверной из деяний шайтана. Сторонитесь же ее – быть может, вы преуспеете…Неужели вы не прекратите?» (5:90-91).
Сподвижники воскликнули: «Мы прекратили! Отныне мы отказались от спиртного и азартных игр!».
Анас ибн Малик (رضى الله عنه) сказал, что до запрета, для арабов не было слаще напитка, чем вино, для них этот запрет был самым сложным. От вина отказались даже те, кто привык пить. Все имевшиеся в домах вино вылили на улицу. Вино текло по улицам, подобно ручьям. Таким образом Всевышний, по своей мудрости, через несколько этапов сделал спиртное харамом (запрещенным).
Мать правоверных Айша (رضى الله عنها) сказала: «Если бы запрет был внезапным, большинство людей не восприняли бы его». Повеления о запрете начали ниспосылаться только после того, как люди полностью привыкли к Исламу, укрепили в сердцах веру, увеличили любовь к Аллаху, когда стали готовы к выполнению повеления Всевышнего. Для нас это большой урок, когда мусульманин призывает к Исламу, он должен учитывать состояние и положение человека, сначала объяснять более важные вещи, стараться призывать к намазу. По воле Аллах, если человек начал совершать намаз, то он сам будет сторониться дурного. Как сказано в Коране:
اتْلُ مَا أُوحِيَ إِلَيْكَ مِنَ الْكِتَابِ وَأَقِمِ الصَّلَاةَ ۖ إِنَّ الصَّلَاةَ تَنْهَىٰ عَنِ الْفَحْشَاءِ وَالْمُنْكَرِ ۗ وَلَذِكْرُ اللَّهِ أَكْبَرُ ۗ وَاللَّهُ يَعْلَمُ مَا تَصْنَعُونَ ﴿٤٥﴾
«Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (29:45).
Молитва удерживает человека от прегрешений, увеличивает богобоязненность. Как рассказал один прихожанин, он был человеком пьющим, играл в азартные игры и никак не мог оставить эти дела, но по воле Аллаха он начал читать намаз, затем ему было легко оставить все свои дурные увлечения, то есть, если мы видим пьющего человека, нам не нужно сразу бороться с его пагубной привычкой. Если мы увеличим его духовное состояние и приведем к намазу, то по воле Аллаха оставить спиртное ему будет легко.
Всевышний Аллах в аяте показывает нам пример, который мы должны усвоить: «Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх». Что такое опьяняющие напитки? «Ал-Хамр» в переводе с арабского – укрывать, преграждать. К платку женщины применяли такое слово как «химар». Применяется именно это слово, так как спиртные напитки создают преграду к здравому смыслу, выводя человека из нормального трезвого состояния. Вне зависимости из чего сделан алкоголь, все что опьяняет - считается хамром. В учет берется опьяняющее свойство, некоторые говорят, что он сделан из пшеницы и тому подобные пустые слова. Любая вещь, которая накрывает ваш разум считается хамром, как и все наркотические вещества. Если опьянение наступает в результате употребления большого количества вещества или напитка, то и в малом количестве она считается запретным. Пророк ﷺ в хадисе сказал:
«Что опьяняет в большом количестве, то является запретным и в малом количестве».
Поэтому мы должны сторониться большого и малого.
Второе упоминание — это азартные игры, к примеру игры, в казино, в ранние времена у арабов были игры с забоем верблюдов и т.п. Этот аят относится ко всем азартным играм. Одно из свойств азартных игр, является везение, то есть человек не задействует свой разум. Азартные игры приносят вред не только человеку, но и семье, обществу, окружающей среде. Всевышний об этом сказал:
«Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы».
Господь создал человека обладателем разума. Это самое ценное что есть в нем, что делает его человеком. Если человек лишится разума, то он станет сумасшедшим, его не будут уважать в обществе. Арабское слово «акл» (ум) происходит от слова «гикаль» (нитка), наш ум словно держится на ниточке. Главный противник разума, самого ценного что есть в человеке – это спиртное и азартные игры, которые разрывают эту нить рассудка человека. Сколько людей, которые в нетрезвом виде совершают преступления, аварии, драки, разрушаются семьи. По причине опьянения человек теряет к себе уважения в обществе, поэтому Аллах в другом аяте сказал:
إِنَّمَا يُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَنْ يُوقِعَ بَيْنَكُمُ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاءَ فِي الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ وَيَصُدَّكُمْ عَنْ ذِكْرِ اللَّهِ وَعَنِ الصَّلَاةِ ۖ فَهَلْ أَنْتُمْ مُنْتَهُونَ ﴿٩١﴾
«Воистину Шайтан при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и молитвы». (5:91).
Это – явный вред, зло, несущее ненависть, зависть, разногласие, ослабление, которое отвращает от веры, поклонения и поминания Аллаха. Поэтому Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Спиртное - есть ключ ко всему дурному».
Порой вред от азартных игр превышает вред от спиртного, когда человек теряет рассудок и ставит на кон все свое имущество, и даже свою жену и детей. Вылечить человека от болезни азартных игр очень сложно, легче вылечить человека от наркотической зависимости.
В аяте упоминается о некоторой пользе спиртного, то есть это выгода от торговых сделок или, когда пьяный человек становится щедрым и раздает всем деньги, так же и в азартных играх, в виде легкого выигрыша, но греха в них больше, чем пользы. В продолжении аята говорится:
«Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Излишек».
То есть, спрашивают о том, сколько надлежит издерживать на благодеяния. В хадисе об этом сказано:
«Наилучшей милостыней является та, после которой остается достаток. Высшая рука (дающая) лучше руки низшей (берущей) и начинай расходовать с тех, кого ты обязан содержать».
Касательно этого аята, ученые сказали, что это относится к закяту, так как в закяте человек тоже выплачивает то, что остается. Другие ученые сказали, что это раннее предписание, которое утратило силу после ниспослания аята про закят. Что предыдущие общины должны были отдавать излишки. Одни ученые сказали, что здесь имеется ввиду не обязательное, а нафль (добровольное) пожертвование. Так как Всевышний сказал расходовать излишек, но не указал в каком количестве. В продолжении аята Всевышний говорит:
«Так Аллах разъясняет вам знамения, - быть может, вы поразмыслите…»,
в начале 220 аята продолжается:
«над этим миром и последней жизнью».
В толковании продолжения аята:
«Может быть, вы подумаете о результатах ваших поступков в ближайшей и будущей жизни!».
То есть, для размышления, чтобы человек подумал и сравнил эту жизни и следующую. По воле Аллаха на этом завершим, толкование следующего аята продолжим изучать в следующем уроке.
Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты! Аминь!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك
Субханакя Аллахумма ва бихамдикя, нашхаду ан ля иляха илля анта, настагфирукя ва натубу иляйкя.
«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».