Алматы
Аксай Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Курык Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Форт-Шевченко Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шетпе Шиели Шымкент Экибастуз
Восход 08:16
Алматы
Аксай Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Курык Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Форт-Шевченко Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шетпе Шиели Шымкент Экибастуз
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
06:55 08:16 13:06 16:09 17:51 19:12
свернуть
Календарь
Хиджра
7 Джумада-сани 1442
Григорианский
20 января 2021

Циклы уроков

27 урок. Сура

27 урок. Сура "Бакара": 41 аят

Дни выхода уроков: 3 раза в месяц
30 дек. 2020 578 0
Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия  |  Аудио версия


 

Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракятуху!

 

Уважаемые братья, джамаат! Да запишет Всевышний Аллах награду за каждый ваш шаг и сделает наше сегодняшнее собрание хвалимым, окруженным ангелами и достойным милости. И после этого собрания позволит нам разойтись, будучи восхваляющими Его, познавшими Его единство, придерживающимися сунны Пророка ﷺ.

 

Безусловно, по средам мы на уроках изучаем речь Аллаха. Сегодня следующий на очереди аят из суры «Бакара» - 41 аят. В прошлый раз мы начали понимать и объяснять цепочку аятов, обращенных к обладателям Писания. Это – следующий аят, который был направлен Всевышним Аллахом обладателям Писания. Всевышний Аллах сказал:

 

وَآمِنُواْ بِمَا أَنزَلْتُ مُصَدِّقاً لِّمَا مَعَكُمْ وَلاَ تَكُونُواْ أَوَّلَ كَافِرٍ بِهِ وَلاَ تَشْتَرُواْ بِآيَاتِي ثَمَناً قَلِيلاً وَإِيَّايَ فَاتَّقُونِ

صدق الله العظيم

 

Всевышний Аллах начинает этот аят с приказа. Кому? Обладателям Писания. Если точнее, иудеям и христианам.

 

وَآمِنُواْ بِمَا أَنزَلْتُ

 

Всевышний Аллах говорит: «Я ниспослал».

 

Что ниспослал? Отправил через Своего Пророка ﷺ, Свой Коран, Свою Книгу. Так, Всевышний Аллах требует:

 

«Уверуйте в Книгу, Коран, ниспосланную мной».

 

От кого требует? Конечно, от обладателей Писания. Конечно, от иудеев. Это показывает еще одну вещь. Пророк ﷺ сказал:

 

«Все пророки до меня были ниспосланы пророками и посланниками для своих народов. Я же пришел пророком и посланником для всего человечества».

 

Также Всевышний Аллах сказал, приказал в других аятах:

 

«О, люди! Поклоняйтесь Господу, Сотворившему вас!».

 

Это в очередной раз показывает, что наша религия – это мировая религия, а Пророк ﷺ пришел не только для арабов или жителей Ближнего Востока, но является посланником Аллаха для всего мира, для всего человечества. То есть, требование к Бану Исраиль (потомкам Израила) уверовать в Коран. Здесь не говорится просто уверовать, просто подтвердить, но сказано «مُصَدِّقاً», то есть «пусть ваши положения его подтвердят, искренне поверят в него». Недостаточно от вас просто сказать «мы уверовали», вы должны уверовать с подтверждением того, что это правда и истина всей вашей душой и сердцем. «مُصَدِّق» означает «подтвердивший, подтверждающий».

 

Далее приходит «لِّمَا مَعَكُمْ». Конечно же есть и второе значение. Это – подтверждающая книга, согласно второму значению. То есть, подтверждающая книга подтверждает то, что у вас есть, не отрицает это: «لِّمَا مَعَكُمْ». Что было у иудеев? У иудеев был Таурат. Таурат – это книга, ниспосланная Мусе (а.с). Для подтверждения данной книги был ниспослан Аллахом наш Коран. Всевышний Аллах требовал от нас и иудеев уверования в Коран. Также Коран был ниспослан для подтверждения книги иудеев Таурат, книги христиан Инджиль, книги, ниспосланной Дауду (а.с), Забур, а также всех предыдущих книг и сахиф.  Данная книга Аллаха пришла не для того, чтобы отрицать их, а, напротив, дабы укрепить положения, значения в них и еще больше усилить их. Она не опровергает все прошлые книги. Напротив, признает их истинность и правдивость. Так, Всевышний Аллах с одной стороны рассказывает о качествах и положении Корана. То есть, здесь в словах «لِّمَا مَعَكُمْ» сказано о Таурате, а далее Всевышний Аллах, запрещая, говорит:

 

وَلاَ تَكُونُواْ أَوَّلَ كَافِرٍ بِهِ

 

Это запрет, наложенный Всевышним Аллахом. Для кого? Для иудеев. Он говорит:

 

«Не будьте в числе первых людей, не уверовавших в это, противостоящих этому».

 

На эти слова наши ученые приводят объяснения. То есть, что подразумевается под «этим»? Безусловно, пророк ﷺ пришел, как посланник Аллаха. И уверование в Пророка ﷺ, признание его и подтверждение – это обязанность, требуемая от всего человечества. (Уверование, вера в Пророка ﷺ в данном случае подразумевает веру в его пророческую миссию от Всевышнего Аллаха – прим. ред.). Поэтому одна часть наших ученых говорит: «Здесь сказано «Не будьте неверующими в него и противостоящими ему» и подразумевается Пророк ﷺ. То есть, «Не будьте неверующими в Пророка ﷺ». Таким образом, местоимение «его» относится к Пророку ﷺ». А Ибн Джурайдж сказал: «Местоимение здесь относится к Корану. То есть, здесь говорится «не будьте неверующими в Коран»». Конечно же, значения данных объяснений дополняют друг друга. Здесь требуется от иудеев и от всего человечества не быть неверующими и в Пророка ﷺ, а также не быть неверующими в Коран, не противостоять Корану. 

 

Также ученые поднимают вопрос о том, почему здесь говорится «أَوَّلَ», то есть «первыми неверующими». Получается, они были первыми неверующими людьми? До них ведь были и мушрики-курайшиты, которые совершали неверие. Мушрики-курайшиты выступили против Пророка ﷺ, не признали Коран. Они были в Мекке, а эти суры, аяты были ниспосланы в Медине, суры, ниспосланные Пророку ﷺ. То есть, здесь запрет выражен так: «среди обладателей Писания вы», а ведь обладатели Писания у нас не только иудеи, среди них есть и христиане, «среди обладателей Писания вы, мединские иудейские племена, не будьте первыми противостоящими и неверующими в Коран и Посланника Аллаха ﷺ». Некоторые, конечно, могут подумать: «что же получается, если первыми неверующими быть нельзя, то потом можно?» Безусловно, здесь не имеется в виду это. Здесь Всевышний Аллах хочет выделить, согласно словам наших ученых по тафсиру:

 

«Кто бы ни начал первым какое-либо плохое дело, его грех будет тяжелее. Поэтому не будьте первыми неверующими, противостоящими людьми. А иначе ваши грехи будут тяжелее».

 

Хадис Пророка ﷺ повествует:

 

من سن سنة حسنة فله أجرها وأجر من عمل بها

«Кто из вас в исламе, (то есть в жизни), начнет какое-либо хорошее дело, то будет получать награду за это хорошее дело. Кто бы ни делал за ним это хорошее дело, обучившись и повторяя за ним, то часть его награды также будет записана ему. А награда выполняющего это действие человека ничуть не уменьшится».

 

Далее Пророк ﷺ продолжает:

 

من سن سنة سيئة، كان عليه وزرها، ووزر من عمل بها

«Кто из вас в этой жизни, в исламе, начнет какое-то плохое действие, то есть станет первым, кто сделает это неприятное, плохое или греховное действие, будет первым сделавшим это рабом Аллаха, тогда он понесет грех за свой поступок и за поступки всех тех, кто повторит за ним это. Поэтому, кто сделает первым какое-либо плохое действие, то его грех будет больше, чем у совершивших это после него». 

 

Всевышний Аллах напоминает здесь об этом, и поэтому говорит иудеям: «Не будьте самыми первыми неверующими в Коран и Пророка ﷺ и первыми противостоящими им людьми».

 

Далее, конечно же, аят продолжается:

 

وَلاَ تَشْتَرُواْ بِآيَاتِي ثَمَناً قَلِيلاً

 

Это еще один запрет. Всевышний Аллах еще раз указывает на запрет.

 

«Не покупайте Мои аяты за ничтожную, дешевую цену».

 

Теперь наши ученые по тафсиру поднимают вопрос о том, какова здесь цель Всевышнего Аллаха. То есть, что подразумевается под аятами Всевышнего Аллаха. Одна часть ученых по тафсиру говорит: «Всевышний Аллах предупреждает их: «Не изменяйте описание посланника Аллаха, весть о пророке Мухаммаде ﷺ в ваших книгах, преследуя мирские цели. Не скрывайте это»».

 

Однако их религиозные служители, правители, в действительности, старались максимально скрыть весть в их книгах о том, что пророк выйдет из числа арабов, и изменить другие сообщения о Посланнике Аллаха ﷺ. Поэтому Хасан аль-Басри сказал: «Предупреждение Аллаха было касательно этого».

 

Теперь другая группа ученых говорит: «За то, что они обучают своей религии, говорят религиозные проповеди или выполняют другие религиозные обязанности, они брали плату. То есть, брали плату за то, что обучали Таурату. Они установили для себя определенную месячную зарплату. Вот о чем говорит Всевышний Аллах. В их книгах даже есть такие слова:

 

يا بني آدم علم مجانا كما علمت مجانا بغير أجرة

 

Этот риваят нам приводит Абу Алия. Каков же смысл данного текста в их книгах?

 

«О, потомок Адама! Ты был обучен бесплатно, не платил за это денег. Подобно этому, когда и ты обучаешь другого благому, обучаешь религии, Моей книге, то не бери за это плату».

 

Такой текст приходит в их книгах. Такое повеление. Поэтому они обязаны были выполнять это, однако они не выполнили. Так как они не выполнили это, Всевышний Аллах их предупреждает.

 

«Не продавайте за ничтожную цену Мои аяты, Мои неизменные слова в Таурате. И не требуйте с людей плату за ваше обучение их и донесение».

 

Конечно, этот запрет не приходит только в текстах иудеев или христиан. Имам аль-Куртуби сделал следующее заключение: «Даже если аят пришел в отношении Бану Исраиль, то есть иудеев, это считается напоминанием для всего человечества». Имам аль-Куртуби говорит, что Всевышний Аллах подразумевал следующее напоминание:

 

«Никогда не скрывайте истину. Ради выгоды в этом мире не скрывайте ее, ради мирской выгоды не убегайте от справедливости, не творите зло. То есть, при обучении кого-то пути Аллаха, донося до людей Мои слова, не требуйте за это плату, деньги».

 

Это сказал имам аль-Куртуби. То есть, имам аль-Куртуби сделал заключение о том, что данный относится не только к иудеям, а ко всем людям в целом. Подобно этому, от Пророка ﷺ пришел хадис: Абу Хурайра (р.а) приводит: имам Абу Дауд привел хадис в своей книге: Пророк (с.а.с) сказал:

 

من تعلم علما مما يبتغى به وجه الله عز و جل

«Кто бы ни получил знания ради довольства Аллаха,

 

لا يتعلمه إلا ليصيب به عرضا من الدنيا لم يجد ريح الجنة

 

То есть, знание, которое должно было быть получено ради довольства Аллаха, он получает с определенной мирской целью, выгодой, интересом. Обучаясь таким знаниям, науке, как книге Аллаха, фикху или другим подобным наукам, мы должны делать это ради довольства Аллаха.

 

Наша цель здесь должна быть – получение довольства Аллаха. С намерением стать причиной тому, что люди встанут на прямой путь истины, способствовать тому, чтобы люди становились на правильный путь. Пусть Аллах посредством этого поступка принесет от меня пользу народу. Такое намерение должно быть при обучении знаниям. Он же что делает? Он обучается, преследуя определенную кратковременную мирскую цель. Если это так, то такой человек не почувствует даже запаха Рая в Судный день. Это хадис Пророка ﷺ. Данный хадис подтверждает слова имама аль-Куртуби. Имам аль-Куртуби сказал, что вышесказанный аят относится не только к иудеям, но относится ко всем мусульманам, всему человечеству.

 

Следующий вопрос, непременно, зарождается из данного аята – о взимании плату за обучение людей Корану, шариатским знаниям. По поводу хукма в данном вопросе наши ученые разделились на две группы. Есть группа, высказавшая более жесткое мнение, во главе с имамом аз-Зухри. Они сказали:

 

«Никогда нельзя брать плату за обучение людей Корану. Потому что обучение Корану – это уаджиб, обязанность мусульман. Подобно тому, как намаз и пост являются обязательными, также и здесь. Кто берет плату за обучение, тот считается грешником».

 

Здесь мы на основе аята понимаем, что брать плату за обучение Корану неправильно. Однако это мнение не является мнением большинства ученых. У них приведены в качестве доказательства и многочисленные хадисы. Абу Хурайра (р.а) приводит хадис:

 

Абу Хурайра сказал: «Я спросил Пророка:

يا رسول الله ما تقول في المعلمين

«О, Расулюллах! Что вы ﷺ скажете об учителях, то есть о тех, кто обучает Корану?», на что Пророк ﷺ ответил:

درهمهم حرام وثوبهم سحت وكلامهم رياء

То есть, сказано, что заработанные, полученные ими дирхамы за обучение Корана, религии – харам. Их одежда, приобретенная на эти деньги – харам. А их слова – рия.

 

Данный хадис привел имам аль-Куртуби, но мы на нем еще остановимся ин шаа Аллах.

 

Далее имам аль-Куртуби приводит еще один хадис: передал Убада бин ас-Сомит (р.а):

علمت ناسا من أهل الصفة القرآن والكتابة

Я обучил некоторых жителей Саффы Корану и письменности.

فأهدى إلي رجل منهم قوسا

Затем один из них подарил мне лук.

 فقلت : ليست بمال وأرمي عنها في سبيل الله

Я подумал: «Это же не деньги. Я буду использовать его во время походов на пути Аллаха» и принял это. Затем Пророк ﷺ, когда был спрошен по этому поводу, сказал: 

 

 إن سرك أن تطوق بها طوقا من نار فاقبلها

«Если ты готов быть в Огне по причине этого лука, тогда принимай».

 

Это, конечно же, является хадисом, который поддерживает мнение имама аз-Зухри и некоторых других ученых.

 

Однако большинство ученых, среди которых имам Малик, имам аш-Шафии, имам Ахмад, Абу Саур и другие большие ученые, высказывают такое мнение: «Наш Пророк ﷺ в хадисе, переданном от ибн Аббаса (радыаллаху анхума), сказал:

 

 إن أحق ما أخذتم عليه أجرا كتاب الله 

«Самое достойное из дел, за которое вы можете брать плату, это книга Аллаха».

 

Когда это было сказано? Во времена Пророка ﷺ произошел один случай, известный среди большинства мусульман. Предводитель одного общества отправился в путешествие и по пути остановился на ночлег в Медине. Там он сильно заболел и обратился к сподвижникам Пророка ﷺ со словами: «Есть ли среди вас лекари, которые могут меня исцелить?» Тогда один из сподвижников пошел и начал лечить его, читая Коран. В итоге, так как речь Аллаха – это исцеление, по причине лечения Кораном, тот человек излечился. После этого предводитель общества подарит сподвижнику Пророка ﷺ несколько баранов, несколько видов скота, выражая свою благодарность. О том, когда эта весть дошла до Пророка ﷺ, есть хадис. Хадис приводит имам аль-Бухари. Имам аль-Куртуби сказал, что на основе данного хадиса, согласно мазхабу имама аш-Шафии, имама Малика, имама Ахмада, имама Саура, за обучение Корану можно брать плату. Конечно, есть два мнения.

 

Первое – мнение группы ученых во главе с имамом аз-Зухри о том, что брать плату нельзя. Второе мнение по мазхабу имама аш-Шафии и имама Малика – можно, на основе хадиса. Первая группа ученых сравнивает с намазом и постом. Группа ученых, давших разрешение, говорят, что обучение Корану нельзя сравнивать с намазом и постом. Намаз и пост – это обязательное поклонение каждого человека. За это нельзя брать никакую плату. Как за это брать плату?! А обучение Корану – это не обязанность, подобная намазу или посту. Обучение Корану – фард-кифая. Если среди мусульман один или несколько учителей, знатоков Корана в достаточном количестве будут преподавать Коран, то с других эта обязанность спадает.

 

А что касается намаза и поста, то здесь обязанность с одних не спадает по причине того, что это выполняют некоторые. Поэтому здесь нельзя сравнивать. Например, хадис, пришедший от имама Бухари, это сахих хадис. А хадис Абу Хурайры от Убады бин ас-Сомита – это слабый хадис. В хадисе от Абу Хурайры в риваяте приходит Абу Джурхум, то есть в санаде, а это неизвестный человек, его хадисы часто не брались, неизвестна даже его биография.

 

В хадисе от Убады бин ас-Сомита есть и другой передатчик Абуль-Мугира, который также передал много хадисов, которые не были приняты. Его хадисы также считаются слабыми. Однако слова Пророка ﷺ, приведенные у Бухари, входят в цепочку достоверных, сахих хадисов. Получается так, будто идет запрет на то, что Пророк ﷺ дал разрешение. С одной стороны, сравнение поста и намаза с обучением Корана совершенно неуместно, потому что это две разные темы. Конечно, если мы, особенно в нашем современном мире, будем придерживаться хукма, что за обучение Корану нельзя брать деньги, учителям не полагается заработная плата, то может оказаться так, что не останется ни одного человека, обучающего людей Корану. Почему? Потому что у каждого человека есть своя семья. У каждого есть свои проблемы, ежедневные нужды. Если же он будет находиться на должности, которая совсем не оплачивается, то кто будет обеспечивать, кто будет приносить доход?

 

Хазрат Абу Бакр ас-Сыддык (р.а.) после того, как был назначен халифом, не назначал себе никакой заработной платы, однажды, взяв что-то с собой, он отправился на базар для торговли, чтобы обеспечить свою семью. Другие сподвижники спросили: «Йа, амируль-муминин! Йа аййюха Сыддык (радыаллаху анху)! Что вы делаете? Кто будет заниматься государственными делами?» На что он ответил: «Я буду заниматься государственными делами, но кто будет обеспечивать семью? Кто будет приносить им пропитание, данное Всевышним Аллахом, если я не буду делать торговлю или заниматься другим делом, приносящим доход?»

 

Тогда все сподвижники единогласно решают вернуть хазрата Абу Бакра (р.а) с базара со словами: «Так нельзя. Вы занимайтесь государственными делами, делами этого общества». Тем самым, сподвижники, придя к общему решению, назначили Абу Бакру (р.а) достаточную для обеспечения семьи заработную плату, говоря на современном языке, освободив его от мирских дел. Точно также. Еще одна группа ученых говорит: здесь за прочтение Корана, намаза или азана имамы не берут. Это – поклонение. Однако на изучение, освоение Корана сколько его времени ушло. Сколько времени и энергии ушло на освоение этих наук. Достаточно физических ресурсов было потрачено на этом пути. К тому же, сколько времени займет обучение этому других.  Устаз часами сидит со своими учениками. Также и муадзин, прикрепленный к определенной мечети для призыва на намаз пять раз в день. Он тоже тратит много времени, проводя в мечети, провозглашая азан для мусульман на фаджр, зухр, аср, магриб и иша намазы. То есть, наши ученые говорят, дозволяющая группа, основываясь на хадисе Пророка ﷺ:

 

«Он берет не за обучение Корану, чтение Корана, провозглашение азана, прочтение намаза, а за потраченное на постоянной основе на это время. Он специально на это отвел время. Он был специально назначен на эту должность. Он берет плату за это потраченное время, израсходованные силы, а не за обучение».

 

Поэтому Пророк ﷺ в хадисе сказал:

 

«Самое достойное из дел, за которое вы можете брать плату, это книга Аллаха, Коран».

 

Далее ученые приводят еще один хадис Пророка ﷺ. Пророк ﷺ сказал:

 

خير الناس وخير من يمشي على وجه الأرض المعلمون

 

То есть, это относится к учителям. Хадис относится к тем, кто обучает благому.

 

«Лучшие из людей, самые лучшие из тех, кто ходит по земле – это учителя»,

 

то есть обучающие благому, обучающие знаниям. Говоря на современном языке, педагоги.

 

كلما خلق الدين جددوه

 

Когда люди отдаляются понемногу от религии, в некоторых вопросах люди начинают слабеть, они что делают? Обновляют. Поэтому Пророк ﷺ сказал:

 

أعطوهم

Что вы хотите дать им или подарить, отдавайте это. 

ولا تستأجروهم فتحرجوهم

И не торгуйтесь с ними. Не нужно предпринимать попытки торговаться или арендовать тех, кто обучает благому, посредством этого вы ставите их в неудобное, неловкое положение.

 

فإن المعلم إذا قال للصبي قل بسم الله الرحمن الرحيم فقال الصبي بسم الله الرحمن الرحيم كتب الله براءة للصبي وبراءة للمعلم وبراءة لأبويه من النار

 

Какой замечательный хадис. Пророк ﷺ далее продолжает:

 

«Когда учитель, преподающий Коран, благое, станет обучать ребенка словам «БисмиЛляхир-рахманир-рахим», и ребенок скажет, повторяя за учителем «БисмиЛляхир-рахманир-рахим», то Всевышний Аллах этого ребенка, учителя и родителей ребенка спасет от Ада. Не даст войти в Ад ребенку, учителю и родителям этого ребенка».

 

Поэтому Пророк ﷺ говорит:

 

«Цените учителя, преподающего Коран, благое. Уважайте их, как можете».

 

По этой причине, самым близким человеком после родителей является преподаватель. Быть учителем – не каждому под силу. Стать учителем может только один из тысячи. Родителями быть легко. Наш учитель говорил нам: «Родителем стать может каждый. Но быть учителем, обучать благому – не каждому под силу». Хазрат Али (р.а.) сказал:

 

«Кто обучит меня на благом пути, на пути религии одной букве, тому я готов служить всю свою жизнь».

 

Хазрат Али (р.а) учит нас тому, насколько высока степень учителя. Безусловно, учитель – это обучающий благому, обучающий Корану. При обучении этому других он не должен преследовать ни одной из мирских целей. Как сказал Пророк ﷺ в хадисе выше, цель должна заключаться в достижении довольства Аллаха. В таком случае Всевышний Аллах дарует ему и мирское, и вечное. Если же его целью будут мирские выгоды, то Всевышний Аллах дарует ему мирское, но в вечной жизни он не почувствует даже запаха Рая, будет обделенным. Да убережет Аллах.

 

Есть одна история, очень длинная. Среди мусульман был халиф Сулейман бин Абдиль-Малик. Между халифом и табиином Абу Хазим произошел однажды случай, который приводят наши ученые по тафсиру. Данной историей мы закончим на сегодня нашу беседу. Али бин Уахб аль-Хамадани приводит риваят от Даххак бин Муса: Даххак бин Муса сказал:

 

مر سليمان بن عبد الملك بالمدينة وهو يريد مكة فأقام بها أياما 

Сулейман ибн Абдульмалик, один из больших омеядских халифов, после Сулейман ибн Абдульмалика халифом был Умар ибн Абдульазиз, заслуживший титул пятого праведного халифа. Он был один из правителей мусульман, погибшим во время сражения на пути Аллаха и ставший шахидом. Однажды он, отправившийся в Мекку, по пути остановился в Медине. То есть, из Дамаска, вам известно, что городом омеядов был Дамаск, мусульмане по пути заезжают в Медину, после чего направляются в Мекку.  Так, он несколько дней оставался в Медине. Будучи там в Медине, он спросил:

 

هل بالمدينة أحد أدرك أحدا من أصحاب النبي صلى الله عليه وسلم 

«Есть ли в Медине хоть кто-нибудь, кто видел сподвижников Пророка صلى الله عليه وسلم ? Кто есть? Я бы хотел побеседовать с ним» Тогда ему и указала на человека под именем Абу Хазим.

 

فأرسل إليه فلما دخل عليه قال له يا أبا حازم ما هذا الجفاء ؟

Затем он отправил человека, чтобы позвать Абу Хазима к себе. Когда Абу Хазим вошел, его спросили:

 

- Таково твое уважение к нам? Почему ты не наведываешься к нам? Я же здесь.

Тогда Абу Хазим сказал:

 

يا أمير المؤمنين وأي جفاء رأيت مني ؟

Абу Хазим говорит: «О, повелитель правоверных! Какое неуважение от меня ты увидел?» На что Сулейман ответил:

 

 أتاني وجوه أهل المدينة 

«Ко мне пришли многие из главных людей Медины. Но ты почему-то не пришел». Тогда Абу Хазим сказал: «О, повелитель правоверных!

أعيذك بالله أن تقول ما لم يكن 

Я желаю, чтобы Аллах уберег тебя от того, чтобы ты говорил то, чего не было. Все не так, как ты говоришь.

 

ما عرفتني قبل هذا اليوم

До этого дня ты не знал меня.

 

ولا أنا رأيتك

И я тебя не видел. Ты же не знаешь обо мне. Как ты можешь так про меня говорить?» Далее

 

فالتفت إلى محمد بن شهاب الزهري فقال أصاب الشيخ وأخطأت

Халиф сказал, повернувшись к Мухаммаду ибн Шихаб аз-Зухри, который также является великой личностью в истории: «Шейх говорит правду, я ошибся. Я действительно не знал его раньше, только сегодня узнал о нем». Затем Сулейман ибн Абдульмалик задает вопрос:

 

يا أبا حازم ما لنا نكره الموت

«О, Абу Хазим! Почему мы ненавидим смерть?» На что Абу Хазим ответил:

 

لأنكم أخربتم الآخرة وعمرتم الدنيا فكرهتم أن تنتقلوا من العمران إلى الخراب

«Потому что вы, ремонтируя мирскую жизнь, разрушили ахырат. Эту дунью вы сделали красивой, цветущей. Поэтому вы не хотите покидать отремонтированное, построенное место и перебираться в разрушенное. Поэтому вы боитесь смерти. Поэтому вы не любите, ненавидите смерть».

 

Тогда Сулейман ибн Абдульмалик сказал:

 

أصبت يا أبا حازم 

«Ты прав, Абу Хазим». Затем спросил:

 

فكيف القدوم غدا على الله تعالى

«Каково это предстать завтра перед Аллахом? Каково будет наше положение?» Абу Хазим ответил:

 

أما المحسن فكالغائب يقدم على أهله وأما المسيء فكالآبق يقدم على مولاه

«Хорошие люди предстанут перед Аллахом подобно тем, кто после долгой разлуки вернулся к своей семье. Если вы отправитесь в долгое путешествие, то после него вы будете спешить вновь вернуться к своей семье, детям. Те же, кто совершал грехи и злодеяния, плохие люди предстанут перед Аллахом подобно рабу, который сбежал от своего хозяина и был силой возвращен обратно. Безусловно, сбежавший раб, вернувшись обратно к хозяину, будет наказан, и поэтому он не желает вернуться. Услышав это, Сулейман заплакал и сказал:

 

ليت شعري ما لنا عند الله ؟

«Если бы наше положение перед Аллахом было подобно положению людей, творивших благое». Тогда Абу Хазим сказал:

 

اعرض عملك على كتاب الله 

«Тогда сопоставь свои действия с книгой Аллаха. Посмотри на свои деяния».

قال وأي مكان أجده

«В каком месте Корана я найду описание своих деяний, если стану искать в нем и сопоставлять?»

 

Абу Хазим сказал:

 

 قال إن الأبرار لفي نعيم

«Воистину, благочестивые окажутся в Раю,

 

 وإن الفجار لفي جحيم

а грешники, совершавшие злодеяния окажутся в аду», приведя аят из суры «Инфитар». Далее Сулейман ибн Абдульмалик продолжил вопросы:

 

فأين رحمة الله يا أبا حازم

«О Абу Хазим! Где милость Аллаха?» Тогда Абу Хазим ответил:

 

رحمة الله قريب من المحسنين

«Милость Аллаха близка к творящим добро, благо».

 

 فأي عباد الله أكرم ؟

«Кто наиболее ценен перед Аллахом из Его рабов?»

 

أولو المروءة والنهى

«Кто обладает хорошим нравом, более благоразумный, тот наиболее ценен перед Аллахом».

 

Сулейман ибн Абдульмалик задает еще вопрос:

 

فأي الأعمال أفضل

«Какое из действий является превосходным, самым благим и хорошим?»

 

أداء الفرائض مع اجتناب المحارم

«Самое превосходное деяние – это выполнение фардов и отказ от харама, который запретил Всевышний Аллах. То есть, отдаляясь от запретного, вы будете выполнять предписанное Аллахом. Это и есть самое превосходное деяние».

 

Далее Сулейман задает еще вопрос:

 

  فأي الدعاء أسمع ؟

«Какое дуа быстрее принимается?» Абу Хазим сказал:

 

دعاء المحسن إليه للمحسن

«Дуа человека за того, кто сделал ему добро». То есть, кто обратится с мольбой к Аллаху за другого человека, такое дуа быстрее принимается.

 

أي الصدقة أفضل ؟

«Какая милостыня является наилучшей?» Абу Хазам отвечает:

 

للسائل البائس وجهد المقل ليس فيها من ولا أذى

«Милостыня, данная нуждающемуся в тот момент, когда он уже потерял надежду найти средства, «جهد المقل» кто отдаст свои последние деньги, без упрека и обязательств, без брани».

 

فأي القول أعدل

«Какое слово наиболее справедливое?»

 

قول الحق عند من تخافه أو ترجوه

«Слово истины, сказанное тому, кого ты боишься, или от кого ты ждешь что-либо».

 

 فأي المؤمنين أكيس ؟

«Кто из верующих является самым умным?»

 

رجل عمل بطاعة الله ودل الناس عليها

«Самый умный среди верующих это тот, кто сам, поклоняясь Аллаху, призывает к этому других, призывает к поклонению, благу. Такой человек самый умный среди верующих».

 

 فأي المؤمنين أحمق ؟

«Кто из верующих является самым глупым?» – спросил Сулейман ибн Абдульмалик. Абу Хазим дал такой ответ:

 

رجل انحط في هوى أخيه وهو ظالم فباع آخرته بدنيا غيره

«Тот, кто поступает в соответствии с тем, что говорит ему его брат-нечестивец, тем самым нанося себе вред. То есть, тот кто обманулся словами своего брата «فباع آخرته بدنيا غيره» и который продает свою будущую жизнь за мирскую жизнь другого человека. Такой мусульманин является самым глупым среди верующих. Тогда Сулейман ибн Абдульмалик сказал:

 

 أصبت فما تقول فيما نحن فيه

«Ты прав. Что ты можешь сказать о том положении, в котором мы находимся?» Тогда Абу Хазим сказал:

 

أوتعفيني

«Можно я не отвечу на этот вопрос, прости меня за это. Лучше я не буду отвечать». Тогда Сулейман ибн Абдульмалик, правитель, халиф сказал: «Нет, не прощу. Отвечай. Но…

 

 

ولكن نصيحة تلقيها إلي

Но скажи мне это в форме назидания». Тогда он ответил:

 

 يا أمير المؤمنين إن آباءك قهروا الناس بالسيف

«О, повелитель правоверных! Твои предки запугивали людей при помощи меча».

 

 وأخذوا هذا الملك عنوة على غير مشورة من المسلمين ولا رضاهم

«И получили эту власть, имущество, не советуясь ни с кем из мусульман, отобрали все без их довольства,

 

حتى قتلوا منهم مقتلة عظيمة

«И даже убили многих из них».

 فقد ارتحلوا عنها

«В итоге, все они переехали».

 

فلو شعرت ما قالوه وما قيل لهم

«Если бы ты знал, что они говорили между собой, и что им было сказано!» В этот момент один из присутствующих там людей сказал:

 

 بئس ما قلت يا أبا حازم

Он не выдержал этих слов. Слова были напрямую связаны с халифом, его предками, конечно, это тяжело. Он сказал: «Ты говоришь очень плохие слова, остановись. Достаточно». Тогда Абу Хазим сказал:

 

كذبت

«Ты врешь. Я не говорю плохих вещей.

 

 إن الله أخذ ميثاق العلماء ليبيننه للناس ولا يكتمونه

«Ты обманываешь, а Всевышний Аллах взял слово с ученых: они обязательно должны раскрывать истину, говорить по справедливости, не должны скрывать истину. Всевышний Аллах поручил это ученым и обязал их. Всевышний Аллах запретил искажать, изменять слова истины ученым». После этого Сулейман ибн Абдульмалик продолжил:

 

فكيف لنا أن نصلح ؟

«Как же теперь исправить все это?» Вот здесь назидание Абу Хазима:

 

 تدعون الصلف وتمسكون بالمروءة وتقسمون بالسوية

«Оставите самодовольство, будете вершить справедливость, совершать добро, разделите поровну среди людей и будете справедливо смотреть на всех людей!» В таком случае ты не повторишь ошибок своих предков. Сулейман ибн Абдульмалик сказал:

 

 فكيف لنا بالمأخذ به ؟

«Каким образом мне теперь следует придерживаться этого, с чего начать? Укажи мне на способ», спросив еще раз о совете. Это, в свою очередь, подобно учению для всех, кто находится у власти.

 

Сулейман ибн Абдульмалик – известный своими благодеяниями, справедливостью, добром, оказанным мусульманам, близкий к ученым мусульманский халиф. Даже из этой истории видно, насколько он был близок к ученым. Теперь он спрашивает о способе. Абу Хазим отвечает:

 

تأخذه من حله وتضعه في أهله

«То, что берешь, бери из дозволенного, и отдавай тем, кто имеет право на это!»

 

هل لك يا أبا حازم أن تصحبنا فتصيب منا ونصيب منك ؟

Далее Сулейман ибн Абдульмалик, будучи настолько довольным Абу Хазимом, сказал: «О, Абу Хазим! Как ты смотришь на то, чтобы продолжить путь с нами в Мекку? Так, мы могли бы извлекать пользу из твоих наставлений, ты бы стал полезным для нас» На что Абу Хазим ответил:

 

 أعوذ بالله !

«Да убережет Аллах от этого» Сулейман ибн Абдульмалик спросил:

 ولم ذاك ؟

«Почему?»

 

 أخشى أن أركن إليكم شيئا قليلا فيذيقني الله ضعف الحياة وضعف الممات

«Я боюсь, что привыкну к вам, затем доверюсь. То есть, мое положение станет одним с вашим. Я боюсь, что Аллах накажет меня как в этой жизни, так и после смерти».

 

Мы только сейчас подошли к теме, взял ли он плату за столько данных советов и назиданий? Сказал ли он о своих нуждах или нет? Сулейман ибн Абдульмалик сказал Абу Хазиму:

 

ارفع إلينا حوائجك قال

«Теперь скажи, в чем ты нуждаешься».

 

تنجيني من النار وتدخلني الجنة

«Сможешь ли ты спасти меня от Ада и ввести в Рай?» Тогда Сулейман ибн Абдульмалик ответил:

 

ليس ذاك إلي

«Конечно, я не смогу этого сделать. Это не в моих силах», на что Абу Хазим сказал:

 

فما لي إليك حاجة غيرها

«Больше я ни в чем не нуждаюсь. Если этого ты сделать не сможешь, то кроме этого ничего не в твоих силах».

 

Тогда, оставшись довольным, халиф сказал: «Сделай за меня дуа». Теперь взгляните на дуа Абу Хазима:

 

 اللهم إن كان سليمان وليك فيسره لخير الدنيا والآخرة

«О Аллах, если Сулейман (ибн Абдульмалик, имеется в виду халиф) является твоим уали, то есть другом, любящим рабом, то облегчи ему блага обоих миров».

 

 وإن كان عدوك فخذ بناصيته إلى ما تحب وترضى

«А если же он является Твоим врагом, нелюбимым рабом Твоим, то схвати его за хохол и направь к тем делам, которыми Ты доволен, любимым Тобой». На этом он остановился. Сулейман спросил:

 

 قط

«На этом все?» Абу Хазим ответил:

 

قد أوجزت وأكثرت ، إن كنت من أهله

«Конечно, я сказал вкратце. Но если ты достоин этого дуа, то я сказал слишком много,

 

وإن لم تكن من أهله فما ينبغي أن أرمي عن قوس ليس لها وتر

Но если ты не достоин этого дуа, то как я выстрелю из лука, в котором нет стрел? Это же бессмысленно. Таким луком нельзя воспользоваться. Ты будешь подобен этому в таком случае».

 

Тогда Сулейман ибн Абдульмалик, будучи еще более довольным, попросил для себя назидания. Абу Хазим сказал:

سأوصيك وأوجز

«Я сделаю назидание и буду краток:

 

 عظم ربك

Возвеличивай твоего Господа.

 

 ونزهه أن يراك حيث نهاك

Никогда не показывайся перед Аллахом там, где Аллах запретил находиться. Пусть Аллах не увидит, что ты занят тем, что Он запретил.

 

 أو يفقدك حيث أمرك

И пусть Аллах не потеряет тебя в тех местах, где предписано быть. То есть, не ходи там, где Аллах запретил. И не пропадай с мест, где Аллах повелел быть. Не переставай делать то, что велел Аллах».

 

Далее, конечно же, они разделятся, разойдясь в разные стороны. Сулейман ибн Абдульмалик пойдет своей дорогой, продолжив путешествие в Мекку, а Абу Хазим пойдет своей. Но Сулейман ибн Абдульмалик что сделает? Отправит 100 динаров Абу Хазиму и напишет: «Израсходуй их на свои нужды. Таких подарков для тебя у меня очень много». Это еще раз доказывает то, как много внимания халиф уделял ученым. Но Абу Хазим вернет их.

 

فردها عليه وكتب

Вернет 100 динаров и напишет письмо правителю правоверных, то есть халифу, в котором было сказано:

 

 أعيذك بالله أن يكون سؤالك إياي هزلا

«Ты задал мне много вопросов. Да убережет Аллах от того, чтобы эти вопросы оказались шуткой, то есть напрасными.

 

أو ردي عليك بذلا

И да убережет от того, чтобы мои ответы оказались данными с целью получения платы.

 

 وما أرضاها لك

Я не желаю для тебя, чтобы это было так.

 

 فكيف أرضاها لنفسي

Как же я буду желать, как приму для себя то, чего я не желаю для тебя?»

 

Затем он расскажет о положении Мусы:

 

 إن موسى بن عمران لما ورد ماء مدين وجد عليه رعاء يسقون ووجد من دونهم جاريتين تذودان

Муса (а.с) однажды, придя в Мадьян, подошел к реке. Там он увидел большое количество людей, поивших свой скот. Там также были две девушки, которые не могли напоить свой скот вместе со всеми, поэтому стояли в стороне. Тогда он спросит их двоих об этом, на что они ответят: «Пока все поят свой скот, мы не можем этого сделать.

 

وأبونا شيخ كبير

Наш отец пожилой человек. У него нет сил поить скот вместе с нами.

 

فسقى لهما ثم تولى إلى الظل

Описывается положение Мусы (а.с). Затем, оказав им помощь, он напоит их скот. После чего уйдет и сядет в тени, где взмолится Аллаху со словами:

 

 رب إني لما أنزلت إلي من خير فقير

«О, мой Господь! Какую бы из милостей Ты мне ни ниспослал, я нуждаюсь в ней!» Это дуа Мусы (а.с). Далее Абу Хазим пишет:

 

وذلك أنه كان جائعا خائفا لا يأمن فسأل ربه

Он на тот момент был голодным, находился в опасности, его могли догнать, поймать и наказать. Он не был в безопасности.

 

فسأل ربه ولم يسأل الناس

Несмотря на это, он просил своего Господа. Молился Аллаху. Не спрашивал у людей.

 

 فلم يفطن الرعاء

Другие пастухи, поившие скот, не знали его, не знали о его трудном положении.

 

 وفطنت الجاريتان

А две девушки заметили это. Затем обе, вернувшись к отцу, рассказали ему о случившемся.

 

فقال أبوهما وهو شعيب عليه السلام

Отец двух девушек кто? Шуайб (а.с). Пророк Шуайб.

 

 هذا رجل جائع

Тогда Шуайб (а.с), будучи Пророком и посланником Аллаха, сказал: «Он видимо голоден». Затем он сказал одной из своих дочерей:

 

اذهبي فادعيه

«Иди и позови его»

 

 فلما أتته عظمته وغطت وجهها

Придя к нему, девушка проявила к нему уважение, затем, прикрыв лицо, сказала:

 

إن أبي يدعوك ليجزيك أجر ما سقيت لنا

«Мой отец зовет вас. Вы помогли нам напоить скот, он бы хотел отплатить вам, отблагодарить вас за это» Услышать эти слова для Мусы (а.с) было очень тяжело.

 

 فشق على موسى حين ذكرت أجر ما سقيت لنا

То есть, услышать слова «желает проявить уважение, отплатить вам, отблагодарить вас за то, что вы помогли напоить наш скот» для Мусы (а.с) было очень тяжело. Почему? Потому что Муса (а.с), помогая им, не преследовал мирских целей, выгод. Муса (а.с) хотел сделать добро ради довольства Аллаха, заработать награду от Аллаха, чтобы Аллах был доволен.

 

ولم يجد بدا من أن يتبعها

Это из письма Абу Хазима к халифу. Так, от безысходности он последовал за девушкой.

 

لأنه كان بين الجبال جائعا مستوحشا

Потому что он был среди гор голодным, беспомощным.

 

 فلما تبعها هبت الريح

Смотрите же, что произошло, когда они шли. Поднялся ветер.

 

 فجعلت تصفق ثيابها على ظهرها

Девушка шла впереди него. Когда поднялся ветер, платье, облегая тело, показало ее фигуру.

 

 فتصف له عجيزتها

Тем самым, немного проявилась привлекательность девушки.

 

وجعل موسى يعرض مرة ويغض أخرى

Муса (а.с) – посланник Аллаха. Его богобоязненность была на совершенном уровне. Нет сомнений в том, что он жил, соблюдая во всем богобоязненность, страшась Аллаха, избегая харама глазами и всеми органами. Поэтому, когда подул сильный ветер, Муса (а.с) то отводил взгляд в сторону, то закрывал глаза.

 

 فلما عيل صبره ناداها

Когда чаша терпения переполнилась, то он обратился к ней:

 

 يا أمة الله كوني خلفي وأريني السمت بقولك

«О, рабыня Аллаха! Иди позади меня, указывая мне путь словами».

 

 فلما دخل على شعيب إذ هو بالعشاء مهيأ

Так, они пришли к отцу девушки, Шуайбу (а.с). Было время ужина, стол был накрыт. Шуайб (а.с) сказал:

 

اجلس يا شاب فتعش

«Садись, поужинай вместе с нами». Тогда Муса (а.с) сказал:

 

 أعوذ بالله فقال له شعيب لم ؟ 

«Да убережет Аллах», после чего Шуайб (а.с) спросил: «Почему? Почему ты так говоришь?

 

أما أنت جائع ؟

Разве ты не голоден?» Муса (а.с) ответил:

 

 بلى

«Да, я голоден.

 

 ولكني أخاف أن يكون هذا عوضا لما سقيت لهما

Вот здесь заключается весь смысл. «Я голоден, хочу отведать пищу, но я боюсь, что это изменит мое намерение в помощи, оказанной ради довольства Аллаха. Я боюсь, что я не смогу заслужить довольства Аллаха.

 

 وأنا من أهل بيت لا نبيع شيئا من ديننا بملء الأرض ذهبا

Я не из числа таких людей. Я вышел из такой семьи, где мы нашу религию, довольство Аллаха не продадим даже за землю, наполненную золотом. Не продадим нашу религию даже за огромное количество золота». Тогда Шуайб (а.с) сказал:

 

 لا يا شاب ولكنها عادتي وعادة آبائي

«Ты так не думай, ведь это мой обычай и обычай моих предков.

 

 نقري الضيف

Мы оказываем уважение гостю,

 

ونطعم الطعام

Угощаем его». Только после этого, увидев, что намерение Шуайба (а.с) совершенно иное

 

 فجلس موسى فأكل .

Муса (а.с) сел и отведал пищу.

 

Описание Пророка ﷺ тоже было таким. Пророк ﷺ проявлял уважение к гостям, угощал их едой. Об этом рассказывала Хадиджа (р.а) при ниспослании первого откровения. Таким образом, это было качество, присущее всем пророкам и посланникам.

 

 فإن كانت هذه المائة دينار عوضا لما حدثت

Далее Абу Хазим переходит к их случаю.

 

فالميتة والدم ولحم الخنزير في حال الاضطرار أحل من هذه

«Если отправленные тобой сто динаров служат платой за сказанные мной тебе слова, то мертвечина, кровь и мясо свиньи, которые люди едят в вынужденных ситуациях, лучше для меня, чем эти деньги.

 

  وإن كان لحق في بيت المال فلي فيها نظراء ، فإن ساويت بيننا وإلا فليس لي فيها حاجة

Но если ты мне даешь их из казны за мой вклад, где есть также вклад и других людей, деля поровну и по справедливости между нами, то это другое дело. Тогда я смогу принять их. Но я не буду брать плату за свои ответы, сказанные мной слова».

 

Этот длинный рассказ, произошедший между Абу Хазимом, великим табиином, проживавшим в Медине, и Сулейманом ибн Абдульмаликом, учит нас не преследовать мирских целей и выгод в обучении религии Аллаха, Его словам, а стремиться только к довольству Аллаха. Ученик сподвижников Пророка (с.а.с) показал нам пример того, что на пути Аллаха, на пути религии не стоит бояться, что кто-то накажет вас или причинит вам вред. Безусловно, наши ученые по тафсиру привели этот рассказ в своих книгах в качестве примера для нас. Далее в аяте Всевышний Аллах повелевает:

 

وَإِيَّايَ فَاتَّقُونِ

«И Меня страшитесь, будьте богобоязненными».

 

Не бойтесь кого-то, помимо Меня. На земле будет много мирских вещей, много разных людей, явлений, но вы не бойтесь их и бойтесь Меня. То есть, несмотря на то, что данное напоминание: «Страшитесь Меня при подтверждении истины, донесении ее, справедливости, и не бойтесь ничего из мирского» приводится для иудеев, это сказано и для нас всех.

 

Пусть Аллах убережет нас от того, чтобы мы продавали религию за ничтожную цену. Да сделает нас из числа Своих любимых рабов, не преследующих мирских целей, стремящихся к истине и к Его довольству! Да будет дарована всем нам возможность прожить жизнь по примеру великого табиина Абу Хазима (рахматуллахи алейхи), о котором мы рассказали сегодня! Да позволит Всевышний Аллах благополучно дожить до следующего урока в среду, дарует нашей стране мир и спокойствие, поможет как можно скорее вернуться джамаату на пятничные намазы!

 

سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك

 

Отзывы читателей (0)

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi