Женщины и лидерство
«Мужчины исчезнут, если станут подчиняться женщинам». «Нация, которая доверила свои дела женщине, никогда не может быть успешной». «Если ваши правители будут лучшими из вас, ваши богачи – щедрыми из вас, а дела ваши [будут решаться] в совете между собой, то верх земли лучше для вас, чем ее низ. Но если правители ваши будут худшими из вас, богачи ваши – жадными из вас, а делами вашими [будут заведовать] женщины ваши, то низ земли лучше для вас, чем ее верх» (Тирмизи 4, стр.459).
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу аляйкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху!
Первый хадис упоминается Имамом Хакимом в своей книге «Мустадрак ъаля ас-Сахихяйни» в следующих словах:
Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) передает, что когда к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел человек, чтобы обрадовать его хорошими новостями о его кавалерии, его голова находилась на коленях у Аиши (да будет доволен ею Аллах). Услышав новость, он упал в земном поклоне Всевышнему Аллаху, после чего начал расспрашивать вестника, задавая вопросы. Тот давал ответы и, когда он начал рассказывать про врага, он сказал, что ими управляют женщины. На что Пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мужчины исчезнут, если станут подчиняться женщинам».[1]
Несмотря на то, что подлинность этого хадиса является спорной, Имам Хаким упомянул, что есть и другие хадисы, подтверждающие смысл этого хадиса, как было упомянуто Алямой ас-Сахави в его книге «Макасид уль-Хасана».[2]
Второй хадис упоминается в Сахихе аль-Бухари следующими словами:
عَنْ أَبِي بَكْرَةَ، قَالَ: لَقَدْ نَفَعَنِي اللَّهُ بِكَلِمَةٍ أَيَّامَ الجَمَلِ، لَمَّا بَلَغَ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنَّ فَارِسًا مَلَّكُوا ابْنَةَ كِسْرَى قَالَ: «لَنْ يُفْلِحَ قَوْمٌ وَلَّوْا أَمْرَهُمُ امْرَأَةً»
Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) передает: «Во время битвы аль-Джамаль, Аллах был ко мне щедр (я услышал слова Пророка). Когда Пророк узнал, что народ Персии назначил своим предводителем дочь Хосрова, он сказал: «Не преуспеет тот народ, которым правит женщина»[3]. Этот хадис достоверный.
Третий хадис упоминается Имамом Тирмизи в его «Сунане» следующими словами:
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: إِذَا كَانَ أُمَرَاؤُكُمْ خِيَارَكُمْ، وَأَغْنِيَاؤُكُمْ سُمَحَاءَكُمْ، وَأُمُورُكُمْ شُورَى بَيْنَكُمْ فَظَهْرُ الأَرْضِ خَيْرٌ لَكُمْ مِنْ بَطْنِهَا، وَإِذَا كَانَ أُمَرَاؤُكُمْ شِرَارَكُمْ وَأَغْنِيَاؤُكُمْ بُخَلاَءَكُمْ، وَأُمُورُكُمْ إِلَى نِسَائِكُمْ فَبَطْنُ الأَرْضِ خَيْرٌ لَكُمْ مِنْ ظَهْرِهَا.
Абу Хурайра передает, что Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если ваши правители будут лучшими из вас, ваши богачи – щедрыми из вас, а дела ваши [будут решаться] в совете между собой, то верх земли лучше для вас, чем ее низ. Но если правители ваши будут худшими из вас, богачи ваши – жадными из вас, а делами вашими [будут заведовать] женщины ваши, то низ земли лучше для вас, чем ее верх»[4].
Подобно первому хадису, подлинность этого хадиса может быть сомнительной[5], но в целом смысл поддерживается различными другими хадисами[6].
Для того чтобы полностью понять смысл этих хадисов, человек должен понимать сущность шариата.
Всевышний Аллах создал мужчин и женщин на этой земле, чтобы они выполняли свои обязанности и стремились достичь Его довольства, прожив эту жизнь так, как Он того требует от нас. В обществе на разных людей возлагаются разные функции, и они, как члены этого общества, выполняют отведенную им роль, например мэр, доктор, полицейский и т.д. При том, что и у мужчин и у женщин одна конечная цель в их жизни, им, все же, даны разные роли, методы и пути достижения этой цели, согласно присущим каждому из них особенностям и различиям между ними. Таким же образом, предписания, которые установил для нас Всевышний Аллах, в определенных моментах носят селективный характер, в связи с гендерными различиями.
Следующий хадис ясно подчеркивает необходимость принятия и соблюдения этих различий, и осуждает тех, кто пренебрегает ими:
عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا قَالَ: «لَعَنَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ المُتَشَبِّهِينَ مِنَ الرِّجَالِ بِالنِّسَاءِ، وَالمُتَشَبِّهَاتِ مِنَ النِّسَاءِ بِالرِّجَالِ
«Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, рассказывает: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, проклял мужчин, уподобляющихся женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам».[7]
Таким образом, шариат разделил роли мужчин и женщин во всех аспектах жизни, будь это поклонение, сделки в обществе, или структурирование семьи. Это не обсуждение прав и привилегий, скорее, это обсуждение обязанностей и функций мусульманина и мусульманки. Есть множество примеров, когда женщине отдается больше предпочтения перед мужчиной, в силу своего статуса перед Всевышним Аллахом. Например, ислам подчеркнул высокий статус женщины как матери и жены.
После того, как человек поймет природу шариата, он придет к выводу, что шариат назначил разные роли для мужчин и женщин и в административных вопросах. В этом контексте, шариат дал мужчине ответственность управлять государством и защищать всех тех, кто находится под его контролем, управляя их делами и соблюдая их благополучие. Можно так же сказать, что это милость Аллаха для женщин. Он снял это бремя с их плеч, зная, что они по своей природе являются более чистыми и нежными, чем мужчины, которые по своей сути, как известно, более напористы и имеют сильные качества. Подобным образом, хадисы приведенные выше, говорят о том, что лучше руководить мужчине, чем женщине, были сказаны в свете их природных различий. Чтобы было проще понять, следует задать себе вопрос, если такие различия не существуют, то что означают понятия мужской и женский?
Важно принять к сведению, что данные хадисы не говорят о том, что человеку нельзя прислушиваться к советам женщины по волнующим вопросам. Так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, по многим вопросам советовался со своими женами, например совет Умму Салямы (да будет доволен ею Аллах)[8] после подписания договора на Худайбие, или совет Хадиджи после получения откровении в первое время[9].
Цель этих хадисов, чтобы указать, что мужчины должны выполнять те роли, для которых они были созданы Всевышним Аллахом. С другой стороны если мужчины будут выполнять роли, характерные женщинам, то это также приведет к ухудшению общества, как это видно из хадиса упомянутого выше относительно запрета подражания женщинам.
А Аллаху ведомо лучше.
Уассалям.
(المقاصد الحسنة، ص ٤٦٣، دار الكتاب العربي)
هَذَا حَدِيثٌ غَرِيبٌ، لاَ نَعْرِفُهُ إِلاَّ مِنْ حَدِيثِ صَالِحٍ الْمُرِّيِّ، وَصَالِحٌ الْمُرِّيُّ فِي حَدِيثِهِ غَرَائِبُ يَنْفَرِدُ بِهَا لاَ يُتَابَعُ عَلَيْهَا، وَهُوَ رَجُلٌ صَالِحٌ.
قال في التقريب: صالح بن بشير المري القاص الزاهد ضعيف من التاسعة
(تحفة الأحوذي، ج ٨، ص ٢٦٢٣، مكتبة نزار مصطفي الباز)
(صحيح البخاري، ٢٧٣١، كتاب الشروط)
(صحيح البخاري، ٣، كتاب بدء الوحي)