Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
أعوذ بالله من الشيطان الرجيم بسم الله الرحمن الرحيم
الحمد لله رب العالمين و الصلاة و السلام على رسولنا محمد و على آله و صحبه أجمعين
رب اشرح لي صدري و يسر لي أمري و احلل عقدة من لساني يفقهوا قولي
اللهم علمنا ما ينفعنا و انفع بما ُعلمتنا و زدنا علماً و عملاً و تقىً و إخلاصاً يا رب العالمين
أما بعد :السلام عليكم و رحمة الله و بركاته
По воле Аллаха мы продолжаем изучать тафсир суры «Бакара». На прошлом уроке, мы завершили 202 аят. В 203 аяте суры «Бакара» Всевышний Аллах разъясняет и описывает нам некоторые вопросы, связанные с хаджем (большим паломничеством):
وَاذْكُرُوا اللَّهَ فِي أَيَّامٍ مَعْدُودَاتٍ ۚ فَمَنْ تَعَجَّلَ فِي يَوْمَيْنِ فَلَا إِثْمَ عَلَيْهِ وَمَنْ تَأَخَّرَ فَلَا إِثْمَ عَلَيْهِ ۚ لِمَنِ اتَّقَىٰ ۗ وَاتَّقُوا اللَّهَ وَاعْلَمُوا أَنَّكُمْ إِلَيْهِ تُحْشَرُونَ ﴿٢٠٣﴾
«Поминайте Аллаха в считанные дни. Кто торопится и завершает обряд за два дня, тот не совершает греха. И кто задерживается, тот также не совершает греха. Это касается богобоязненных. Бойтесь же Аллаха и знайте, что к Нему вы будете собраны» (2:203)
В этом аяте Всевышний Аллах описывает правила месяца «зуль-хиджа» в конце паломничества. Первое правило - в указанные дни воздавайте хвалу Аллаху, искренне поминая, со словами «Аллаху Акбар» (Аллах Велик). В целом, поминание не ограничивается «ташриком» (Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Ля иляха илляЛлаху, уаЛлаху Акбар, Аллаху Акбар уа лиЛляхиль-хамд), ученые приводят, что здесь говорится и о поминании до намаза. Начиная с утреннего намаза дня арафат, мусульмане произносят «такбир ташрик», на протяжении пяти дней, то есть это день арафат, три дня айта (праздничные дни) и в четвертый день после айта произносят «такбир ташрик». Аллах говорит, чтобы в эти указанные дни, все люди поминали Всевышнего. В дни, когда паломники побивают шайтана камнями в долине Мина. Повелитель правоверных Умар (رضى الله عنه) и другие сподвижники понимали, что нужно больше поминать Аллаха, и везде произносили «такбир ташрик».
В хадисе имам Аль-Бухари сказал: «Умар (رضى الله عنه) произносил такбир в долине Мина, и люди, находившиеся там, слышали его и начинали повторять за ним такбир, так что вся долина Мина сотрясалась от такбира…».
То есть в эти дни людям следует чаще поминать Аллаха. В особенности после намазов является обязательным произносить «такбир ташрик». В пятый день после аср намаза произносят заключительный «такбир ташрик». Также в обязанности паломника входит поминание Аллаха после каждого «побивания шайтана» камнями. Эти указанные дни называют «дни ташрика». Если в первый день арабы резали жертвенное животное, то последующие три дня, они высушивали мясо. Этот обычай был сохранен до появления морозильных камер. Они высушивали мясо под солнцем и готовили провизию. Касательно этого наши имамы приводят два мнения.
По мнению имама Абу Юсуфа (رحمه الله), такбир начинается в день арафа после утреннего намаза и завершается после аср намаза на четвертый день в «дни ташрика». Это мнение передается от сподвижников Али и Умара (رضى الله عنهما). Другие ученые, во главе с Абдуллой ибн Масудом (رضى الله عنه), приводят, что такбир начинается в день арафа после утреннего намаза и завершается после аср намаза на третий день в «дни ташрика». То есть получается не 5 (пять), а 4 (четыре) дня. Имам Багави в своем тафсире приводит, что Великий имам Абу Ханифа (رحمه الله) придерживался этого мнения. Последующие имамы нашего мазхаба придерживались мнения Абу Юсуфа. В основе нашем мазхабе есть мнения имама Абу Ханифы (رحمه الله), также приводят мнения двух его учеников имама Абу Юсуфа и имама Мухаммада (رحمهما الله), или же мнения всех трех имамов. В этом же вопросе имамы придерживались мнения Абу Юсуфа, так как у нас такбир произносят пять дней, завершая после аср намаза.
Далее Всевышний описывает обряды «побивания шайтана» камнями и проведения ночи в долине Мина. По мнению имамов, ночевка в долине Мина в «дни ташрика», считается сунной. «Кто торопится и завершает обряд за два дня, тот не совершает греха». То есть те паломники, которые после «побивания камнями шайтана» оставляют Мину через два дня, то на них нет греха. В первый день паломники кидают 7 (семь) камней, в остальные три дня по 21 (двадцать одному) камню, в итоге побивают 70 (семидесятью) камнями. А кто останется на третий день, на нем тоже не будет греха. Мусульманину не обязательно пользоваться этим облегчением. Паломники, которые отправляются в хадж из нашей страны, обычно выполняют ритуал побивания шайтана камнями два дня, а затем возвращаются в гостиницы, но желающие остаются на третий день и восполняют. В этом вопросе Всевышний дал нам облегчение, то есть это на усмотрение каждого паломника. Самое главное – это богобоязненность. «Знайте, что вы предстанете перед Аллахом и будете отвечать за свои поступки» - и в этом вопросе Аллах напоминает нам об ахирате. В следующем 204 аяте, Всевышний разъясняет вопрос, не связанный с хаджем. Аллах говорит:
وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يُعْجِبُكَ قَوْلُهُ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَيُشْهِدُ اللَّهَ عَلَىٰ مَا فِي قَلْبِهِ وَهُوَ أَلَدُّ الْخِصَامِ ﴿٢٠٤﴾
«Среди людей есть такой, чьи речи восхищают тебя в мирской жизни. Он призывает Аллаха засвидетельствовать то, что у него в душе, хоть сам является непримиримым спорщиком» (2:204).
То есть красивыми словами пытается показать, убедить что душа его полна любви к Аллаху и Его посланнику. Всевышний говорит Пророку (ﷺ), что эти речи могут ему понравиться, но его намерения, скрывающиеся в сердце, не совпадают с его речью. Этот человек – самый упорный и беспощадный в препирательстве.
Ученые приводят, что этот аят был ниспослан касательно одного человека по имени Ал- Ахнас ибн Шурайк. Этот человек приходил к Пророку Мухаммаду (ﷺ) и своими красноречивыми словами призывал Аллаха в свидетели тому, чем переполнены его душа и сердце, но Всевышний Аллах остерегает Пророка (ﷺ) тем, что красивые слова не совпадают с искренними намерениями человека. Таким образом Всевышний Аллах разоблачал истинное лицо лицемеров. Даже среди сподвижников, Посланник Аллаха (ﷺ) знал тех, кто скрывает свое истинное лицо и кем является на самом деле. Об этих мунафиках знал и Хузейфа, с которым Пророк (ﷺ) делился своими тайнами. Эти мунафики являются двуличными в вере.
Наши имамы, в том числе и имам Газали (رحمه الله), при определении лицемерия, разделяли их на лицемеров в веровании, лицемеров в основах ислама и лицемеров, которые не верили в Аллаха в Его единство, но внешне показывали себя мусульманами - это лицемеры первой степени.
Второй степени, те, кто практикуют ислам, но когда остаются наедине с самим собой, то все оставляют. В этом же аяте говорится про лицемеров в вере. Пророк (ﷺ) говорил о них Хузейфе (رضى الله عنه). В те времена, когда ислам набирал силу, некоторые противники нашей религии были вынуждены перейти на её сторону, и внешне были в рядах мусульман. Всевышний в Коране сказал про них:
«Когда они встречают верующих, то говорят: «Мы уверовали». Когда же они остаются наедине со своими дьяволами, они говорят: «Воистину, мы – с вами. Мы лишь издеваемся» (2:14).
Ал-Ахнас ибн Шурайк тоже был из этого числа людей, который клялся в своей вере. Пророку (ﷺ) нравились его слова, потому что тот показывал себя искренне верующим человеком, однако затем Всевышний Аллах разоблачил этого человека. Ведь Пророку (ﷺ) неизвестно, что скрывается в сердцах людей, он знает лишь то, что ниспосылает Всевышний Аллах. В Коране сказано:
«Скажи: «Я не властен принести себе пользу или причинить себе вред, если того не пожелает Аллах. Если бы я знал сокровенное, то приумножил бы для себя добро, и зло не коснулось бы меня. Однако я – всего лишь предостерегающий увещеватель и добрый вестник для верующих людей» (7:188).
Пророк Мухаммад (ﷺ) знает то, что Аллах раскрыл для него, и не знает, что Аллах скрыл от него. Но конечно же у Пророка (ﷺ) есть другие особенности и отличия от других людей помимо откровений. К примеру, когда он спит, сердце его не засыпает или то, что хоть Пророк (ﷺ) запрещал сподвижникам поститься по несколько дней подряд, но сам постился, отмечая, что Всевышний накормит и напоит его.
Даже после разоблачения мунафиков (лицемеров), Пророк (ﷺ) поддерживал с ними отношения как с мусульманами. Когда сподвижники спросили его, почему он относится к ним как к мусульманам, и не принимает никаких мер, зная, что они неверующие, которые сеют раскол и притворяются. Он ответил им:
«Неужели вы хотите, чтобы люди говорили: «Мухаммад убивает своих сподвижников?!».
Так же Пророк (ﷺ) говорил, что мы делаем выводы опираясь на внешний облик, а Всевышний Аллах распорядится с тем, что внутри. Тем самым, Пророк Мухаммад (ﷺ) показывает пример следующим повелителям. Повелитель не может выносить вердикт основываясь на предположениях. В 205 аяте говорится:
وَإِذَا تَوَلَّىٰ سَعَىٰ فِي الْأَرْضِ لِيُفْسِدَ فِيهَا وَيُهْلِكَ الْحَرْثَ وَالنَّسْلَ ۗ وَاللَّهُ لَا يُحِبُّ الْفَسَادَ ﴿٢٠٥﴾
«Когда он уходит, то начинает распространять нечестие на земле, уничтожать посевы и губить потомство. Но ведь Аллах не любит нечестие» (2:205).
Ученые приводят, что у описываемого в аяте человека были разногласия с племенем «бани сакиф». В отместку этот человек подкрался под покровом ночи и сжег посевы, зарезал скот племени, то есть после красивых слов и искренних признаний, дождавшись момента, когда никто не видит, он старается распространять нечестие и идет на преступление. Мусульманину не пристало идти на такие преступления. Даже во время войны, Пророк (ﷺ) призывал быть милосердным. Другие во время войны осуществляют насилие над другими, сжигают дома, разрушают города, совершают дурное. Когда Пророк (ﷺ) отправлял сподвижников на войну, то приказывал не убивать женщин и детей, не поджигать посевы, не убивать тех, кто не причастен к войне и молится в своих храмах. Иными словами, мусульманину даже во время военных действий запрещается уничтожать посевы и скот.
Всевышний говорит, что те люди, которые распространяют нечестие на земле, разруху, губят посевы и стада не любимы Аллахом, ведь Аллах не любит нечестия. В 206 аяте Всевышний Аллах говорит:
وَإِذَا قِيلَ لَهُ اتَّقِ اللَّهَ أَخَذَتْهُ الْعِزَّةُ بِالْإِثْمِ ۚ فَحَسْبُهُ جَهَنَّمُ ۚ وَلَبِئْسَ الْمِهَادُ ﴿٢٠٦﴾
«Когда ему говорят: «Побойся Аллаха!», гордыня подталкивает его на грех. Довольно с него Геенны! Как же скверно это ложе!» (2:206).
То есть, когда ему говорят: «Побойся Бога!» - он возмущается, считая, что этот совет унижает его гордость и достоинство. Такой человек не принимает истину и проповеди, напротив, слова наставления подталкивают его к совершению греха. Абдулла ибн Масуд (رضى الله عنه) сказал прекрасные слова:
«Поистине, к величайшим грехам можно отнести слова человека, которому сказали: «Побойся Аллаха», - а он ответил: «Позаботься лучше о себе, ты, что ли, мне будешь указывать?!».
То есть, мусульманин должен уметь возвращаться к истине, признавать если он совершил ошибку. Ученые говорили:
«Лучше быть позади истины, чем во главе заблуждения».
Человек никогда не следует проявлять гордыню если его увещевают вернуться к истине. Не следует проявлять высокомерия если на твою ошибку указал кто-то младше тебя. Все это является тяжким грехом перед Аллахом. К сожалению, у людей встречается подобное плохое качество. К примеру, если образованный молодой человек указывает на ошибки взрослых или пожилых людей, они говорят: «ты вчера только родился, а сегодня учишь меня?». В целом в нашей религии это порицается.
Однажды, к халифу с вопросами пришла группа людей, тогда халиф сказал, чтобы вышел из них один человек и говорил. Когда среди них вышел молодой парень и начал говорить, халиф остановил его и сказал:
«неужели среди вас нет более взрослого человека?».
Тогда молодой парень сказал:
«Каким бы ты не был умным, ты не будешь умнее Сулеймана ((عليه السلام. Каким бы маленьким я не был, я не буду меньше птицы худ-худ (удод)».
Услышав слова истины, халиф разрешил мальчику продолжить…
Дело не в молодости, а в уме, рассудительности, бывает, что молодой да ранний, а бывает, что уже взрослый, но ведет себя как ребенок. Поэтому следует обращать внимания не на то, кто говорит, а на то, что говорит.
Если кто совершил проступок, необходимо его признать. Слова: «Побойся Аллаха», - никогда не должны подталкивать на грех. Нельзя проявлять гордыню и начинать спорить, так как Всевышний говорит, что это является качеством лицемеров.
Человек должен остерегаться слов, которые могут сделать его обитателем ада. Когда у сподвижников выявлялась ошибка, они тут же останавливались. Есть множество хадисов по этому поводу. Таким образом, каждый мусульманин должен уметь признавать ошибки и возвращаться на путь истины.
Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние на основе этих знаний, и пусть эти деяния будут приняты! Аминь!