Культура - основа человечности
Слава Аллаху, Господу Миров! Мир и благословение нашему господину и предводителю, Мухаммаду (ﷺ), его семье и всем его сподвижникам. О, Аллах! Научи нас тому, что принесет пользу и прибавь нам знания. Прибавь нам богобоязненности и праведности в религии и в этом мире!
Ассаляму алайкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Уважаемый джамаат! Дорогие и досточтимые братья мусульмане, пусть Аллах в этот благочестивый день, запишет нам благое деяние за каждый шаг, проделанный в Его священный дом. И пусть Аллах в этот день, когда принимаются мольбы, примет все наши поклонения, милостыни и ответит на наши дуа.
Наши ученые, исследуя все положения, аспекты, понятия и каждый вид поклонения нашей религии дали следующее определение для нашей религии: "الدين المعاملة" «Религия – это красивое обхождение, благосклонное взаимоотношение». Если человек является истинным мусульманином и искренне поклоняющимся рабом Аллаха, то в нем, в его поступках и поведении, и в его повседневной жизни должно быть хорошее отношение и наилучшее обхождение с другими. Все наши ежедневные поклонения, а также моральное и этическое учение ислама в итоге должны направить нас на хорошие взаимоотношения и уважение друг другу. Всевышний Аллах в суре «Ниса» сказал об этом:
{وَاعْبُدُوا اللَّـهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًاۖ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا وَبِذِي الْقُرْبَىٰ وَالْيَتَامَىٰ وَالْمَسَاكِينِ وَالْجَارِ ذِي الْقُرْبَىٰ وَالْجَارِ الْجُنُبِ وَالصَّاحِبِ بِالْجَنبِ وَابْنِ السَّبِيلِ وَمَا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْۗ إِنَّ اللَّـهَ لَا يُحِبُّ مَن كَانَ مُخْتَالًا فَخُورًا}
Всевышний в этом аяте охватывает и обязывает все взаимоотношения. Сначала Аллах поясняет, какое должно быть отношение смиренного мусульманина к своему Господу:
{وَاعْبُدُوا اللَّـهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًاۖ}
«Поклоняйтесь только одному Аллаху и не придавайте Ему сотоварищей». (4:36)
Не приравнивайте к Нему никого, знайте Господом и Создателем только Единого Аллаха и не поклоняйтесь никому другому. Так, Всевышний, разъясняет нам каким должно быть наше отношение к Нему. Наряду с этим Он учит нас о правильном отношении к самому себе. В нас заложены аманаты, дарованные Всевышним. Аллах в качестве аманата дал нам тело, душу и нафс. К тому же, в этой части аята, Аллах учит нас тому, как должным образом обращаться с этими перечисленными вещами. Сделайте ваши тела, души и нафс поклоняющимися Аллаху! Пусть ваши тела, души и нафс не приравнивают Аллаху никого! И если вы, таким образом будете относиться к этим аманатам, то вы установили правильное отношение к ним, так говорит нам Аллах. Еще в одном аяте Всевышний говорит:
{قَدْ أَفْلَحَ مَن زَكَّاهَا}
«Преуспел тот раб Аллаха, кто очистил свою душу от всего порочного». (91:9)
Таким должно быть наше отношение с нашим нафсом. Мы направляем его на правильные слова, хорошие мысли, и к правильным поступкам. В следующем аяте Аллах говорит:
{وَقَدْ خَابَ مَن دَسَّاهَا}
«И понес урон тот, кто осквернил свой нафс пороками, грехами, и злом».
Таким образом, Аллах разъяснил нам, как мы должны относиться к своему нафсу. Во второй части вышесказанного аята Всевышний говорит про родственные связи, в первую очередь:
{وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا}
«Хорошо относитесь к родителям».
Потому что родители – это рабы Аллаха, которые стали причиной нашего появления на этот свет. Перед ними на нас лежит большой долг. Настолько мы должны быть терпеливыми в служении им, что Всевышний запретил, сделал харамом даже произносить им слово «Уфф!». Так мы должны строить отношения с нашими родителями и обходиться с ними наилучшим образом. В продолжении аята сказано:
{وَبِذِي الْقُرْبَىٰ}
«А также близким родственникам».
Делать добро своим родственникам, поддерживать с ними хорошие отношения – повеление Всевышнего. Мы сказали про отношения с Всевышним, с самим собой, а также с родителями и родственниками. Еще в одном аяте Аллах говорит:
{وَآتِ ذَا الْقُرْبَىٰ حَقَّهُ}
«И давай своему родственнику его право».
Их право – в поддерживании хороших родственных связей. А если ваши родители достигли старости, то право их – в служении им и в покрывании всех нужд и потребностей. Вы должны дать их право помогая своим родственникам, которые приходятся вам в наследники, дать их право посредством попечительства. Тем более, если среди родственников есть женщины, то это требует наибольшей заботы с нашей стороны. Перед Аллахом мы будем спрошены о родственных связях. Есть хадис о том, что если разорвется родственная связь, она ухватится под Аршем и будет обращаться с жалобой к Аллаху: «Такой-то твой раб разорвал меня. Верни у него мое право! И накажи его!». Поэтому, Всевышний говорит про родственную связь во вторую очередь и обязывает ее нам. Далее в аяте говорится:
{وَالْيَتَامَىٰ}
«Хорошо относитесь к сиротам».
По-доброму относитесь к сиротам и заботьтесь о них. Такое повеление Аллаха встречается в нескольких местах. Например, в суре «Духа»:
{فَأَمَّا الْيَتِيمَ فَلَا تَقْهَرْ}
«Что касается сироты, то не притесняй его (не обращайся с ним несправедливо из-за того, что он слаб)».
Сирота – это раб Аллаха, лишенный заботы родителей. Тогда как он испытан Аллахом, не подвергайте его испытаниям и вы. Потому-что, он является испытанием для вас. Всевышний показывает его вам в качестве испытания: «Как поступит мой раб, будет ли он стремиться получить награду, сказав теплые слова, проявив заботу к нему? Или же он отнесется к нему пренебрежительно, и будет ущемлять его права?». Всевышний в нескольких местах обязывает нас обращаться снисходительно к Его осиротевшим рабам. Всевышний порицает тех, кто не помогает сиротам, не уважает их, и не окружает их заботой:
{كَلَّاۖ بَل لَّا تُكْرِمُونَ الْيَتِيمَ}
«Так нет же! Вы не почитаете сироту, не делаете им добра». (89:17)
Так Аллах увещевает нам, насколько мы должны помогать сиротам и проявлять заботу. Наш Пророк (ﷺ) описывая награду за теплые слова, заботу и помощь сиротам говорит:
"أنا و كافل اليتيم في الجنة كهاتين"
«Я и тот, кто взял на себя обеспечение сироты (всегда помогал ему, поставил на ноги, подготовил во взрослую жизнь, и помог ему стать счастливым) будем в раю подобно этим двум пальцам» - и показал свои два пальца.
Возвращаясь к продолжению аята, Аллах перечисляет: «Хорошо относитесь к сиротам» и далее Аллах говорит:
{وَالْمَسَاكِينِ}
«К бедным».
То есть, помогай людям с трудным материальным положением и выстраивай с ними хорошие взаимоотношения. В суре «Духа» Всевышний говорит:
{وَأَمَّا السَّائِلَ فَلَا تَنْهَرْ}
«А что касается просящего, то ты не отгоняй его». (93:10)
Наш Пророк (ﷺ) страшась предупреждения в данном аяте, не отказывал просящему, и даже когда в его руках ничего не было, он находил у других, и давал просящему. Если к вам придет человек, и он не является одним из тех, кто сделал попрошайничество средством заработка, а действительно нуждающийся, то помогите ему, чем можете. А если не можете:
{قَوْلٌ مَّعْرُوفٌ وَمَغْفِرَةٌ خَيْرٌ مِّن صَدَقَةٍ يَتْبَعُهَا أَذًىۗ وَاللَّـهُ غَنِيٌّ حَلِيمٌ}
«Добрая речь (по отношению к просящему) и прощение (назойливо просящего) – лучше, чем милостыня, за которой следует упрек». (2:263)
Так Всевышний учит нас какие взаимоотношения мы должны строить с ещё одной частью общества. В продолжении аята говорится:
{وَالْجَارِ ذِي الْقُرْبَىٰ وَالْجَارِ الْجُنُبِ وَالصَّاحِبِ بِالْجَنبِ}
«Соседям – как к близким, так и дальним и ближним друзьям».
Право соседа – право Аллаха! Наш Пророк (ﷺ) сказал: «Ангел Джибрил (а.с) постоянно вещал о почитании соседа, что я подумал, что он включит его в число моих наследников». Разумеется, они не входят. Но мы должны поддерживать с ними лучшие взаимоотношения. Тем более, если этот сосед – ваш родственник. Более того, поддерживать хорошие отношения с другом, выручать его в трудные минуты и оказывать почет и уважение к нему – повеление Всевышнего. Абу Зарр аль-Гифари (р.а.) сказал:
"أوْصَاني خليلي: إِذَا طَبَخْتَ مَرَقَاً فَأكْثِرْ مَاءها، ثُمَّ انْظُرْ أهْلَ بَيْتٍ مِنْ جِيرَانِكَ، فَأصِبْهُمْ مِنْهَا بِمعرُوفٍ"
«Мой любимейший друг, да благословит его Аллах и да приветствует, дал мне наказ (сказав): «Когда будешь варить бульон, добавь побольше воды и позаботься о своих соседях»
У нашего казахского народа принято испечь семь лепешек и раздавать их соседям, а также всегда уважительно обходиться с ними, можно сказать, что это корнями уходит к этому хадису. Это традиция казахского народа. А некоторые считают это новшеством и заблуждением. Наши казахи этими лепешками, хлебом, и едой почитали своих соседей. Еще в одном хадисе Пророк (ﷺ) говорит:
"أيما أهل عرسة أصبح فيهم امرء جائعا قد برئت منهم ذمة الله تبارك و تعالى"
«Если в каком-нибудь селении, или в общине будет один человек, который не нашел себе пропитание и остался голодным…».
Но все вокруг сытые, то есть ваш сосед голоден, а вы сыты. Ваш сосед не может найти кусочек хлеба, чтобы утолить голод, а вы ни в чем себе не отказываете и блаженствуете, не думая что поесть? «Тогда Всевышний заберет у этого селения свою защиту и заботу». Аллах лишит своей милости и помощи то селение, люди которого не спешат на помощь друг другу и не заботятся друг о друге.
В продолжении аята Всевышний говорит:
{وَابْنِ السَّبِيلِ}
«Нуждающемуся путнику».
Имеется в виду, человек, который задержался в пути. Например, в некоторых частях нашей страны наблюдается вьюжная погода, и наши братья, соотечественники задерживаются в пути. Возможно, в пути у него закончился бензин или деньги, или он потерял документы, помочь им – еще одно наше обязательство. В аяте говорится, что мы должны им помочь чем можем. Всевышний в одном аяте, не оставляя ни одну часть общества, поручает нам уважать друг друга и заботится друг о друге. Это не значит воспользоваться трудной ситуацией другого человека, который застрял в пути под вьюгу и продать ему продовольственные товары в пять, десять раз дороже. К сожалению, были такие годы, когда нашим застрявшим в пути соотечественникам, приходили из ближних селений и продавали хлеб за тысяча тенге вместо пятьдесят тенге. Это – огромное вероломство! Это – жестокость, зло! Не следует, пользоваться трудным положением человека и усугублять его трудное положение. Всевышний сделал такое деяние харамом для нас. Наоборот, Всевышний в местах, где Он велит давать закят, упоминает путника и говорит о заботливом отношении к нему. Есть восемь категорий, которым выплачивается закят, среди них – путник, который не может добраться до своего дома, своей семье и близким, мы должны помочь им и обходиться по-доброму. В продолжении аята Аллах говорит:
{وَمَا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْۗ}
«Хорошо относитесь к вашим невольникам».
Разумеется, сейчас не рабовладельческий строй. Наша религия направлена на его искоренение. Все мусульманские страны подписали договор относительно устранения рабовладения как системы. Потому что, это цель нашей религии. Человек рождается свободным, и он должен жить свободным. Никто не рождается от своей матери будучи рабом. Поэтому Умар (р.а.) наказал тех, кто притеснял своих подданных, сказав:
«Когда вы успели превратить людей в рабов, которых матери родили свободными?».
Обстоятельства того времени были такими, Аллах сказал про это. А на сегодняшний день, это люди, в распоряжении которых есть помощники и те, которые оказывают им трудовые услуги. Вы должны поддерживать хорошие отношения с теми, кто находится у вас в подчинении. Руководитель должен быть сострадателен, милосерден к сопровождающим его помощникам и не ущемлять его права. Наш Пророк (ﷺ) говорит:
"أعطوا الأجير حقه قبل أن يجف عرقه"
«Заплатите своему наемнику, прежде чем высохнет его пот».
Это повеление нашего Пророка (ﷺ), нашей религии. Так мы должны заботиться о своих сотрудниках и подчиненных. В конце аята Всевышний говорит:
{ إِنَّ اللَّـهَ لَا يُحِبُّ مَن كَانَ مُخْتَالًا فَخُورًا}
«Поистине, Аллах не любит самодовольных хвастунов».
То есть Аллах сделал харамом гордыню, зазнайство и смотреть свысока на других. То, что неугодно для Аллаха является харамом в нашей религии. Почему говорится это? Потому что самое главное качество, которое препятствует хорошим отношениям, сплоченности, в оказании помощи друг другу и сострадательности – это высокомерие, не считать ровней себе другого. У кого в сердце будет высокомерие хоть весом в пылинку, не войдет в рай. Что такое высокомерие? Высокомерие – это считать других ниже себя. Никто не знает кто ниже или выше перед Аллахом. Только Одному Аллаху ведомо кто действительно богобоязненный, кто его любящий раб, а кто действительно станет обитателем ада, и поистине, Он знает, что в сердцах. Это скрыто от нас, нам не ведомо.
{إنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّـهِ أَتْقَاكُمْۚ}
«Поистине самый почтенный из вас перед Аллахом – самый остерегающийся (богобоязненный)».
Самые уважаемые перед Аллахом – наиболее благочестивые и богобоязненные рабы, которые живут дозволенным путем и остерегаются грехов. И никто не может сказать: «Моя богобоязненность больше, чем у того-то». А если он говорит так, то это признак его низости, да упаси нас Аллах. Поэтому, Всевышний говорит, что твое высокомерие разрушит все вышеперечисленные взаимоотношения. Что если ты будешь горделив, и смотреть свысока на других, то ты не сможешь поклоняться Аллаху, творить добро своим родителям, не сможешь должным образом поддерживать родственные связи и не сможешь стать милосердным и заботливым рабом Всевышнего. Признак гордыни – это отказываться принимать, правильные слова и дела и не признавать истину.
Пусть Всевышний убережет нас от гордыни и высокомерия! Пусть Аллах сделает нас своими любимыми рабами, которые соответствуют всем требованиям религии ислам! Пусть Аллах примет ваше сегодняшнее поклонения! И пусть наше общество будет сплоченным и дружным, единым и целым, в котором люди всегда спешат на помощь, заботятся друг о друге и уважают друг друга. Пусть Всевышний Аллах убережет нашу Родину, и весь народ от всякой напасти, смуты, от сглаза и причинении вреда друг другу!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك!