Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
أعوذ بالله من الشيطان الرجيم، بسم الله الرحمن الرحيم
الحمد لله رب العالمين، و الصلاة و السلام على نبينا محمد و على آله و أصحابه أجمعين. رب اشرح لي صدري و يسر لي أمري و احلل عقدة من لساني يفقهوا قولي. اللهم علمنا ما ينفعنا و انفعنا بما علمتنا و زدنا علما و عملا و تقى و إخلاصا يا رب العالمين.
أما بعد، السلام عليكم و رحمة الله و بركاته.
По воле Аллаха мы продолжаем изучать тафсир суры «Бакара». На прошлом уроке, мы остановились на 209 аяте. В следующем 210 аяте Всевышний Аллах говорит:
هَلْ يَنْظُرُونَ إِلَّا أَنْ يَأْتِيَهُمُ اللَّهُ فِي ظُلَلٍ مِنَ الْغَمَامِ وَالْمَلَائِكَةُ وَقُضِيَ الْأَمْرُ ۚ وَإِلَى اللَّهِ تُرْجَعُ الْأُمُورُ ﴿٢١٠﴾
«Неужели эти неверующие ждут, что Аллах явится к ним вместе с ангелами, осененный облаками, и все будет решено? К Аллаху возвращаются дела» (2:210).
В этом аяте нам описываются события, которые будут происходить в Судный день. Также важно то, что этот аят приходит после предыдущего, c целью устрашения, чтобы напомнить людям, что этот день будет тяжелым, что они будут наказаны, если будут совершать грехи. В этом аяте есть несколько важных моментов.
Во-первых: относительно вопроса о том, как понимать слова «Аллах явится», ученые Ахлю-Сунны приводят два мнения. Первое - мазхаб тафвид, то есть это путь в понимании сыфатов (атрибутов) Всевышнего, когда говорят: «веруем в тот смысл, который Аллах вложил в эти аяты и не делаем никаких толкований». К примеру, когда в Коране Аллаху приписываются руки, или, когда говорится, что Господь ваш пришел, то есть, в случае прямого перевода, означающее какое-либо действие, перемещение или слова, обозначающие органы. Ученые эти аяты называют – муташаббихат аяты (аяты с неясным смыслом). Мы читаем аят и не толкуем никак, не углубляемся в смысл, с одновременной убежденностью, что Аллах чист от качеств творений. Имам Шафии сказал:
«Я уверовал в Аллаха, и в то, что пришло от Аллаха, так как от меня хочет Аллах. Я уверовал в Посланника Аллаха, и в то, что пришло от посланника Аллаха, так как от меня хочет посланник Аллаха».
Конечно же, эти слова относятся к муташаббихат аятам, так как в других вопросах, шариата, фикха, в вопросах, которые не являются муташаббихатом, ученые толковали слова по языковому смыслу, шариатскому смыслу. Эти вопросы относятся к деяниям, в отношении которых должна быть ясность и открытость. Так как человек нуждается в них, для совершения деяний. Но человек не нуждается в этом для того, чтобы уверовать. К примеру, если Аллах сказал уверуйте в это, то мы должны уверовать, и нам не обязательно знать, что за этим скрыто.
Поэтому, первая группа ученых не толкует слова: «Аллах явится», и при этом считают Аллаха чистым от того, что подразумевается под внешним смыслом аятов.
Вторая группа ученых, приводит мнение, что можно давать толкование этим аятам, не выходя за рамки правил шариата и акыды. Ученые называют их – мазхаб тавиль, то есть они дают обобщенный смысл аятам, из последующих или предыдущих аятов. К примеру, в Коране говорится:
«Обе руки Его простерты» (5:64).
В предыдущем аяте, иудеи говорили, что Аллах жаден, к этим словам Аллах напротив говорит, что: «Обе руки Его простерты и Он расходует как пожелает», то есть эти слова говорят о щедрости Аллаха. Так же в аяте «перед Нашими глазами», имеется ввиду «Под Нашим взором и охраной». Это толкование мазхаб тавиля. В целом основное убеждение сподвижников, и ранних ученые приводится как убеждение тафвид, но есть и тавиль по некоторым отдельным аятам от сподвижников. К примеру, имам Ахмад словам: «Аллах придет», придает смысл: «Придет благо Аллаха», в риваяте имама Байхаки. То есть если в основе своей они придерживались убеждения тафвида, то от некоторых ученых приходил и тавиль.
С распространением нашей религии, представители других конфессий начали принимать ислам. Это были люди, которые ранее руководствовались наличием образов у Господа. Они рисовали иконы, лепили статуи, когда они произносили слово – Бог, то представляли образ. Они ошиблись, воспринимая так как есть, иносказательные слова.
В связи с тем, что ислам принимал люди, в акыде которых были такие убеждения, то ученые внести тавиль, как необходимость того времени, для того чтобы скорректировать убеждения этих людей от приписывания Всевышнему телесности и уподоблений. Ученые говорили:
«Если ташбих (уподобление) – это вирус, то тавиль – это исцеление».
Для того, чтобы люди, в акыде которых было уподобление, приняв ислам и читая Коран, не впали снова в свою прежнюю акыду, ученые поясняли смыслы этих аятов.
В исламе существует маджаз – это иносказание, метафора, слова на основе какого-нибудь сравнения с чем-либо. К примеру, читая хадис Пророка (ﷺ):
«Если раб направиться ко Мне шагом, то Я побегу навстречу ему…»,
То это, разумеется не воспринимается буквально. Такие слова придают красоту речи. В арабском языке такие слова маджази встречаются часто, поэтому ученые говорили, что в некоторых аятах и хадисах, использовать переносный смысл является лучше. К примеру, если сказать «блага в руках Аллаха», то никому в голову не придет думать о руках, пальцах и т.п. Или если сказать, начальство наверху наблюдают за мной. Люди понимают, что вышестоящие по службе, а не начальство, которые сидят этажом выше. Ученые говорят, что если предавать смысл, не выходя за рамки акыды, языковых правил, шариата, то в этом нет ничего плохого.
В 210 аяте, Всевышний Аллах описывает, тяжелое время, тяжелые дни и часы. Этот аят ниспослан для того, чтобы вызвать у людей страх и тревогу, так как предыдущий и последующий аят является предостерегающим и устрашающим. «Неужели эти неверующие ждут, что Аллах явится к ним…» - неужели они ждут этот страшный день. В Коране встречаются словосочетания, прямой смысл которых использовать невозможно, в таких случаях берут переносное значение. К примеру, в Коране Всевышний говорит: «Те, кто воюет с Аллахом…», «Те, которые навредили Аллаху…», кто может воевать с Аллахом? Кто может Ему навредить? Конечно, никто не может навредить Аллаху. Смысл этих аятов в другом. Так же и в этом аяте, где говорится, «Аллах явится», то есть явится наказание Аллаха, Его гнев, наступит день расчета. В арабском языке такие словосочетания встречаются часто. К примеру, когда Фараон сказал: «О Хаман, построй мне высочайшую башню…», он не говорит, чтобы Хаман сам готовил раствор и клал кирпичи. Он имел ввиду, чтобы тот отдал приказ о строительстве.
Также есть правило, что Коран следует толковать Кораном. Всевышний Аллах, описывая положение в Судный день, в других сурах, применял такие же словосочетания. К примеру, в суре «Нахль»:
«Неужели они ждут чего-либо иного, кроме ангелов или веления твоего Господа?»
Почему они не веруют, неужели они ждут прихода к ним ангела смерти, или наказания Аллаха за их грехи, и не постигнет их всех гибель по повелению Аллаха. В целом, если толковать Коран Кораном, общий смысл слов: «Аллах явится» в суре «Бакара», в объединении с другими аятами, можно выразить как: «повеление Аллаха, тяжелые дни». В словах «вместе с ангелами, осененный облаками», нет никаких разногласий, так как ангелы имеют тело, они сходят на землю, они являлись к пророку Ибрахиму, вместе с мусульманами участвовали в битвах, поэтому в прямом толковании этих слов нет никаких проблем. Слова «Аллах явится» можно понять, как «приход наказания Аллаха», как приводится в другом аяте:
«Но Аллах обрушил на них кару, откуда они не ждали».
То есть, применяя метод тавиль, можно сказать, что смыл слов «Аллах явится» - повеление, приказ Аллаха, наступление наказания Аллаха, также выражение того, что этот день тяжелый. К примеру, если сказать: «на экзамене будет присутствовать сам министр образования», то есть это говорит о том, что экзамен предстоит тяжелый. Так же и в этом аяте, когда говорится, что сам Господь явится, означает что этот день будет тяжелым.
Другими словами, можно применять два метода толкования, тафвид – оставление смысла аята Аллаху, отсутствие какого-либо толковании, и тавиль – толкование, не противоречащее акыде и языковым правилам. В аяте говорится:
«Неужели они ждут тяжелых дней от Аллаха, ведь только Господь может решать все дела. Он один распоряжается ими, как пожелает».
В следующем 211 аяте Всевышний снова напоминает им:
سَلْ بَنِي إِسْرَائِيلَ كَمْ آتَيْنَاهُمْ مِنْ آيَةٍ بَيِّنَةٍ ۗ وَمَنْ يُبَدِّلْ نِعْمَةَ اللَّهِ مِنْ بَعْدِ مَا جَاءَتْهُ فَإِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ ﴿٢١١﴾
«Спроси сынов Исраила, сколько ясных знамений Мы ниспослали им. Если кто променяет милость Аллаха после того, как она явилась к нему, то ведь Аллах суров в наказании» (2:211).
Ученые в толковании этого аята говорят, что слово «спроси» сказано не для того, чтобы узнать, так как Всевышний Аллах поведал Пророку Мухаммаду (ﷺ) историю предыдущих общин. Здесь имеется ввиду, чтобы Пророк (ﷺ) напомнил им: «Сколько было ниспослано им ясных знамений разве Аллах не направлял к ним пророков, разве не спас от рабства, разве не наказал их Аллах за то, что они отклонились и изменили значение этой милости и скитались на протяжении сорока лет».
Другими словами - напомни им, «ведь в ваших писаниях приводится об истинности моего пророчества, почему вы не веруете, ведь вам известно о тяжелых наказаниях ваших предшественников за то, что они не выполнили приказы Аллаха, неужели вы не боитесь, что это настигнет и вас». Всевышний сказал:
«В повествовании о них содержится назидание для обладающих разумом».
В этих историях – наставление и поучение для людей разумных, «сколько ясных знамений Мы ниспослали им», то есть «спроси у иудеев, сколько доказательств истинности Мы явили им, как разделения моря, ниспослания манны с небес, тень облаков над ними в сильную жару и др.».
Второе мнение ученых, что эти слова напоминают о том, что им были ниспосланы аяты, подтверждающие истинность Пророка (ﷺ).
«Если кто променяет милость Аллаха после того, как она явилась к нему», в этом аяте ученые приводят несколько значений словам: «Милость Аллаха». Первое – это ниспосланные аяты о знамениях, которые они изменили и не получили от них пользы и мудрости. Этих ясных знамений было недостаточно для их благочестия и просвещения души и ума, и они еще больше углубились в заблуждение и грехи.
В другом толковании под словами: «Милость Аллаха» понимается то, что им было даровано спокойствие, здоровье, но они не уверовали. Тот, кто изменяет милости Аллаха, будет наказан. Если толковать: «Милость Аллаха», как ниспосланные аяты, писания, то смысл в том, что они исказили их. Аллах забирает милость, если проявлять неблагодарность. Ведь Аллах силен в наказании!
Пусть Аллах сделает нас из числа рабов, которые ценят милости Всевышнего. По воле Аллаха на этом завершим наш урок. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты! Аминь!