Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
«Они надеются на Его милость и боятся наказания от Него». (Сура «Аль-Исра», аят 57).
Надежда — на арабском языке «ар-Ража» означает искреннюю веру в милосердие и щедрость Всемогущего Аллаха. Наш народный герой Бауыржан Момышулы говорил: «Надежда ведет к вершинам, отчаяние ведет в могилу». С надеждой человек легко может пройти разные жизненные этапы, покорить высшие вершины и добиться множества успехов. Бухар Жырау воспевал:
Хоть последний к нему и приблизится срок,
Хоть и смерть занесет над ним грозный клинок,
Хоть останется он, сил лишенный, стоять,
Ослепленный, ступивший на смертный порог, —
Все равно не оставит надежд человек!»
В процессе воспитания своего нафса человек может совершать ошибки и грешить, поскольку это его человеческая природа. Но, ни в коем случае ему не стоит, отчаявшись в милости Аллаха, которая не имеет границ, говорить: «Все, теперь меня Аллах никогда не простит». Всевышний Аллах говорит в Коране: «Скажи (Мухаммад) Моим рабам, которые навредили себе чрезмерностью (своих грехов): «Не теряйте надежду на милость Аллаха! Поистине, Аллах прощает все грехи, ведь Он — Прощающий (даже неверие тем, кто покаялся в нем до смерти), Милующий (Своих рабов)» (Сура «Аз-Зумар», аят 53).
В другом аяте повелевается: «Моя милость охватывает (в этом мире) все» (Сура «Аль- А’раф», аят 156).
Передают со слов ‘Умара 6. аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах!) следующее: «К Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха!) привели пленников. Среди пленных была женщина, которая кого-то искала. Когда же она нашла среди пленных своего маленького сына, то схватила его, обняла, а потом накормила грудью. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) сказал нам: «Как вы думаете, бросит ли эта женщина своего ребёнка в огонь?». Мы ответили: «Нет, клянёмся Аллахом! Добровольно она его никогда не бросит». И тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) сказал: «Аллах же более милостив к Своим рабам, чем эта женщина к своему ребёнку» (имамы Бухари и Муслим).
Приводится в хадисе-кудси: «О, сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие грехи ты совершил, до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прошения, то Я прощу тебя!» (имам Тирмизи).
Есть три вида надежды:
1. Делать благие дела и надеяться на их принятие
В Коране о такой надежде говорится так: «Разве (неверующий равен тому), кто в ночные часы поклоняется (Аллаху), совершая земные поклоны и стоя (в намазе), боится (наказания в) следующей жизни и надеется на милость своего Господа?! (Сура «Аз-Зумар», аят 9). В этом случае мы можем сравнить нашу надежду с надеждой сеятеля. Потому что со стороны сеятеля неразумно говорить, что он будет сеять весной. Если его не поливать, не очищать, не защищать от воров, насекомых и птиц в течение определенного периода времени после посадки, он осенью останется без урожая. Точно так же человек, который надеется на Божью милость, должен следовать заповедям Всемогущего Аллаха в этой жизни, воздерживаться от того, что Он запрещает, и стараться делать как можно больше добрых дел.
2. Раскаяние после греха и надежда на Божье прощение
В аяте 67 суры «Аль-Касас» говорится: «А тот, кто раскаялся, уверовал и совершал благодеяния, вероятно, будет спасен».
3. Согрешив, надеяться на Божье прощение, не раскаявшись и ничего не предпринимая
Первые два из этих трех считаются приемлемыми, а последний нет. Поскольку милость Всевышнего безгранична, Он может простить ошибки Своих рабов без какого-либо раскаяния. Однако, учитывая, что сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха), чьи предыдущие и последующие ошибки были прощены, просил прощения у Аллаха семьдесят или сто раз в день, то бесспорно, что обычный человек после совершения греха обязан это делать.
Абу Усман аль-Хири сказал: «Признак счастья — задаваться вопросом после выполнения предписания Аллаха: «Примет Аллах это или нет?». А признаком несчастья является вера в то, что Аллах простит меня после совершения греха» (имеется в виду, не раскаявшись).
Между надеждой и страхом должен быть баланс. Наша религия никогда не проповедовала, что можно спокойно грешить и в Судный день будет все прощено. Как говорят в народе: «Страшись бесстрашия перед Аллахом». Мы не должны забывать, что за все наши деяния будет спрос в Судный день. По этой причине надежда и страх верующего идут рука об руку. Наши ученые сравнивают надежду и страх с двумя птичьими крыльями. Подобно тому, как птица может летать по небу только тогда, когда у нее есть два крыла, так и положение человека правильное только тогда, когда его надежда и страх идут рука об руку. В Коране Всевышний Аллах описывает Своих таких рабов: «Они надеются на Его милость и боятся наказания от Него» (Сура «Аль-Исра», аят 57).
Хазрат Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если будет сказано, что все люди войдут в Ад и лишь один в Рай, я надеюсь, что этим человеком в Раю буду я. Если будет сказано, что все попадут в Рай и только один попадет в Ад, я боюсь, что этим человеком в Аду буду я».
Страх «Аль-Хауф». Воздержание от вещей, которые нежелательны, страшась того, что это может привести к запретному, даже если они не запрещены шариатом. В Коране говориться: «Кто раздает милостыню со страхом (и трепетом) в сердце, оттого что им предстоит вернуться к своему Господу (и держать отчет за земную жизнь), — они (те, кто обладает вышеназванными качествами) торопятся совершать благое, опережая в этом, друг друга» (Сура «Аль-Муминун», аяты 60-61).
Относительно этого аята мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) спросила Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Те, чьи сердца наполняются страхом, что они возвратятся к своему Господу, это те, кто пьет и ворует?» Посланник Аллаха сказал: «Нет, это те, которые постятся, молятся и раздают милостыню. Но они боятся, что их деяния не будут приняты. Именно они стремится быть в авангарде благих дел, и они лучшие из них» (имам Тирмизи, Ибн Маджа).
Страх подавляет низменные страсти и низменные побуждения. Подобно тому, как человек, который знает, что пища содержит яд, отвернется от нее, так и человеку будет противно все греховное, потому что он боится Аллаха и Его наказания. В Коране Всевышний Аллах говорит о таких Своих рабах: «Ведь Мы боимся (наказания) Господа нашего в тот мрачный и суровый день» (Сура «Аль-Инсан», аят 10).
Верующий как человек, сидящий у подножия горы, который боится, что гора обрушится на него. Лицемеры же равнодушны к своим греховным поступкам, представляя их в виде комара, сидящего на носу. В Коране говорится: «Поистине, тем, кто боится своего Господа, не видя Его, — прощение и большая награда» (Сура «Аль-Мульк», аят 12).
Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) подошел к умирающему молодому человеку и спросил его: «Как ты себя чувствуешь?» Он сказал: «О, Посланник Аллаха! Я надеюсь на милость Божью, но боюсь за свои грехи». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если в сердце человека есть страх и надежда, Аллах даст ему то, на что он надеется, и защитит его от страха» (Имам Тирмизи).
Да окажет нам Всевышний Аллах Свою милость и даст возможность быть среди Его рабов, которые поклоняются Ему в надежде и страхе, да спасет Он нас от страданий и введет в Рай!
«О Аллах, Тебе я покорился, в Тебя верую, и на Тебя уповаю, и к Тебе обращаюсь с покаянием. Я надеюсь на милость Твою, я страшусь гнева Твоего. Я уверовал в Книгу Твою, и в Посланника Твоего.