Намаз - величайшее поклонение
Уважаемый джамаат! Дорогие братья и сестры! Пусть Аллах запишет нам награду за проделанные шаги в Его дом в священную пятницу, в час, когда принимаются дуа! Пусть Аллах примет наши поклонения, пожелания, благие намерения, милостыни!
Всевышний Аллах в Коране начинает суру «Муминун» со словами:
{قَدْ أَفْلَحَ الْمُؤْمِنُونَ}
«Воистину, преуспели верующие».
Всевышний Аллах говорит здесь о своих уверовавших рабах, достигших Его довольства, спасенных от Его гнева, достойных Его рая и избавленных от Его ада. Их первым качеством является:
{ الَّذِينَ هُمْ فِي صَلَاتِهِمْ خَاشِعُونَ}
«Которые в молитвах своих смиренны».
То есть, не просто отправляющиеся в мечеть, чтобы другие увидели, узнали, или от стыда, от того, что все вокруг идут на пятничный намаз, а, действительно, желают довольства Аллаха, совершают намаз с искренностью, отдаются Всевышнему в намазе полностью всей душой. Вот, первым описанием уверовавших рабов, достигших довольства и спасенных от гнева, является это. Таким образом, совершение намаза и искренность в намазе – это основное качество верующих. В следующих аятах продолжается описание мусульман:
{وَالَّذِينَ هُمْ عَلَىٰ صَلَوَاتِهِمْ يُحَافِظُونَ}
«Которые берегут свои молитвы (исполняют вовремя и надлежащим образом)».
То есть, они оберегают свои пятикратные намазы, пятничный намаз один раз в неделю, не пропускают их, не забывают и не бросают. Время принадлежит Всевышнему Аллаху. Аллах даровал нам 24 часа во временное пользование в качестве аманата. Из этих 24 часов Он повелел нам отвести всего лишь один час на выполнение Его повелений. Мы со словами: «Хвала Аллаху, вот, я принял Твое повеление, выполняю его», склоняемся, совершаем поясной поклон, земной поклон, и все это является нашей обязанностью, все это только ради нашего блага. От наших поклонений Аллаху нет ни пользы, ни вреда. Откуда мы это знаем? В следующем аяте Всевышний Аллах сказал:
{أُولَـٰئِكَ هُمُ الْوَارِثُونَ*الَّذِينَ يَرِثُونَ الْفِرْدَوْسَ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ}
«Именно они являются наследниками, которые унаследуют Фирдаус, в котором они пребудут вечно».
Вы знаете, в Раю есть степени и самой высшей из них является «Фирдаус аль-Агля». Наш Пророк (ﷺ) и другие пророки будут находится в этом раю. Если мы выполняли повеления Аллаха, каждый день совершали поясные, земные поклоны, склоняли головы, поминали Аллаха, в качестве воздаяния за все это нам будет дарован рай. То есть, наши деяния – для нас самих.
Намаз – это поклонение, которое совершали все пророки. Наш ежедневный намаз был возложен обязанностью всем пророкам. В суре «Анбия» Всевышний Аллах, приводя историю нескольких пророков говорит:
{وَأَوْحَيْنَا إِلَيْهِمْ فِعْلَ الْخَيْرَاتِ وَإِقَامَ الصَّلَاةِ}
«И внушили им делать добрые дела, совершать молитву (надлежащим образом)»
То есть, наши поклонения, в виде ежедневных пяти намазов, пятничного намаза раз в неделю – это путь всех пророков, их занятие. Всевышний Аллах говорит не просто читать намаз, а совершать его. Таким образом, намаз – это не просто чтение Корана, а поклонение, движения, при которых мы произносим Коран и просьбы, а затем молим Аллаха. Всевышний Аллах в Коране говорит о некоторых пророках. Например, говоря об одном из них – пророке Исмаиле, сказано:
{وَكَانَ يَأْمُرُ أَهْلَهُ بِالصَّلَاةِ وَالزَّكَاةِ وَكَانَ عِندَ رَبِّهِ مَرْضِيًّا}
«И он повелевал своему народу и семье намаз. И он был из тех, кем доволен его Господь».
Пророк Исмаил (а.с.) сын пророка Ибрахима (а.с.), один из великих пророков и предок нашего пророка Мухаммада (ﷺ). Все мы хотим, чтобы Аллах был доволен нами, когда мы предстанем перед Ним, и сами также хотим, получив милости Аллаха, быть довольными. Об этом Аллах сказал во многих аятах говоря:
{رَّضِيَ اللَّـهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُۚ}
«Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом».
Почему? Потому что, после того, как Аллах даровал им рай, они стали довольны Аллахом. Всевышний Аллах, приводя слова пророка Исы говорит:
{وَأَوْصَانِي بِالصَّلَاةِ وَالزَّكَاةِ مَا دُمْتُ حَيًّا}
«И заповедал мне совершать намаз и раздавать закят, пока я буду жив».
Всевышний Аллах показывает нам обязательность намаза до конца жизни посредством Исы (а.с.). До последнего вздоха, до самой смерти мы совершаем намаз, молим Аллаха. Поклоняться таким образом Аллаху – наша обязанность. Также, в суре «Ибрахим» Аллах Всевышний приводит мольбу пророка Ибрахима:
{رَبِّ اجْعَلْنِي مُقِيمَ الصَّلَاةِ وَمِن ذُرِّيَّتِيۚ}
«О, мой Господь, сделай меня и моё потомство совершающими намаз!».
Пророк Ибрахим (а.с.) молит Аллаха о том, чтобы быть в числе совершающих намаз самому и среди его потомства. Учит нас делать дуа. Пусть Аллах не лишит нас поклонения, сделает наше потомство и их потомство в числе совершающих намаз! В Священном Коране Аллах повелевает пророку Мусе:
{إِنَّنِي أَنَا اللَّـهُ لَا إِلَـٰهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدْنِي وَأَقِمِ الصَّلَاةَ لِذِكْرِي}
«Воистину, Я - Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне».
Пророк Муса (а.с.) – это пророк, разговаривавший с Аллахом. Поэтому мы называем пророка Мусу (а.с.) «Калимулла», то есть «раб Аллаха, разговаривавший с Ним». Также, самое великое поминание – это намаз. Некоторые мнения, как: «Если мы будем поминать про себя, то мы освобождаемся от намаза», абсолютно неверны. Хотим поминать, тогда начинаем с намаза в первую очередь. Выполняем нашу обязанность, поручение, только после этого делаем дополнительные зикры, как «Субханаллахи уа бихамдихи», «Аллаху акбар» и т.д. Это все показывает связь пророков с намазом. Повествование Аллаха в Коране и назидание, урок для нас вплоть до Судного дня. Намаз – первое деяние, которое будет спрошено с человека в Судный день. В хадисе, который приводится от Абу Хурайры говорится, что Пророк (ﷺ) сказал:
"إِنَّ أَوَّلَ مَا يُحَاسَبُ بِهِ الْعَبْدُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ مِنْ عَمَلِهِ صَلَاتُهُ"
«Первое, о чем будет спрошен раб в судный день – это намаз».
Почему? Потому что Всевышний Аллах сказал в Коране:
{وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالإنْسَ إِلا لِيَعْبُدُونِ}
«И Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне».
Наша главная жизненная цель – поклонение Аллаху. Мы каждый раз говорим в проповедях, все оставшиеся разрешенные дела в этом мире должны служить нашим поклонениям. Семья, дети, работа, торговля, дом, машина, все это должно служить на пути нашей цели. А если это все мирское не помогает нам в осуществлении нашей цели, тогда все это напрасно. Откуда мы это узнаем? Из слов Пророка (ﷺ):
"فَإِنْ صَلُحَتْ فَقَدْ أَفْلَحَ وَأَنْجَحَ وَإِنْ فَسَدَتْ فَقَدْ خَابَ وَخَسِرَ"
«Если намазы человека будут правильными, то он преуспеет», то есть, спасется от гнева, наказания, ада Аллаха, и будет достойным довольства Аллаха, достигнет вечного счастья. В продолжении хадиса сказано: «А если намазы будут неправильными, то он будет опечаленным».
Поэтому, человек, в первую очередь, должен заботиться о своем намазе. Завтра мы будем спрошены за намаз. Потому что, намаз – это опора религии. Намаз – основная цель нашего существования. Если мы не будем выполнять намаз, то наша вера будто исчезнет. А всем, кто пришел сюда за довольством Аллаха, конечно, не желает такого исхода. Все мы хотим полную религию, все хотим иметь сияющие лица перед Аллахом. Поэтому и пришли поклоняться, молиться. Если человек находится в полном здравии, то нет никаких оправданий в том, чтобы не совершать намаз. Нерабочее состояние рук или ног, или проблемы со здоровьем других органов тела, болезнь, любое другое бедствие, случившееся с человеком – ничего не препятствует совершать намаз человеку в здравом уме, намаз остается обязанностью. Пророк (ﷺ) сказал:
"يصلي المريض قائما فإن لم يستطع فقاعدا فإن لم يستطع فعلى جنب"
«Больному следует молиться стоя, однако если это для него затруднительно, он может молиться сидя. Если ему и это трудно, он может молиться лежа».
Ученые сказали: «Если человек совсем болен и нет возможности даже пошевелить головой, то он делает движения глазами».
Этот хадис Пророка (ﷺ) говорит о том, что у человека в здравом уме нет никакой отговорки не совершать намаз. В отношении милостыни, таких моментов не сказано, в отношении закята, если имущество не достигает размера нисаб, то это перестает быть обязанностью. Также, если ваш организм не выдерживает голод в течение целого дня, или ваша болезнь может усилиться по этой причине, то пост вам не обязателен, хоть и становится долгом. Если ваше здоровье всегда в таком состоянии, то пост вам полностью прощается, и вы выплачиваете «фидью», то есть искупление. Также, если у вас недостаточно средств или после отъезда вашей семье может угрожает опасность (например, остаться без средств), то обязанность хаджа также спадает. Сейчас мы пояснили три обязательства из пяти, кроме веры и намаза. А в вере и в намазе нет прощения, какой бы ни была ситуация. Вышеуказанный хадис Пророка (ﷺ) указывает на такую высокую важность намаза.
Однажды к Пророку (ﷺ) пришел один слепой человек и сказал: «О, посланник Аллаха! Мои глаза не видят. Иногда я хочу отправиться на намаз, но меня некому отвести. Есть ли для меня облегчение или разрешение?». Тогда посланник Аллаха (ﷺ) спросил: "هل تسمع النداء؟" « Слышишь ли ты азан муадзина? (То есть, доходит ли звук азана до твоего дома?)», тот человек ответил: «Да, слышу». Таким образом, это живущий вблизи от мечети, незрячий раб Аллаха. Тогда Пророк (ﷺ) ответил: "فأجب فإني لا أجيب لك رخصة" «Отвечай на азан и иди на намаз. Я не вижу никакой причины в том, чтобы ты не ходил на намаз». Даже незрячий человек должен потихоньку выучить дорогу самостоятельно и приходить на намаз. Несмотря на то, что совершение намаза в джамаате является сунной, Пророк (ﷺ) был строг в этом вопросе. Хвала Аллаху, в наше время для незрячих людей созданы комфортные условия для хождения по улице, в особенности, есть возможность ходить вокруг таких заведений. В центральной мечети, на ее территории установлена специальная направляющая рельефная (желтая) полоса для незрячих. Все условия, созданные для нашего джамаата, являются милостью Аллаха.
Пусть Аллах убережет нас всех от огня ада, наказания и Своего гнева! Пусть Аллах сделает нас и наше потомство, весь наш народ среди числа рабов, поклоняющихся Аллаху, совершающих поясные и земные поклоны, следующих правильному образу жизни, остерегающихся запретного! Пусть Аллах дарует нам всем возможность достичь вечного счастья в обоих мирах!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك!