Не тратить жизнь попусту
أما بعد: السلام عليكم و رحمة الله و بركاته
Слава Аллаху, Господу Миров! Мир и благословение нашему господину и образцу для подражания, Мухаммаду (ﷺ), и его семье, и всем его сподвижникам. О, Аллах! Научи нас тому, что принесет пользу и прибавь нам знания. Прибавь нам богобоязненности и праведности в религии и в этом мире!
Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух! Уважаемый джамаат! Дорогие и досточтимые братья мусульмане, пусть Аллах в этот день, запишет вам благое деяние за каждый шаг, проделанный в Его священный дом. И пусть Аллах в этот день, когда принимаются мольбы, примет все ваши поклонения, ваши милостыни и ответит на ваши дуа.
Всевышний Аллах в Священном Коране неоднократно упоминает нашу мирскую жизнь, раскрывая ее истинную суть. В одном из этих аятов Всевышний Аллах говорит:
{ٱعۡلَمُوۤا۟ أَنَّمَا ٱلۡحَیَوٰةُ ٱلدُّنۡیَا لَعِبࣱ وَلَهۡوࣱ وَزِینَةࣱ وَتَفَاخُرُۢ بَیۡنَكُمۡ وَتَكَاثُرࣱ فِی ٱلۡأَمۡوَ ٰلِ وَٱلۡأَوۡلَـٰدِۖ}
«(О, верующие! О, мои рабы!) Знайте, что эта жизнь, мирская жизнь…»,
Всевышний говорит «аль-хаяту ад-дуния», т. е. мирская жизнь. «Аль-хаят» это «жизнь», «ад-дуния», мы на казахском языке тоже произносим как «дунья». Одно название этой «жизни» сообщает о многом. Слово «Дуния» исходит от арабского слова "دنو" (дуну). «Дуну» имеет два значения, первое означает: быть близким, а второе: быть низким. Эти два значения связаны с этой жизнью. Эта мирская жизнь объемлет в себе эти два значения. «Аль-хаяту ад-дуния», т. е. эта жизнь близка нам. Сейчас оно тесно связано с нами, мы чувствуем эту жизнь и живем этой жизнью. Поэтому, Всевышний называет её мирской, выводя его с арабского слова «дуну». Жизнь близкая сынам Адама, которая тесно сопутствует им. Первое, что мы видим – это мирская жизнь, а не последняя жизнь, поэтому она нам близка.
Второе значение – быть низким. Эта жизнь – низшая жизнь. Эта жизнь не вечна. Мы не можем полностью опираться на нее. Если мы не будем заботиться о жизни вечной, суетясь рутиной мирской жизни и думая только о ней, мы превратимся перед Аллахом в самые низкие Его рабы. Поэтому, эта дунья – низкая жизнь. А вечная, высшая, никогда нескончаемая жизнь — это Ахират. Это та жизнь, в которую мы понесем только, то, что приобрели в этой временной, низшей, и близкой нам жизни. Поэтому Всевышний назвал эту жизнь «дуния». Далее в аяте Аллах описывает:
"لعب" «Знайте, что земная жизнь – всего лишь игра». "لهو" «Знайте, что земная жизнь – забава (для души)». "و زينة" «Эта жизнь – всего лишь украшение, которое привлекает вас». "و تفاخر بينكم""И похвальба между вами (средствами жизни)" "و تكاثر في الأموال و الأولاد" «Стремление обрести больше имущества и детей».
Наша жизнь будет подобно тому, как описывает Всевышний, когда мы будем использовать эту жизнь не как средство, а как цель. Наше пребывание в этой жизни является игрой, потехой, забавой, и стремлением к похвальбе, к славе, и стремлением в увеличении имущества и детей, если мы будем жить, чтобы только прожить эту жизнь. Всевышний Аллах повествует в данном аяте о тех людях, которые поставили целью эту жизнь. А поистине, этот мир – средство для истинного мусульманина. Для каждого мусульманина, который надеется на милость и довольство Аллаха и думает о счастье вечной жизни, мирская жизнь для него – лишь средство. Если стремление и цель человека будет последняя жизнь, а эту жизнь будет использовать как инструмент, тогда он потратит её не на забаву и потехи, а будет спешить в совершении добрых дел, поклонений, и постоянно стремиться к благому. Еще в одном хадисе, который приводится в книге Имама Ахмада, наш Пророк (ﷺ) оценивая эту жизнь, говорит:
"الدنيا دار من لا دار له"
«Этот мир – является местом и домом человека, у которого нет ни дворца, ни благих дел в последующей жизни», в продолжении говорит:
"و مال من لا مال له"
«имуществом человека, который не приобрел благие дела для последующей жизни, будет только его возможности в этой жизни».
Однажды Пророк (ﷺ) шедший со своими сахабами увидит дохлого барана, хозяин которого вынес его. Тогда Пророк (ﷺ) спросил у сахабов:
"أ ترون هذه هانت على أهلها؟"
«Как вы думаете, надобен ли этот баран своему хозяину? Дорог ли этот баран ему?».
Тогда сахабы ответили: "من هوانها ألقوها هنا" «Он не имеет никакой ценности перед своим хозяином, поэтому он выбросил его». Он не годится не в пищу или для другого использования, поэтому он вынес его на поедание хищникам, собакам и птицам. Тогда Пророк (ﷺ) сказал:
"والذي نفسي بيده، للدنيا على الله عز و جل أهون من هذه على أهلها"
«Клянусь Всевышним Творцом, в чьей воле моя душа! Подобно тому, как этот баран не нужен своему хозяину, насколько он не имеет никакой ценности, мир этот создание еще ничтожнее для Аллаха».
Наш Пророк (ﷺ) говорит это, чтобы нас не ослепил обман этой жизни. В другом хадисе Пророк (ﷺ) говорит:
"من كان همه الآخرة جعل الله شمله و جعل غناه في قلبه و أتته الدنيا و هي راغمة"
«Тот, для кого ахират, довольство Всевышнего и рай является целью, тому Аллах соберет все его мирские дела».
В этом мире все его дела расположатся в лучшую сторону. Это обещание Пророка (ﷺ).
«И Аллах положит богатства в его сердце».
Если ваше сердце будет богатым, вас не сломит не беднота, ни бедствия и трудности. Затем Пророк (ﷺ) продолжает:
«И дунья эта расположится перед ним униженной».
Кто стремится к довольству Всевышнего, и заботится о последней жизни, и видит этот мир ничтожным местопребыванием, который является лишь средством, чтобы перебраться по ту сторону реки, то мирская жизнь расположится перед ним. Далее Пророк (ﷺ) говорит:
"و من كان همه الدنيا شتت الله شمله و جعل الله فقره بين عينيه و لم يأته من الدنيا إلا ما كتب له"
«И тот, у кого целью является мирская жизнь…»
Такой человек забыл Аллаха, последующую жизнь, он не жаждет рая, посвящает себя охоте за мирскими благами, постоянно думает, как построить свой бизнес, наладить отношения с начальством, обустроить имущество своих детей. Каждый день он озабочен мыслями о хорошем отдыхе за границей. Стоит ему застать вечер, его время проходит в ночных клубах и ресторанах. Его заботят только мирские удовольствия и услады. И тогда, как говорит Пророк (ﷺ):
«Аллах разрушит его собранные дела».
Аллах может сделать его ненавистным перед обществом, испытать его детьми. Следуя за мирскими удовольствиями, он выходит за рамки дозволенного, может связаться с коррупцией, и настолько он привязывается к этому миру, что занимается мошенничеством, которое приводит к тюрьме или к позору перед народом. Или он может быть испытан своей женой и детьми. Почему? Потому-что, он последовал за мирским. Он не думал о Вечной жизни, не думал о довольстве Аллаха и не придерживался сунны Пророка (ﷺ). Не сторонился запретного. Тот, кто следует за мирским, непременно переступает границы дозволенного, т. к. оно ведет его к запрещенному. Далее Пророк (ﷺ) говорит:
«И положит бедность между его глазами».
Кроме отсутствия он ничего не видит. У него постоянно чувство ненасытности. Например, у него свое предпринимательство, несколько машин, а ему всего этого мало. Ему не хватает миллионов, машин, он хочет еще больше роскошных домов. Нет удовлетворения! Казахи говорят: «Будешь довольствоваться тем, что есть, будешь всегда сыт» Тот, кто помнит об Аллахе и о жизни Вечной всегда удовлетворен. Недаром в народе сказано: «Побойся того, кто не боится Бога». И затем Пророк (ﷺ) говорит:
«И не даст ему из дуньи ничего, кроме того, что Аллах предопределил ему».
Вот какое место должна занимать дунья в жизни мусульманина. Еще в одном хадисе, принижая сущность дуньи, Пророк (ﷺ) говорит:
"لو كانت الدنيا تعدل عند الله جناح بعوضة ما سقى كافرا منها شربة ماء"
«Если бы этот мир (временное местопребывание, целью которого является приобретение благих дел, и дабы мы прожили его истинными мусульманами и помогали друг другу) стоил у Аллаха хотя бы комариного крыла, то Он не дал бы из него неверующему и глотка воды».
Всевышний располагает этот мир перед верующим и неверующим, познавшим и не познавшим Его, и тем, кто живет дозволенным путем и погрязшим в грехах людям. Потому-что этот мир не имеет никакого веса перед Всевышним. Он создал этот мир в качестве испытания и временного средства. Кто живет, заботясь об Ахирате, тому эта жизнь будет огромной базой для приобретения припасов для последующей жизни. Еще в одном аяте Аллах говорит:
{الَّذِي خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا ۚ وَهُوَ الْعَزِيزُ الْغَفُورُ}
Мы должны жить, зная истинную цель нашего существования и свои обязанности. Как говорил Абай: «У каждого человека должны быть готовые ответы на вопросы: «Куда я пришел?» Куда я направляюсь? Зачем я пришел?»» Ответы на эти вопросы Всевышний говорит в суре «Табарак»:
«Аллах создал смерть и жизнь, чтобы испытать вас (о, люди), кто из вас лучше по деяниям [кто более предан и покорен Аллаху]».
В другом аяте Аллах говорит о сути этой жизни:
{وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ}
«Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне».
Все вокруг этой цели лишь средства и причины. Все возможности, дарованные Всевышним, должны помогать нам в исполнении этой цели. Наше здоровье, имущество, наша семья должны способствовать в поклонении Всевышнему Творцу.
{وَهُوَ الْعَزِيزُ الْغَفُورُ}
«И Он – Величественный, Прощающий».
Тут Аллах снова напоминает нам, что Он милостивый и прощающий. Приведем пример, один человек приезжает в город для поступления на учебу, его цель – поступить на эту учебу, затем успешно её окончить и стать лучшим специалистом в этой сфере. Он ставит четкую цель и расставляет правильные приоритеты на пути к этой цели, не тратит время впустую. Он покупает нужные учебные материалы, никогда не пропускает занятия, тщательно слушает и записывает лекции. В процессе он соблюдает все правила, и требования этого учебного заведения и в дальнейшем успешно окончив учебу, устраивается на должность, к которой стремился. Ведь он выбрал правильные пути для достижения цели и усердно стремился к ней. А теперь, допустим, один человек приезжает на учебу, его цель тоже – получить образование, но он не следует по пути к достижению этой цели. Его время проходит лишь развлечениями и забавой. Все расходы, предназначенные на учебные материалы, продукты, он тратит на ненужное времяпровождение. Вовремя не посещает занятия, не записывает и не слушает лекции, вследствие чего, проваливает экзамены и не получает заветный диплом. Даже если цель была четкой, он не последовал по правильному пути, не придерживался требований и правил, ведущие к этой цели. Каждый человек в жизни подобен этому примеру. Когда у нас есть четкая цель, мы должны твердо следовать пути, который ведет нас к этой цели. Всевышний Аллах в Коране, а Пророк (ﷺ) в сунне наглядно разъяснили что является чистым и дозволенным, а что неправильным. Если вы жили честным и дозволенным путем, сторонясь запретного, тогда Всевышний исполнит свое обещание – Он наделит вас счастьем в вечной жизни, к которой вы стремились, и введет в райские сады. А если мы, выберем неверный путь, переступим за границы дозволенного Аллахом, не последуем пути, ведущая к нашей цели, то Аллах сделает нас несчастными в обоих мирах. Каждое наше слово, каждые наши действия на виду у Аллаха. Ведь Аллах говорит в Коране:
{مَا يَلْفِظُ مِنْ قَوْلٍ إِلَّا لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ}
«Не успеет произнести он [человек] и слова, как у него – (все время) готовый (записать) надсмотрщик [ангел, который записывает его слова]».
{فَمَنْ يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ خَيْرًا يَرَهُ * وَمَنْ يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ شَرًّا يَرَهُ}
«И кто (в своей жизни) совершил благое (дело) (даже хоть) на вес пылинки, увидит его (в книге своих дел записанным, и возрадуется этому). И кто (в своей жизни) сделал плохое (дело) (даже хоть) на вес пылинки, увидит его.».
Этот мир – пашня для Вечной жизни. Этот мир – должен быть лишь средством для вечного счастья. Если мы поставим, четкую и правильную цель, но не будем выполнять предписания Всевышнего, то это приведет нас к вечному несчастью и бедам, да убережет нас Аллах от этого! Поэтому Аллах говорит в Коране:
{ثُمَّ لَتُسْأَلُنَّ يَوْمَئِذٍ عَنِ النَّعِيمِ}
«Потом вы будете спрошены в тот день [в День Суда] о благах (которые Аллах даровал вам для мирской жизни) (и которые отвлекали вас от дел для Вечной жизни)!».
Мы будем спрошены о каждой возможности, о каждых благах дарованные Всевышним. Мы должны видеть и принимать эту мирскую жизнь как пашню для Вечной жизни, и средством, которое ведет к вечному счастью.
{فَأَمَّا مَنْ أَعْطَىٰ وَاتَّقَىٰ * وَصَدَّقَ بِالْحُسْنَىٰ * فَسَنُيَسِّرُهُ لِلْيُسْرَىٰ}
«Что же касается того, кто давал [тратил свое имущество на благие цели] и остерегался (наказания Аллаха) (исполняя Его повеления и отстраняясь от того, что Он запретил. И признал истинность прекраснейшего, тому Мы облегчим к легчайшему (введем его в рай)».
{وَأَمَّا مَنْ بَخِلَ وَاسْتَغْنَىٰ * وَكَذَّبَ بِالْحُسْنَىٰ * فَسَنُيَسِّرُهُ لِلْعُسْرَىٰ}
«А что касается того, кто скупился…»
Кто скупился не только в имуществе. Он проявляет скупость ко времени, к своему имуществу, в совершении добрых дел, он скупится помогать людям, т. е. жалеет совершать благое. Тут скупость заключает в себе не только подачу садака и благотворительные дела, но и многое другое.
«... и обогащался».
Если он счел, что ни в ком не нуждается и живет, не думая о смерти, будто проживет вечность.
«И не поверил в истинность прекраснейшего (счел ложью шариат, сунну, и Книгу Всевышнего), то мы приведем его в ад».
Пусть Аллах сбережет нас! Пусть Всевышний Аллах дарует нам благую жизнь! Пусть Аллах будет доволен нами!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك!