Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Видео версия | Аудио версия | Озвучивает: устаз Азамат Абу Баязид
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
Уважаемые братья, дорогой джамаат! Пусть Аллах запишет нам награду за каждый шаг проделанный в Его дом! Пусть сделает наше собрание сегодня среди похвальных, окружённых ангелами собраний! Мы, начав с суры "Бакара", понемногу понимаем и вникаем в её смысл. В прошлый раз мы остановились на 10-м аяте. В 11 аяте упоминается о людях среди нас и живших ранее, которые подверглись гневу Аллаха. Это также группа людей с обманчивым внешним видом. Аяты, касаемые мунафиков, лицемеров, мы начали ранее. Теперь продолжим их. В следующем аяте Аллах говорит:
{وَإِذَا قِيلَ لَهُمْ لاَ تُفْسِدُواْ فِي الأَرْضِ قَالُواْ إِنَّمَا نَحْنُ مُصْلِحُونَ}
«Когда им говорят (этим людям из-за того, что они не пожелали обратится к Аллаху, их сердца запечатаны, а так как они препятствуют обращению других, Аллах их болезнь увеличивает): «Не творите беззакония на земле (не препятствуйте другим встать на путь Аллаха)». Они отвечают: «Мы только очищаем (учим религии, очищаем души)»».
Это такая группа людей, которой делают замечание. Кто? Конечно же, верующие мусульмане. Они говорят им: «Не распространяйте нечестие на земле». «Фасад» — это «беззаконие, нечестие». Они говорят им: «Не творите беззакония», в ответ же им снова лгут, потому что основным их качеством и является ложь, чтобы скрыть свое нутро, они обманывают. Казахи говорят: «Өтіріктің құйрығы бір тұтам», то есть «На лжи далеко не уедешь». Также говорят: «Ұрының арты қуыс», что означает «у вора позади погоня» или же «на воре шапка горит». Подобно этому, человек, внутри которого нет веры, внешне проявляет себя, как мусульманин, уверовавший в Аллаха и Его посланника. Это также входит в обман. Один из трех признаков лицемеров, когда они разговаривают, то лгут. Они говорят: «Нет, мы не распространяем нечестие, напротив, мы очищаем, способствуем распространению мира на земле». Этими словами они вновь прибегают ко лжи, стараются скрыть свое неверие, как мы говорили ранее. Ученые поясняют этот аят. По мнению имама аль-Маварди, слова Аллаха «не творите беззакония на земле» означают «не будьте неверующими», на что те люди отвечают «нет, мы не являемся в числе неверующих». В другом пояснении сказано, что здесь говорится: «Вы совершаете то, что запрещено Аллахом. Прекратите поступать таким образом! Аллах запретил причинять вред самим себе и окружению, поэтому прекратите причинять вред. Аллах запретил неверие, прекратите неверие», от чего данная группа людей снова отказывается. В еще одном тафсире, ученым аль-Маварди сказано, что здесь наложен следующий запрет: «Вы обманываете самих себя, чтобы угодить неверующим. Если вы находитесь с мусульманами, то говорите, что вы мусульмане. Если же вы среди неверующих, то говорите им: «Мы с вами». Прекратите это, ведь это – беззаконие, зло, поддержка неверующих и насмешка над мусульманами. Оставьте угождение неверующим». Все эти пояснения по итогу дополняют друг друга. В неверии мунафиков (лицемеров) нет никакого сомнения, потому что Аллах вынес им хукм (постановление, решение):
{وَمَا هُم بِمُؤْمِنِينَ}
«Они не верующие». Аллах вынес ясное решение в отношении тех людей, которые находятся среди мусульман и произносят устами свидетельство о вере, но в действительности это не так. Они отвечают:
{قَالُواْ إِنَّمَا نَحْنُ مُصْلِحُونَ}
«Мы не творим беззаконий, а напротив улучшаем мир, стараемся улучшить».
В следующем аяте сказано:
{أَلا إِنَّهُمْ هُمُ الْمُفْسِدُونَ وَلَكِن لاَّ يَشْعُرُونَ}
«Несомненно, они, (да) они те, кто творят беззакония, но не знают об этом».
В этом аяте Аллах снова описывает их положение. По поводу данного аята, некоторые ученые говорят: «Они думают так: «Мы общаемся с неверующими, угождаем им, выполняем их поручения, делаем, что они просят, и, тем самым, мы тянем их к исламу». Поэтому они и считают, что улучшают положение». Во втором аяте Аллах показывает их положение: «Несомненно, они творят беззакония, но не замечают этого». В еще одном тафсире говорится: «Когда они услышали напоминание: «Не творите беззакония на земле», они отрицали это со словами: «Мы не творим каких-либо беззаконий, не причиняем вреда, мы стараемся улучшить и исправить». Таким образом, они не приняли повеления Аллаха, слов посланника Аллаха и отрицали это». Ибн Аббас (р.а) сказал: «Они полагают: «Когда мы так делаем, мы стараемся исправить, улучшить, то есть, мы прикладываем усилия для того, чтобы создать связь между мусульманами и неверующими. В самом деле, в наших поступках есть благо, оно является самым правильным способом, это не беззаконие». Так, они совершенно не принимают напоминание и отрицают его». Ибн Аббас и Муджахид так поясняют данный аят. Таким образом, они сами не понимают свое положение. В предыдущих аятах сказано:
{يُخَادِعُونَ اللهُّ وَمَا يَخْدَعُونَ إِلاَّ أَنفُسَهُم}
«(Они полагают, что) обманывают Аллаха, между тем, они обманывают сами себя».
Наши ученые поясняют: «Они скрывают от самих себя свое положение, так, становятся неспособными исправить собственное положение». И в этом месте они также не признают тот факт, что творят беззакония, а считают, что наоборот улучшают все вокруг. Рядом с мусульманами говорят одно, а рядом с неверующими – другое. Так они оправдывают себя тем, что улучшают отношения между мусульманами и неверующими. В следующем аяте продолжается:
{وَإِذَا قِيلَ لَهُمْ آمِنُوا}
Здесь уже идет призыв. «И когда им говорят: «И вы уверуйте».
{كَمَا آمَنَ النَّاسُ}
«Подобно тому, как уверовали люди». Здесь для них есть образец, Аллах дает этот образец. То есть, как уверовали другие люди. Кто они? Они сподвижники Пророка (ﷺ). Ученые тафсира говорят: «Здесь Аллах приводит в пример веру сподвижников Пророка». Далее они отвечают:
{قَالُواْ أَنُؤْمِنُ كَمَا آمَنَ السُّفَهَاء}
«Они ответили: «Неужели мы уверуем, как уверовали те глупцы (безумцы)?». Здесь они начали говорить более открыто о своем неверии. Тем самым они обвиняют в глупости сподвижников посланника Аллаха. Так, они открыто показывают свое внутреннее неверие, ненависть к сподвижникам, вражду к исламу. «السفَه» это арабское слово, из которого происходит слово «السُّفَهَاء», что означает «хиффа», то есть «легкость». То есть, они говорят о сподвижниках Пророка (ﷺ), как о легкомысленных людях. Они отвечают: «Их разум и понятия очень неглубокие, мы что уверуем, как они? Вы призываете нас к пути, религии этих легкомысленных людей?». Здесь Аллах дает им второе очередное описание:
{أَلا إِنَّهُمْ هُمُ السُّفَهَاء}
«Несомненно, что они сами глупцы». Лицемер считает себя умным человеком. В наше время точно также. Лицемер кого-то обманул, кого-то провел, кого-то обсудил, и считает себя умным говоря: «Я умный, я смог обмануть такого-то», «я умный, а он, ничего не подозревая, поверил мне». В начальных аятах суры Бакара Аллах говорит нам об этой их уверенности. Нужно остерегаться этого! То есть, считать себя хорошим, а всех остальных плохими, считать себя выше других – это из признаков высокомерия. Высокомерие – один из больших грехов пред Аллахом. Значит в них есть это высокомерие. Они говорят: «Мы не творим беззакония, они глупцы, мы не уверуем, как глупцы, не последуем их пути», то есть обвиняют верующих сподвижников Пророка (ﷺ) в глупости. Высокомерие – это считать себя выше других, не признавать истину, когда она приходит. Это два основных описания высокомерия, два основных фактора. Оба эти качества есть в лицемерах. Когда пришла истина, правильное мнение, верное слово, то невысокомерный человек принимает это, видит это правильным и применяет в жизни, если нет мнения еще более правильного. Если же кто-либо, когда говорится истина, правда, не признает ее, тогда он должен улучшить свое положение, ибо оно тяжелое. В хадисе Пророка (ﷺ) говорится: «В ком есть крупица высокомерия, он не войдет в Рай». Потому что Иблис за проявление высокомерия и нежелания поклониться перед Адамом, был изгнан в ад навечно. Это – высокомерие. Здесь мы явно видим в них высокомерие.
{أَلا إِنَّهُمْ هُمُ السُّفَهَاء وَلَكِن لاَّ يَعْلَمُونَ}
«Несомненно, что они сами глупцы, сами легкомысленные, но они не знают этого». Самое большое испытание от Аллаха, несчастье – это незнание человеком собственного положения. Это – несчастье двуличных. Приведем другой пример. Если человек не знает своих недостатков, не признает их, то он никогда их не исправит. Не забывайте об этом, братья. Всевышний Аллах описывает этим качеством мунафиков (лицемеров), они сами не знают своих недостатков, не понимают того, что находятся в заблуждении, не чувствуют. Если человек не почувствует, что он заболел чем-то, то он не пойдет к врачу. Тут кстати слова казахов: «Кто свою болезнь скрывает, тот быстро умирает». Если он не будет вовремя лечить свою болезнь, то он рано скончается. Почему? Потому что он не знал о своем положении, не чувствовал, потом скрывал. Также и другие недостатки, минусы, ошибки людей. Если вы не признаете недостаток в знаниях, вы не начнете получать их, будете считать, что знаете все и гордиться этим, не будете сидеть на подобных собраниях, спрашивать кого-то, о чем-либо, а потом по причине незнания попадете в разные беды и трудности. Видите? Поэтому незнание человеком собственного положения – это большая болезнь, несчастье. Поэтому каждый должен хорошо знать и исследовать собственное положение. Второй праведный халифа Умар (р.а) говорил:
"حاسبوا أنفسكم قبل أن تحاسبوا"
«Спрашивайте самих себя, пока вы не стали спрошены». То есть, исследуйте положение, знайте себя. Каково мое знание, поведение? Насколько я служу религии? Какой я в семье, выполняю ли обязанности перед детьми, тружусь ли, чтобы правильно воспитать их? Если же вы не будете знать свое положение, то окажетесь в бедственном положении мунафиков, да убережет нас Аллах. Одно из качеств мунафиков – они сами не знают своего положения. Аллах поэтому наказывает их. В следующем аяте сказано:
{وَإِذَا لَقُواْ الَّذِينَ آمَنُواْ قَالُواْ آمَنَّا}
То, о чем мы и говорим. «Когда они встречают уверовавших, то говорят: «Мы уверовали»». Когда они приходят к Пророку (ﷺ) сидят со сподвижниками, уверовавшими мусульманами, то говорят: «Мы уверовали, мы такие же мусульмане, как и вы».
{وَإِذَا خَلَوْاْ إِلَى شَيَاطِينِهِمْ قَالُواْ إِنَّا مَعَكُمْ إِنَّمَا نَحْنُ مُسْتَهْزِؤُونَ}
«Когда же остаются наедине со своими шайтанами (бесами), то говорят: «Несомненно, мы с вами вместе. Мы только насмехаемся (издеваемся над ними)»». То есть, нахождение человека в разных состояниях – это большое бедствие, недостаток. Например, когда человек читает намаз в мечети, то совершает его с богобоязненностью, делает поясной и земной поклон полноценно, а когда совершает свой намаз дома, то быстро выполняет все действия. Это – одно из качеств мунафиков. То есть, будучи рядом с мусульманами, они говорят: «Мы уверовали». Их друзей или собеседников Аллах называет шайтанами. Шайтан бывает не только от джиннов. Верно, Иблис вышел из числа джиннов.
{كان من الجن}
«Иблис был из числа джиннов» (18:50).
{فَفَسَقَ عَنْ أَمْرِ رَبِّهِ}
«Но ослушался повеления Аллаха»(18:50). В другом месте говорится: “شياطين الإنس و الجن” – «Шайтаны из людей и джинов» (6:112), то есть шайтаны из числа людей и джиннов. Это также коранический аят. Среди людей есть шайтаны. Те, кто выполняет функции шайтана – это шайтан. Какова функция шайтана? Это наущать людей. Шайтан перед Аллахом дал обещание:
{لَأَقْعُدَنَّ لَهُمْ صِرَاطَكَ الْمُسْتَقِيمَ}
«Клянусь, я обещаю, что сяду на их пути, чтобы они не вступили на твой прямой путь» (7:16). После разрешения Аллаха, он произнес такую клятву. Это функция шайтана. Некоторые люди же наущают, заставляют откладывать намаз, не дают совершить благое, тянут к плохому, к алкоголю и всему прочему, с плохим окружением, когда садитесь рядом с ним, то сплетничаете – это шайтаны из людей. Аллах здесь называет их. Ибн Аббас (р.а) сказал: «Здесь под «шайтанами из числа людей» имеются в виду иудеи». Когда они оказываются рядом с иудеями, то говорят: «Мы с вами»». Во времена Пророка (ﷺ) в Медине были три племени иудеев: «Бану Кайнука», «Бану Надыр» и «Бану Курайза». Все эти три племени не пришли к вере. Лишь некоторые иудеи пришли к вере. Ибн Аббас (р.а) говорит: «Мунафики того времени ходили к иудеям и оставались с ними наедине. После чего говорили им: «Мы с вами»». В еще одном аяте суры «Ниса» сказано: «Иудеи говорят: «Неверующие, лучше, чем верующие, их путь правильнее»» (4:51). Они говорят так между собой. Ибн Мас'уд (р.а) сказал: «رؤوسهم في الكفر» - «Головы (разум) их в неверии», то есть в узком кругу между собой они говорят: «Мы обманываем тех. На самом деле, мы с вами, мы просто насмехаемся». «Истихза» - это насмешка, унижение кого-либо. Это – одно из больших бед и грехов мунафиков. Насмехаться над верующими, религией Аллаха и сунной Пророка – это харам (запретно) в нашей религии. Нельзя насмехаться над положениями в религии, Аллахом и Его Посланником (ﷺ). В суре «Тауба» говорится: «Когда они предстанут перед Аллахом, то будут спрошены: «Вы же насмехались над Аллахом и Его посланником, религией», теперь вы будете наказаны, войдете в Ад». Они говорят об этом. Мы просто обманываем и насмехаемся над ними, но на самом деле мы с вами.
{اللّهُ يَسْتَهْزِئُ بِهِمْ}
«Аллах насмехается над ними». Действительно ли Аллах насмехается над ними? Конечно нет. Аллах чист от недостатков. Насмешка – это недостаток в человеке, плохое качество. После того, как они так сказали, Аллах отвечает им теми же словами. Настоящий же смысл: «Аллах их накажет». Они насмехались над Аллахом, Его Посланником и религией, за что теперь будут наказаны. Мы видим схожесть в других аятах.
{فَمَنِ اعْتَدَىٰ عَلَيْكُمْ فَاعْتَدُوا عَلَيْهِ بِمِثْلِ مَا اعْتَدَىٰ عَلَيْكُمْ}
«Кто же преступает против вас, то и вы преступайте против него подобно тому, как он преступил против вас» (2:194). В чем смысл данного аята? Кто враждует с вами, то и вы враждуйте с ними, как они с вами. Однако отвечать враждой на вражду, злом на зло – это чуждо нашей религии.
"لا ضرر و لا ضرار"
«Отвечать злом на зло – нельзя». Например, кто-то ударил, сломал вашу машину. Вы пойдете и сделаете тоже самое с его машиной. Смысл аята не в этом. Аллах здесь говорит так, чтобы ответить им теми же словами, но основной смысл – это наказание. Наказывайте человека, который враждует с вами, в том же размере. Конечно, наказание не нужно понимать, как вздумается «пусть он страдает, я отомщу ему тем же». Нет, это должно быть в рамках закона и положений шариата. Цель заключается в этом. Также и аят «Аллах насмехается над ними» не приходит в прямом смысле и сказано так для того, чтобы передать полностью смысл. Но основная цель здесь в том, что Аллах накажет их. Как и выше мы сказали, наказывайте тех, кто враждует с вами, так и здесь Аллах также говорит. Как они насмехаются над религией и мусульманами, в том же размере Аллах накажет их. В другом тафсире говорится: «Для мунафиков в судный день откроются двери ада. Затем они подумают, что выходят из него. И будут торопиться к выходу. Как они подойдут к двери, ангелы будут бить их, пока они не вернутся обратно». Наказание Аллаха для них будет таковым. Они посчитают, что выйдут из ада, двери откроются, они побегут к выходу, где их будут ждать ангелы, бить и возвращать обратно.
{وَيَمُدُّهُمْ فِي طُغْيَانِهِمْ يَعْمَهُونَ}
«И продлит им блуждать в их собственном беспределе».
Что такое «ямуддухум»? Это означает «отсрочить». «Мадад» и «ямудду» исходят из одного слова, то есть это продлевать, отсрочить, помогать. Отсюда и слово «мададу сина», то есть «медицина», дословно «помощь сины». «Тугьян» - это чрезмерность, как вода выходит за пределы на поверхность на землю. В Коране сказано: «Когда вода вышла за свои пределы, Мы вас посадили на лодки». То есть, эта история о Нухе (а.с) и людях рядом с ним. То есть, это чрезмерность, выход за рамки. В другом аяте сказано:
{كَلَّا إِنَّ الْإِنسَانَ لَيَطْغَى * أَن رَّآهُ اسْتَغْنَى}
«Человек выходит за пределы от того, что видит самого себя разбогатевшим» (96:6-7). Мы никогда не должны забывать о том, что нуждаемся в Аллахе. Тогда мы не будем выходить за рамки. Если мы будем всегда помнить о том, что мы бедные рабы, то мы не станем излишествовать. А когда человек посчитает, что он достиг предела и все вокруг нуждаются в нем, у него есть деньги, имущество, машина, слава, имя, благодарность, то он выйдет за рамки. «Тугьян» - это выход за рамки. Таким образом, Аллах описывает мунафиков еще одним качеством – они выходят за рамки. В неверии, в обмане мусульман, в насмешках, глупости, нечестии на земле они выходят за пределы. То есть, выходят за грани разумного, дозволенного. «Ягмахун» - означает еще больше выходить за рамки, творить беспредел. То есть, они не видят истины, правильного пути. Шайтан показал им их дела в красивом свете. Это – великое несчастье. Если наши дела, минусы, недостатки шайтан показал нам в красивом свете – это великое несчастье. Потому что, после этого вы не будете видеть свои минусы, не будете стремиться исправить их.
Пусть Аллах защитит нас оказаться в числе мунафиков, быть глупыми, подобными им, творить бесчестия, быть в неведении своего положения, в числе несчастных рабов! Пусть Аллах сделает наше сегодняшнее собрание похвальным, окруженным ангелами, благодатным! Пусть Аллах поможет нам разойтись после этого собрания будучи уверовавшими в Аллаха, познавшими Его Единым, признавшими Пророка (ﷺ) мусульманами!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك!