6 урок: Суры "Аль-Фатиха" и "Аль-Бакара": 1 аят - Тафсир Корана - Еркинбек Шокай
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Аср 14:43
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:31 06:51 11:41 14:43 16:25 17:46
свернуть
Календарь
Хиджра
20 Джумада-авваль 1446
Григорианский
22 ноября 2024

Циклы уроков

6 урок: Суры

6 урок: Суры "Аль-Фатиха" и "Аль-Бакара": 1 аят

5 урок: Сура "Аль-Фатиха"

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 3 раза в месяц
19 февр. 2020 16 450 0
Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия  |  Аудио версия  |  Озвучивает: устаз Азамат Абу Баязид


 

Уважаемый джамаат! Дорогие и досточтимые братья мусульмане, пусть Всевышний Аллах сделает нашу сегодняшнюю беседу благословенной, полезной, окруженной ангелами и достойной похвалы! В прошлую среду мы начали изучение самой первой суры – суры «Фатиха». Мы дошли до последних двух аятов этой суры. Сегодня мы продолжим наш урок, начиная с этих аятов. Всевышний Аллах в этих аятах говорит:

 

{اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ}

«Веди нас прямым путем (ведущий к довольству Твоему)».

 

Ежедневно в каждом ракаате пятикратного намаза, мы читаем этот аят Всевышнего Аллаха. Имам аль-Маварди поясняя языковое значение данного аята, говорит: «Арабское слово «Ихдина» произошло от слова «хидая», что означает «Покажи мне»». Согласно риваяту Ибн Аббаса (р.а), оно пришло в повелительном наклонении. Наши ученые говорят: «Даже если этот глагол, повелительного наклонения, это означает мольбу». Никто не может приказывать Господу Миров – Всевышнему Аллаху. Данный аят стоит в форме дуа (мольбы). Каждый мусульманин, который произносит суру «Фатиха» в пятикратной молитве или читает ее вне намаза – тот нашел прямой путь. Он не приверженец иной религии или сторонник другой акыды. Тот, кто читает суру «Фатиха», признает Всевышнего Аллаха и истинность Его Посланника (ﷺ), тот истинный мусульманин. Но мы и без того, будучи на прямом пути, помня о том, что наш путь истинный, почему говорим эти слова в каждом ракаате? Потому что это – дуа. То есть, когда мы просим это дуа у Аллаха, то на самом деле мы молимся об укреплении наших стоп на истине. «Ас-сырот аль-мустаким» — это «правильный, прямой путь», то есть путь Ислама. Таким образом, мы обращаемся к Аллаху со следующим дуа: «Вот я на правильном пути, укрепи же меня на этом пути, помоги мне еще крепче придерживаться истины, улучши мое положение». Ведь читая суру «Фатиха» в нашем пятикратном намазе мы уже находимся на прямом пути. Также, некоторые ученые в пояснении к аяту сказали: «Обращаться к Аллаху с таким дуа, находясь итак на правильном пути, показывает нашу искренность в прямом пути». То есть, это означает "اخلاصا للرغبة" «Мы искренне усердствуем быть еще сильнее и крепче на этом пути». С вышеназванным дуа мы обращаемся именно с таким намерением. Сам Всевышний Аллах обучил нас этой мольбе. Ко всему прочему, данное дуа также означает: «Я придерживался прямого пути, Твоей истинной религии, так воздай же мне награду!». Слова «прямой путь» ученые толкуют по-разному. Но все эти мнения дополняют друг друга.

 

1. Али (р.а) сказал: «Прямой путь здесь, названный Аллахом – это книга Аллаха». Каждый раз, когда мы читаем этот аят в намазе, мы произносим такое дуа: «Увеличь мою привязанность к книге Всевышнего Аллаха! Пусть я стану еще крепче придерживаться Священного Корана».

 

2. Жабир ибн Абдулла (р.а), Мухаммад ибн аль-Ханафия сказали: «Прямой путь – это ислам». Потому что ислам – это истинное название, включающее в себя все. В Священном Коране Всевышний Аллах говорит:

 

{الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الْإِسْلَامَ دِينًاۚ}

«Сегодня Я усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (5:3).

 

Потому что, Ислам включает в себя собрание всех ниспосланных Всевышним Аллахом религий, ценностей. Ибн Аббас (р.а) в одном своем слове сказал:

 

«Прямой путь – это путь, ведущий к довольству Всевышнего Аллаха, Его раю, Его милости».

 

Мы каждый день молим об укреплении нас на этом пути. Что приводит нас к довольству Аллаха? К Его довольству нас ведут наши намазы, жизнь, основанная на дозволенном (халал), отдаление от запретного (харам) и наши благие деяния.

 

3. Один из больших табиинов Хасан аль-Басри сказал: «Мы просим в этом месте пути Посланника Аллаха (ﷺ), Его семьи и сподвижников». Все данные мнения дополняют друг друга. То есть, «ас-Сырот аль-Мустаким» включает в себя все эти значения. Потому что, Ислам – это религия, донесенная до нас Пророком (ﷺ), а Священный Коран – это книга, оставленная нам на хранение (аманат) Пророком (ﷺ). Подобно этому, можно продолжать и продолжать. Все сказанное нами относится к аяту «Ихдинaс-сыроталь мустaкиим». Каждый день в намазе, читая данный аят, мы обращаемся к Аллаху с мольбой: «О, Всевышний Аллах! Укрепи меня в отношении Твоей Книги, увеличь мою искренность на этом пути! О, Всевышний Аллах! Будь доволен мной на этом пути, не лишай меня награды и Твоего рая! О, Всевышний Аллах, не отделяй меня от пути Твоего Посланника (ﷺ), его семьи и сподвижников!». В следующем аяте Всевышний Аллах сказал:
 

{صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ}

«Путем тех, которых Ты благом одарил».

Слово «сырота» означает «путь». «Ан’амта ‘аляйхим», то есть «путь тех, кого Ты сам одарил благом, кого Ты сам наградил», то есть наставь меня на этот путь! В пояснение данного аята тоже включены многие значения.

 

1) Мы ведем наш тафсир, основываясь на книгу имама аль-Маварди «ан-Нукат валь-Уюн». В этой книге сказано, что это ангелы. То есть, «наставь нас на путь ангелов». Вы знаете ангелов, они не могут не повиноваться Аллаху даже в малейших вещах. Они не едят, не пьют, у них нет нафса (эго). Они абсолютно безгрешны. Когда мы читаем этот аят, то имеем в виду: «Сделай нас чистыми, подобно ангелам, которых Ты Сам облагодетельствовал и сохранил от грехов».

 

2) В другом пояснении говорится, что это пророки. Пророки – это люди, посланные Всевышним Аллахом человечеству. Они являются избранными рабами Всевышнего Аллаха, донесшие до людей повеления и истину от Аллаха, указавшие на путь, к счастью, в обоих мирах.

 

3) По мнению других ученых, это – мусульмане, уверовавшие в Священный Коран и другие предшествующие ему книги от Всевышнего Аллаха. Они считают, что Аллах сказал именно о них.

 

4) По мнению же современника Имама Шафии, великого имама Уаки’ ибн аль-Джарраха в этом аяте сказано обо всех мусульманах.

Все указанные нами значения только лишь дополняют друг друга. Однако Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:

 

{وَمَن يُطِعِ اللَّـهَ وَالرَّسُولَ فَأُولَـٰئِكَ مَعَ الَّذِينَ أَنْعَمَ اللَّـهُ عَلَيْهِم مِّنَ النَّبِيِّينَ وَالصِّدِّيقِينَ وَالشُّهَدَاءِ وَالصَّالِحِينَۚ وَحَسُنَ أُولَـٰئِكَ رَفِيقًا}

«А кто повинуется Аллаху и Посланнику, то они – вместе с теми, кого облагодетельствовал Аллах, из числа пророков, правдивейших, павших за Веру и праведных. И как прекрасны они (в Раю) как товарищи!» (4:69).

 

«Вместе с теми, кого облагодетельствовал Аллах» то есть, «с пророками», которых Всевышний Аллах поднял по степени, сделал счастливыми в обоих мирах, наградил разными дарами. Затем говорит «с правдивейшими». Сыддык – это тот, кто не обманывает. Во-первых, он никогда не лжет, во-вторых, он сразу же принимает и признает повеления Аллаха. Почему Абу Бакр ас-Сыддык (р.а) был назван «сыддык»? Потому что он признавал и считал истиной все, что говорил наш Пророк (ﷺ). Благодаря этому он и удостоился звания «сыддык».

 

После этого говорится «с шахидами». Всевышний Аллах одарил шахидов благами, поднял их степень. Кто же такой шахид? Шахид – это человек, погибший на пути защиты своей родины, религии, семьи или имущества. Шахид предстанет перед Аллахом чистым от всех грехов, прощенным.

 

Далее в аяте приходит «с праведными». Совершать благие дела, хорошие поступки – это те дела, которые идут вместе с нашей верой. Если вы уверовали в Аллаха, признали Пророка (ﷺ), совершаете намаз, но при этом не делаете благих дел, то вы становитесь подобным птице, которая желает взлететь с одним крылом. Когда же мы, уверовав, будем совершать благие дела, то станем подобны птице, летящей на двух крыльях.

 

Только в этом случае мы достигнем довольства Аллаха, Его рая. Если же кто-то, не совершая благих дел, читает намаз, поминает Аллаха, при этом попирает чьи-то права, совершает воровство, прелюбодеяние, пьет спиртное и делает другие запретные вещи, то он пытается взлететь на одном крыле. Всем известно, что с одним крылом птица не взлетит. Всевышний Аллах поясняет данный аят суры «Фатиха» аятом из суры «Ниса» (4:69). Это называется пояснение аята Корана другим аятом. А все вышеприведенные имамом аль-Маварди значения, все они входят в это понятие. Таким образом, слова «ан’амта ‘аляйхим» дают этот смысл. Ежедневно в пяти наших намазах мы просим этот путь. При чтении этих аятов в намазе мы должны пропускать через себя их смысл. Если мы искренне прочувствуем их, то наша искренность и богобоязненность в намазе увеличатся. При чтении данных аятов, мы должны чувствовать, как просим: «Я прошу Всевышнего Аллаха быть вместе с пророками, правдивыми, шахидами и праведными, а также прошу быть чистым от грехов, подобно ангелам». В этот момент Всевышний Аллах дарует нам то, что мы просим. Мы читаем намаз, чтобы поминать Аллаха и просить Всевышнего о благе в обоих мирах. В следующем аяте Всевышний Аллах говорит:

 

{غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ}

«Не (путем) тех, которые под (Твоим) гневом, и не (путем) заблудших».

 

Один из сподвижников Посланника Аллаха (ﷺ) Ади ибн Хатим сказал: «Я спросил посланника Аллаха (ﷺ) о тех, «которые под гневом Аллаха», на что Он (ﷺ) сказал: "هم اليهود" «Это иудеи»». О причине того, почему они остались под гневом Аллаха, известно. Они притесняли пророков. Именно они притесняли пророков Мусу, Харуна, а затем и Ису (мир им). Они не принимали  посланников Аллаха. Давали обещания, а затем их нарушали.

 

В продолжении слов Ади ибн Хатима (р.а) говорится: «Затем я спросил, кого Аллах называет «заблудшими», на что Он (ﷺ) ответил: «Это христиане». Потому что они говорят что-то наподобие: «Бог – это троица, три бога в одном боге». Это пояснение Пророка (ﷺ) к приведенному аяту. Таким образом, когда мы читаем суру «Фатиха» каждый день, мы делаем дуа: «О, Всевышний Аллах! Не дай нам попасть на путь иудеев и христиан, сохрани нас!». Потому что Всевышний Аллах говорит:

 

{وَمَن يَبْتَغِ غَيْرَ الْإِسْلَامِ دِينًا فَلَن يُقْبَلَ مِنْهُ}

«Кто же ищет не ислама как религии, от того никогда не будет принято (это)» (3:85).

 

Подобно этому, Всевышний Аллах сказал:

 

{إِنَّ الدِّينَ عِندَ اللَّـهِ الْإِسْلَامُ}

«Поистине, Вера (и Закон) пред Аллахом [та, которой Он доволен и с которой Он посылал Своих посланников] – Ислам» (3:19).

 

А по поводу гнева Аллаха ученые высказывают разные мнения. Некоторые говорят, что это словно обычный гнев человека. Это – в корне неверное мнение. Потому что, в гневе человека порой преобладают эмоции, затуманивается разум, препятствует правильным решениям. Гнев может заставить человека сказать неправильные слова, о которых он и не думал. Поэтому, мы не можем сказать, что гнев Аллаха подобен гневу человеку. Даже если у гнева человека и гнева Аллаха одно название, смысл у них разный. Некоторые ученые говорят: «Гнев Аллаха – это воля Аллаха наказать человека либо на земле, либо в аду». Подобно этому, существует еще одно мнение, не противоречащее величию Аллаха, его качествам Творца: «Гнев Аллаха на них – это порицание». Кого же Аллах помиловал, кого одарил благами, тот является восхваляемым рабом Аллаха. Имя нашего Пророка (ﷺ) - Мухаммад. Мухаммад означает – восхваляемый раб Аллаха.

 

Подводя итоги, скажем, что при чтении данных аятов из суры «Фатиха», мы делаем следующее дуа: «Не наставляй нас на путь тех, кого настигло наказание и гнев Аллаха». Пусть Аллах примет наши дуа и намазы!

 

 

Следующая на очереди сура - «Бакара».

 

Сура «Бакара» считается самой длинной сурой в Коране и состоит из 286 аятов. Все ученые единогласны во мнении, что сура мединская. Только единственный аят в этой суре:

 

{وَاتَّقُوا يَوْمًا تُرْجَعُونَ فِيهِ إِلَى اللَّـهِۖ ثُمَّ تُوَفَّىٰ كُلُّ نَفْسٍ مَّا كَسَبَتْ وَهُمْ لَا يُظْلَمُونَ}

«И остерегайтесь (наказания) (такого) дня, (в который) вы будете возвращены к Аллаху (и предстанете пред Ним для расчета); затем всякой душе будет уплачено сполна [будет полностью воздано] за то, что она приобрела, и они не будут обижены!» (2:281),

 

- был ниспослан Пророку (ﷺ) в последнем хадже (паломничестве). То есть, этот аят считается мекканским. Это – мнение ученых, которые разделяют аяты на мекканские и мединские по месту ниспослания. Но, если мы будем учитывать только место ниспослания, то существуют и такие аяты, которые были ниспосланы ни в Мекке, ни в Медине, а во времена походов или поездок посланника Аллаха (ﷺ). Поэтому, мнение большинства ученых заключается в том, чтобы разделять аяты не по месту ниспослания, а по времени. Таким образом, суры, ниспосланные посланнику Аллаха в течение 13 лет проживания в Мекке и до переселения в Медину – считаются мекканскими сурами, а те суры, которые были ниспосланы в течение 10 лет во время проживания в Медине после переселения туда – считаются мединскими. Следовательно, нет разногласий в том, что сура «Бакара» является мединской.

 

Слово «Басмала» мы пояснили на предыдущем уроке, не будем снова на нем останавливаться. Первым аятом суры «Бакара» являются:

{الم}

«Алиф, Лям, Мим».

 

Это буквы арабского языка. «Алиф» - это одна буква, «лям» - еще одна буква, «мим» - еще одна. Пророк (ﷺ) сказал в одном из хадисов:

 

«Тому, кто прочтет хотя бы одну букву из Корана запишется одно доброе дело, а за каждое доброе дело воздастся десятикратно, и я не говорю, что «Алиф, Лям, Мим» – это одна буква, нет, Алиф – одна буква, Лям – одна буква и Мим – одна буква».

 

Всевышний Аллах так начинает суру «Бакара». Например, «китабун» с арабского языка означает книгу, «дафтарун» - тетрадь, «Ахмаду» - имя Ахмад, однако «алиф, лям, мим», - это не такие слова. Поэтому, ученые высказывали разные мнения по поводу пояснения данного аята и обособленных трех букв. Мы не можем отрицать те из них, которые не противоречат условиям шариата, цели религии, и сказать, что они неправильные.

 

Один из ученых по тафсиру Катада ибн Джурайдж сказал: ««Алиф, лям, мим» - это одно из названий Корана, как «Фуркан», «аз-Зикр» или «Китаб»». А Зайд ибн Аслам сказал: «Это одно из названий суры». Имам аль-Шагби сказал: «Это – одно из величайших имен Аллаха». А такие известные толкователи, как Ибн Аббас (р.а), Икрима (р.а) сказали: «Это – клятва Аллаха». То есть, этими буквами Всевышний Аллах дает клятву. А самым разумным пояснением из всех и не противоречащим целям шариата является следующее:

 

«Это – обособленные буквы арабов. Арабы используют их в каждодневной речи».

 

Во введении мы сказали, что Коран – это чудо (му’джиза), данное Аллахом Своему Пророку (ﷺ). Наш Пророк (ﷺ) посредством Корана, начиная с людей своего времени и до Судного дня, оставил всех людей в безвыходном положении. Посланник Аллаха (ﷺ) бросил вызов им всем посоревноваться с повелением Аллаха, сказав:

 

«Придите с одной подобной сурой или хотя бы с одним аятом».

 

Однако же, до сегодняшнего дня ни один человек не смог написать книгу, подобную Корану. Что это значит?! А это значит, что все люди беспомощны перед Кораном, не в силах соревноваться с ним. Вот, говорится, что этим аятом Аллах имеет в виду вышесказанное. То есть, будто бы в нем сказано:

«Я составил этот Коран из букв, которые вы используете ежедневно, и ниспослал его на вашем языке. Теперь же, если ваших сил хватит, если вы настолько хороши, то принесите похожую книгу, суру или хотя бы один аят».

 

Это является призывом Аллаха, в первую очередь, для арабов, а затем и всему человечеству вплоть до Судного дня. Вот, этот тафсир больше всего подчиняется разуму и не противоречит целям шариата. Вместе с этим, мы не отрицаем и другие толкования. Всевышний Аллах не стал ниспосылать нам пророков в виде созданий, о котором мы не имеем представления. Коран, который мы знаем, на арабском языке, ниспослан арабскими буквами. Пророк, которого мы знаем, такой же человек, как и мы, такой же раб Аллаха. Но он – избранный раб, на которого снисходило откровение от Аллаха, и он имел прямую связь с ангелом Аллаха. Он не был грешником, как мы, но был рабом, сумевшим воспитать свое эго. Поэтому, это должно быть напоминанием от Аллаха, мусульмане так и должны принимать его.

 

Пусть Аллах будет доволен всеми нами! По воле Аллаха, на следующем уроке мы продолжим со второго аята суры «Бакара». Пусть Аллах сегодняшнюю нашу беседу и собрание сделает восхваляемым, окруженным ангелами и благословенным! Это – одно из самых благих, самых почтенных собраний. Пророк (ﷺ) сказал:

 

«Когда соберутся люди в дома Аллаха для чтения и изучения Корана, снизойдёт на них душевное спокойствие и накроет их милость Аллаха. Окружат их ангелы, и Аллах упомянет этих людей тем, кто возле него».

 

Пусть Аллах дарует нам всем такую степень! Пусть Аллах дарует нам возможность жить по Своей книге и не собьет нас с прямого пути! Пусть Аллах дарует благодать нам в обоих мирах!

 

سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi