Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
السلام عليكم و رحمة الله و بركاته
Уважаемый джамаат! Пусть сегодняшнее наше собрание будет окружено ангелами и милостью перед Всевышним Аллахом! Да запишет Аллах нам награду за каждый шаг, проделанный в Его дом!
Наше собрание по средам посвящается пониманию и разъяснению книги Всевышнего Аллаха, Его речи. Разъясняем, вникаем и понимаем смысл суры «Бакара». Следующий на очереди – 31 аят. Всевышний Аллах после того, как сказал об Адаме (а.с.): «Я установлю на земле наместника», далее продолжает:
{وَ عَلَّمَ آدَمَ الْأَسْمَاءَ كُلَّهَا ثُمَّ عَرَضَهُمْ عَلَى الْمَلَائِكَةِ فَقَالَ أَنبِئُونِي بِأَسْمَاءِ هَـٰؤُلَاءِ إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ}
صدق الله العظيم
«Он научил Адама всевозможным именам, а затем показал их (творения, нареченные именами) ангелам и сказал: "Назовите мне их имена, если вы говорите правду" (2:31).
Слово «عَلَّمَ» (алляма) происходит от арабского «علم» (ильм), что означает знание, наука, учение. Слово «عَلَّمَ» («алляма») означает не «знать», а «дать знать кому-то, обучить кого-то». Говорится, что Всевышний Аллах обучил Адама (а.с.) и дал ему знание. Что не означает привычное нам обучение преподавателем учеников буквам алиф, ба, та, са или же, а, б, в, г. Истинное же значение в том, что Всевышний Аллах заложил в грудь Адама (а.с.) это знание, информацию. То есть, было ли оно напрямую заложено по приказу Аллаха или же информацию вложили в его грудь ангелы – это известно только Аллаху, однако смысл здесь в том, что Всевышний Аллах заложил информацию в его грудь. Безусловно, это могло произойти и через ангелов, при помощи ангела Джибриля (а.с.)
Вам известно, что Джибриль (а.с.) передавал откровение и доносил повеления Аллаха посланникам и пророкам Аллаха. Таким образом, смысл слова «алляма» заключен в этом.
Говоря Адам, Всевышний Аллах называет его. Наши ученые по тафсиру говорят: «Откуда пришло слово Адам? Почему Адам (а.с.) праотец всего человечества, начало всех людей был назван так? Всевышний Аллах говорит: «Адам». Мы берем его напрямую с арабского языка, а казахи называют всех людей «адам».
Ибн Аббас (р.а.) сказал: «Оно произошло от слова «удма». «Удма» - это разновидность пшеницы. Адам (а.с.) был сотворен из земли и его цвет был близок к черно-пшеничному. Поэтому, Всевышний Аллах назвал сотворенного Им раба – Адамом
Приходят и другие риваяты, где сказано: «Нет, значение слова «удма» - белый. У арабов есть такое выражение, которое переводится, как «белая верблюдица». И у казахов есть такое понятие, как «белая верблюдица», в выражении «блага посыпались, как из рога изобилия».
Поэтому сказано, Всевышний Аллах сотворил Адама (а.с.) белым. Несмотря на то, что он был сотворен из земли, далее после того, как в него вселили душу, он стал белым. То есть, был белокожим творением Аллаха, и поэтому его назвали Адам (а.с.). Человек был создан из земли, песка. Этот песок был смешан с землей, а затем приобрел форму человека.
Всевышний Аллах дал повеление ангелам собрать песок с верхнего слоя земли, а затем из этого слоя сотворил человека, создал его. Таким образом, слово «Адам» - означает творение, сотворенное из верхнего слоя земли. Ибн Масуд (р.а.), сподвижник посланника Аллаха (ﷺ), приводит длинный рассказ об Адаме (а.с.) в риваяте от Пророка (ﷺ). В нем он рассказывает:
Первое, что приводит Ибн Масуд (р.а.) по поводу сотворения Адама (а.с.) – сначала Всевышний Аллах поручил Джибрилю (а.с.), чтобы он принес песок, взяв ее у земли. Однако, земля ответила: «Ты сейчас забираешь от меня и делаешь меня неполноценной, собираешься забрать мою часть, и я останусь несовершенной и некрасивой, я прибегаю за помощью к Аллаху в этом».
Джибриль (а.с.) не смог ничего взять после такого ответа земли и вернулся ни с чем обратно. Джибриль (а.с.) сказал: «О мой Господь! Она прибегнула к Тебе за помощью, и я не смог ничего сделать, она попросила Твоей защиты, и я не осмелился».
И Всевышний Аллах отправил Микаиля (а.с.). Земля снова прибегнула к Аллаху, и Микаиль не смог ничего сделать. Микаиль, как вам известно, это ангел. Он пришел и сказал Всевышнему Аллаху то же, что и ангел Джибриль.
Далее Всевышний Аллах отправил Азраиля, который позднее стал ангелом смерти, но земля прибегла за помощью и от ангела смерти со словами: «Я прошу защиты у Аллаха от того, чтобы ты унизил меня или сделал некрасивой».
Тогда ангел смерти сказал: «И я прибегаю за помощью к Аллаху от того, чтобы вернуться к Нему, не выполнив Его повеления». Это ответ ангела смерти, то есть Азраиля. После чего он взял с разных мест землю с ее поверхности и смешал ее. Он взял красную землю с ее поверхности, и белую землю, и черную землю, взял разные виды земли и вернулся к Аллаху. По этой причине цвет, вид всех людей разный. Это слова Абдуллы ибн Масуда (р.а.) По этой причине он был назван Адамом. Так как он был взят с поверхности земли, он был назван таким образом.
Далее Всевышний Аллах говорит Азраилю: «Когда земля прибегала за помощью ко Мне от тебя, просила у Меня защиты и молилась Мне, не было ли тебе ее жалко?» Тогда Азраиль (а.с.) ответил: «Я посчитал Твое повеление более обязательным, чем ее мольба. Твое задание – принести ее часть. Я счел Твой приказ выше, чем ее мольба и просьба. Поэтому я выполнил его».
Всевышний Аллах ответил: «У тебя есть такое качество, ты способен забирать душу Адама и его потомков»». После этого Он поручил забирать души Адама и его потомков ангелу Азраилю. Далее: Аллах дал приказ смешать землю с водой и сделать грязь, соединяющуюся между собой.
Затем до того момента, пока она высохнет и превратится в камень, Всевышний оставил ее. О сотворении из твердой земли говорится в одном из аятов суры «Хиджр». Потом Он сказал ангелам: «Я сотворю одно создание из этой земли».
После полного его сотворения и вложения души в его тело, приказал всем преклониться ниц перед ним. По этому поводу еще будет рассказано в следующих аятах, о них мы поговорим позднее.
Всевышний Аллах по Своему могуществу, то есть Могущественными руками, здесь аят не напрямую о руках сообщает, но Аллах с таким вниманием и приданием важности сотворил его, даровал ему такую значимость, чтобы Иблис не возгордился и не оказался среди тех, кто не признает его. Потом Он сказал:
«Ты возгордишься перед созданием, которое я сотворил Своими руками могущества и величием, и не преклонишься перед ним?»
Адама создали человеком и поставили так в форме тела, не вкладывая душу, на сорок лет. Мимо него проходили ангелы, которые увидев его, отстранялись, а Иблис больше всех отстранялся и остерегался его.
Проходя мимо, Иблис ударил его и при ударе исходил звук, который исходит при битье керамической посуды, будто бы в нем замешан песок, такой же звук исходил и от него. Затем Иблис сказал: ты что-то задумал, ты был создан для определенного великого дела. То есть, он говорит Адаму об этом еще до того, как в него была вложена душа.
В один из дней он зашел внутрь Адама через рот и вышел сзади, а затем сказал ангелам: «Не бойтесь его, он весь пустой изнутри, он стоит просто так, не стоит бояться и сторониться его. Если мне будет дана возможность, то я навлеку на него бедствие», и так он начал проявлять вражду.
Он спросил у ангелов: «Видели ли вы подобное создание, которое будет считаться лучше и предпочтительнее вас, и вам будет велено преклониться перед ним, сделаете ли вы это и подчинитесь ли?» Такой разговор он вел с ангелами.
На это ангелы дали следующий ответ: «Мы подчинимся приказу нашего Господа. Что господь нам прикажет, то мы и будем делать, мы не выйдем против Его повелений». Однако Иблис сохранил дурные намерения: «Если вдруг он окажется лучше меня, и я должен буду преклониться перед ним, то я этого не сделаю. Но если я стану лучше него, то я наведу беду на него».
Он принял решение, что если это создание последует за ним и подчинится ему, то он навлечет на него беду и уничтожит его. Затем пришло время, то есть спустя сорок лет, Всевышний Аллах по Своей воле вдохнул в Адама рух, дал душу. Далее Он приказал ангелам: «Вот, Я вдохнул рух. Так падите же ниц».
Когда впервые вдохнули рух, Адам чихнул. Самое первое действие было чихание. Поэтому у нас чихание считается признаком хорошего и здорового состояния. Когда мы чихаем, мы говорим: «Хвала Аллаху, Альхамдулиллях». Когда он чихнул, ангелы обратились к нему: «Скажи Альхамдулиллях, Хвала Аллаху». И он сказал: «Хвала Аллаху». В это время Аллах сказал Адаму: «Пусть Аллах помилует тебя»». То есть «Ярхамукаллах», после того, как кто-то чихнет и воздаст хвалу Аллаху, мы желаем ему милости, ведь так?! То есть, это сунна еще со времен Адама.
Когда рух дошел до глаз Адама, он взглянул на райские плоды. Когда рух дошел до его живота, желудка, он захотел поесть. Затем, когда рух еще не успел дойти до его ног, Адам поспешил отведать райские плоды. Об этом в Коране говориться:
{خُلِقَ الْإِنْسَانُ مِنْ عَجَلٍ}
«Человек создан нетерпеливым» (21:37).
Здесь указывается, что человеческой природе свойственно спешить, желание закончить все быстрее, лишь бы скорее увидеть, добраться и т.д. Вот, это качество заложено в нас со времен самого Адама. То есть, человек всегда спешит к чему-то. Адам (а.с.) еще до того, как рух вселился в ноги, поспешил отведать райские плоды.
Это риваят, дошедший до нас от Абдуллаха ибн Масуда (р.а.), сподвижника Пророка (ﷺ). Возможно, что Абдуллах ибн Масуд (р.а.) передал это от самого Пророка (ﷺ), так как это гайб, то есть не вопрос иджтихада.
Имам ат-Тирмизи приводит еще один риваят: Абу Муса аль-Ашари передает от Посланника Аллаха (ﷺ):
«Воистину, Аллах создал Адама (а.с.) из песка, собранного со всех уголков земли. После чего, человек похож на все виды земли, которые существуют. Среди них есть и красные, как все мы знаем, к примеру, индусы, белые и черные и все цвета, в которых предстает человек и живет по сей день.
Наряду с этим, на земле есть красивые ровные места, неплодородные земли, на которых ничего не растет, плодородные зеленые земли, где растут травы и овощи. Подобно этому, среди людей есть и обладатели хорошего нрава, притеснители, и плохие люди и хорошие, то есть, среди потомков Адама (а.с.)».
Этот хадис привел имам ат-Тирмизи. Хадис считается хасан сахих. Это все, что касается названия и сотворения Адама (а.с.)
Чему Он научил его далее? Аллах научил Адама (а.с.) всем именам. Ученые останавливаются на слове «названия». Какое значение у слова «имена»? Обучил всем названиям, то есть вложил это в его грудь. Сказано, что это способность разговаривать. Всем этим словам Всевышний Аллах обучил Адама (а.с.) после его создания. Дал способность объяснять и говорить о своих чувствах, желаниях и всех словах, сразу после его создания. Ученые говорят об еще одном значении, эти тафсиры безусловно дополняют друг друга:
«Он обучил его каждой вещи, его названию, значению, содержанию. Например, что такое земля, вода, горы, насекомые, животные, посуда, вещи. Откуда мы это знаем? Например, Аллах в Коране говорит:
{سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الْأَعْلَى}
Возвеличивай имя Господа твоего Всевышнего (87:1)
Говорит «исм». «Возвеличивай имя Господа твоего». Сказано «имя», но это не значит, что возвеличивать нужно только лишь Его имя. Мы должны возвеличивать Самого Господа. Здесь сказано «имя», но значение аята – это Сам Аллах. Мы должны возвеличивать нашего Господа. Мы должны познать отсутствие недостатков у нашего Господа. Подобно этому, Аллах здесь говорит «имена», но подразумеваются владельцы этих «имен». То есть, меня, к примеру, зовут Еркин, но есть моя сущность, вот в чем дело. Дело не в моем имени, а во мне самом. Он обучил его всем названиям и самим вещам.
Ибн Аббас, Икрима, Катада, Муджахид и Ибн Джубайр (да будет доволен ими Аллах) передают в риваяте:
«Адам (а.с.) был обучен Всевышним Аллахом названиям всех созданий на земле, то есть вложил в его грудь. Будучи созданным, Адам (а.с.) знал, что есть что, и название и сущность».
В еще одном риваяте Анас (р.а.) передает от Пророка (ﷺ): Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Все мусульмане соберутся в Судный день. Все мы соберемся в Судный день и предстанем перед Аллахом. И они скажут: «Вот бы мы смогли прибегнуть к чьему-либо заступничеству перед Аллахом». И пойдут они к Адаму и скажут: «Ты отец всего человечества. Всевышний Аллах сотворил тебя с таким величием, особой заботой и в прекрасном облике, с могуществом, а также приказал всем Своим ангелам преклониться перед тобой и научил тебя названию каждой вещи». То есть, представ перед Адамом они скажут: «Аллах научил тебя наименованию каждой вещи».
Катада сказал: "Всевышний Аллах обучил Адама (а.с.) тем вещам, которые ангелам неизвестны, а также научил тому, сколько пользы и вреда содержит та или иная вещь, для какой цели она и что с ней надлежит делать. Здесь под тем, что Аллах обучил Адама (а.с.) всем именам, подразумевается это.
Имам ат-Табари сказал: «Он обучил Адама (а.с.) именам всех ангелов, а также именам всех потомков Адама (а.с.)». Если основываться на данном тафсире, то получается, что Адам (а.с.) – наш предок, который знает имена каждого из нас. Он наш предок, предок всего человечества. То есть, человек ведь знает имена каждого своего потомка, будь это десять или пятнадцать детей. Имам ат-Табари говорит об этом. В него вложили знание об именах каждого из его потомков.
Адам (а.с.) – любимый раб Аллаха, Его первый пророк и посланник. Поэтому нельзя сказать, что это невозможно. Почему? Потому что дальше говорится:
{ثُمَّ عَرَضَهُمْ عَلَى الْمَلَائِكَةِ}
«А потом показал их ангелам».
То есть «их» - это потомков Адама (а.с). Он показал ангелам потомков Адама, спросив, знают ли они их, то есть людей. Затем Аллах сказал:
{فَقَالَ أَنبِئُونِي بِأَسْمَاءِ هَـٰؤُلَاءِ}
«Назовите Мне их имена»
Такой вопрос был задан ангелам, чтобы узнать смогут они ответить или нет. Но ангелы, безусловно, не смогут этого сказать.
{إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ}
«Если вы говорите правду».
Если вы говорите правду, то отвечайте. Знаете ли вы имена всех потомков Адама или же названия всех вещей, которым мы обучили Адама? На что ангелы конечно ответили:
«Мы не знаем ничего, кроме того, чему Ты обучил нас».
Этот ответ приходит уже в следующем аяте. Ученые по тафсиру здесь затрагивают еще несколько тем, касаемо языка, арабского языка, языка наций. Этот язык ведь тоже сотворенный, арабский, русский, казахский, английский, узбекский языки – все они сотворенные. Все наши слова – тоже махлюк (сотворенные). В арабском языке кто заговорил самым первым? Кагбуль-Ахбар говорит: «В арабском языке и во всех других языках заговорил Адам (а.с.)». Он был обучен всем именам и названиям на всех языках. Знание Адама (а.с.) было таковым. Сколько есть языков на сегодняшний день, всех их Адам (а.с.) знал.
Кагбуль-Ахбар сказал: «Самым первым, кто заговорил на арабском языке – является Джибриль. Он обучил арабскому языку Нуха (а.с.), который обучил своего сына Сама. От Сама продолжилось обучение потомков Адама (а.с.).
Ученые говорят, риваят Кагбуль-Ахбара приходит в значении, что из ангелов первым заговорил Джибриль (а.с.). Почему? Потому что у Пророка (ﷺ) есть еще один хадис о том, кто заговорил первым на арабском языке: «Самым первым заговорил на ясном, понятном арабском языке, сумев донести все свои мысли и чувства, - Исмаиль (а.с.) когда ему было десять лет». Ученые объясняют, что первым среди ангелов был Джибриль (а.с.), а среди людей первым заговорил на известном нам сейчас арабском языке, языке Корана – Исмаиль (а.с.).
Таков на сегодня в общем разбор 31 аята. Ин шаа Аллах, на следующей неделе продолжим изучать следующий аят.
Пусть Аллах будет доволен всеми вами! Да сделает нас Аллах из числа знающих и любимых Им рабов!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك!