Почему люди оставляют друг друга?
У меня была такая особенность – я сильно привязывалась.
Эта черта особенно ярко проявлялась в детстве. Когда другие дети в детском саду могли спокойно относиться к тому, что их родители уходят, я не могла. И если я плакала, меня было непросто успокоить. По мере взросления я стала привязываться ко всему, что меня окружает. В первом классе я нуждалась в близком друге. А когда я стала старше, то очень болезненно переживала потерю своих друзей. Я не умела отпускать. Люди, места, события, фотографии, моменты, и даже какие-то незначительные достижения, результаты и моменты в жизни становились объектом сильной привязанности. Я чувствовала себя опустошенной, если что-то шло не так, как я хотела или представляла себе. Разочарование для меня было не преодолеваемой эмоцией и порой приобретало для меня просто катастрофические масштабы. Если меня предавали, я никогда не восстанавливалась до конца, - я просто-напросто не умела забывать и латать раны. Все обстояло как с хрупкой вазой, которую разбив однажды, уже не соберешь.
Но проблема была не в вазах. И не в том, что они продолжали разбиваться одна за другой. Проблема была в том, что я продолжала их ставить на краю. Из-за моих привязанностей выполнение каких-либо моих потребностей зависело от общения. Я общалась, чтобы выяснить: счастлива я или грустна, опустошена ли; степень своей защищенности и самореализации, и даже моя самооценка зависела от этого общения. Итак, я была обречена на очередное разочарование благодаря своим привязанностям, точно так же, как обречена ваза на падение, если ее кладут на самый край. Мое падение было неизбежным. И, естественно, оно произошло. И происходило. Одни за другими - череда надломов и потерь.
Но, по большому счету, люди, разбивавшие меня виноваты не больше, чем виновата в битье ваз гравитация (сила притяжения). Мы не можем обвинить законы физики, когда ветка, о которую мы облокотились, ломается, не удержав нас. Ветка была создана не для того, чтобы нас держать.
Мы не можем рассчитывать ни на чью поддержку, кроме поддержки Всевышнего Аллаха. Нам было сказано в Коране:
В этом аяте заложен большой смысл: у человека есть только одна опора, которая его никогда не подведет. Есть лишь Один, в выстраивании отношений с которым, достойный наших титанических усилий и глубоких переживаний, достойный нашей привязанности. Есть лишь один источник счастья, успокоения, надежности и безопасности. Это Всевышний Аллах, Господь Миров.
Но этот мир устроен так, что все это люди ищут где угодно, но не у Него. Кто-то ищет это в карьере, кто-то в материальных благах, кто-то в социальном статусе и влиятельности. А кто-то, так же, как и я когда-то, ищет это в людях. В своей книге «Ешь, молись, люби» Элизабет Гилберт описывает свой собственный опыт в поисках счастья. Она описывает начало и завершение отношений, и даже то, как странствовала по свету, преследуя пресловутое удовлетворение. Она тщетно пытается найти это удовлетворение в отношениях, медитации и даже еде.
Именно так проводила большую часть своей жизни и я: перебирая разные способы заполнить пустоту внутри. И для меня не было ничего удивительного в том, что та девочка во сне задала мне такой вопрос. Это был вопрос о моих потерях и разочарованиях. Это был вопрос о предательстве. Вопрос о суетливых, жадных, но каждый раз тщетных, поисках. О том, что происходит, когда ты пытаешься вскопать бетон голыми руками, - ты не только возвращаешься ни с чем, ты сбиваешь в кровь свои пальцы, обдираешь кожу. И я узнала об этом не из наставлений мудреца или чтения об этом. Я узнала это в результате большого количества попыток.
Таким образом, вопрос маленькой девочки был моим собственным вопросом, заданным самой себе.
В конечном счете, вопрос был о природе Дуньи, ее мимолетности и тленности, в бренности которой сегодня ты окружен людьми, а завтра они либо умрут, либо уйдут. Но эта реальность разбивает само наше бытие, потому что идет вразрез с нашей природой. Мы, люди, устроены так, что любим, ищем, стремимся к лучшему и постоянному. Мы созданы такими, что ищем вечность. Наше стремление предназначено не для этой жизни. Наш первый и истинный Дом – это Джаннат (Рай), место, которое сочетает в себе и неописуемую красоту и вечность. Таким образом, стремление к этой жизни является частью нашего бытия. Проблема возникает тогда, когда мы пытаемся это найти здесь, разрабатывая несметное количество омолаживающих кремов, посещая пластического хирурга, в отчаянной попытке вылепить из этого мира то, чем он не является и никогда не будет.
И вот по этой самой причине мы, раскрывая свои сердца для мирского, терпим убыток. Вот по этой причине Дунья для нас полна разочарований. Дунья – явление временное, преходящее, несовершенное, и идет вразрез с тем, по чему нам следует тосковать. Всевышний Аллах заложил в человеке жажду, которую может утолить лишь вечное и совершенное. Пытаясь утолить ее мимолетным, мы не замечаем, как бегаем за голограммой, миражом. Пытаемся вскопать бетон голыми руками. Стремление из бренного сделать вечное сопоставимо с попыткой извлечь воду из огня. Ничего, кроме ожога. Только тогда, когда мы прекратим связывать свои надежды с этой дуньей, когда мы перестанем лепить из этой дуньи то, чем она не является и не может являться в принципе, эта жизнь перестанет разбивать наши сердца.
Нам также следует понять, что ничего в этой жизни не происходит просто так. Ничего. Даже разбитое сердце. Даже боль. Все это – наши уроки и указания на то, что что-то в нашем сердце не так. Это предупреждение о том, что надо что-то менять. Также, как обжегшись однажды, мы опасаемся огня и более не подносим к нему руки, мы должны меняться внутри, столкнувшись с разочарованием. Отделить от своего сердца. Боль – это способ отделить свое сердце от дуньи. Как охлаждаются чувства к некогда любимому человеку, если он делает нам больно раз за разом, точно так же расстояние между вами и дуньей увеличивается по мере испытаний. В конце концов, мы перестаем ее любить.
Боль, которую мы испытываем, указывает на нашу привязанность. Это то, что заставляет нас плакать, то, что является основной причиной боли, - наши никчемные привязанности. Именно те люди и те вещи, к которым мы привязаны так, как должны быть привязаны только ко Всевышнему, становятся преградами на нашем пути к своему Господу. Но сама боль призвана выявлять наши ложные привязанности. Боль способствует тому, чтобы мы стремились менять свою жизнь, и если есть в этом состоянии для нас что-то неприятное, существует божественная формула, способная изменить это. Всевышний Аллах говорит:
Прошли года в следовании мной этой модели жизни, полной разочарования и горя, прежде чем я начала понимать нечто более глубокое. Я всегда думала, что любовь к Дунье – есть привязанность конкретно к материальным благам. А у меня не было привязанности к ним. У меня была привязанность к людям. Я была привязана к событиям и воспоминаниям. Я была привязана к эмоциям. Таким образом, я считала, что понятие «любовь к дунье» ко мне не применимо. И не понимала, что люди, события, эмоции – тоже часть этой дуньи. И я не понимала также то, что вся боль, которую мне пришлось пережить за всю свою жизнь, – следствие именно этой самой любви к дунье. И только ее.
По мере понимания этого, пелена сходила с глаз. Я ясно увидела корень своих проблем. Я считала эту жизнь такой, какой ей никогда не стать: совершенной. Я, как перфекционист, старалась добиться совершенства в этой жизни каждой клеточкой своего тела. Все непременно должно было стать идеальным. Я не могла оставить все, как есть. Я жертвовала своей кровью, потом и слезами ради этой цели: сделать дунью раем. Это означало ожидание идеальности от окружающих меня людей, ожидание идеальности от отношений, ожидание идеальности от того, что меня окружало и вообще от этой жизни в целом. Ожидания. Ожидания. Ожидания. И если бы у меня попросили рецепт несчастья, то я бы сказала, что это ожидание. В этом моя фатальная ошибка. Не в том, что я ожидала, ибо человеку это свойственно, и надежду терять нельзя, а в том, с чем были связаны эти ожидания и на кого возлагались эти надежды. Выходит, надежды мои и ожидания не были связаны со Всевышним. Они были связаны с людьми, отношениями, причинами. Одним словом, с Дуньей.
Таким образом, я начинала знакомство с более глубоким пониманием Истины. В голову пришел аят. Аят, который я и раньше частенько слышала, но и представить не могла, что он имеет прямое ко мне отношение:
Думая, что все у меня будет уже в этой жизни, я особо не надеялась на встречу с Аллахом. Я надеялась на дунью. Но что это значит, - возлагать надежды на дунью? Как этого избежать? Не ждать от друзей, что они могут заполнить твою душевную пустоту, не ждать от жены или мужа, что они непременно будут во всем с вами согласны и станут выполнять все ваши прихоти, а в своих делах не ждать, что всегда будут только положительные результаты. Если у вас возникают проблемы, не полагайтесь на себя. И на людей не полагайтесь. Полагайтесь на Аллаха.
Вы можете ожидать помощи от людей, но вы должны понимать, что не они вас спасают, или же не вы сами себя спасаете. Это прерогатива Всевышнего Аллаха. Люди - лишь инструмент, причина, а результат воздействия этих причин только у Аллаха. Они не являются источником помощи и поддержки. Источник всего этого – один Аллах. Человек ни на что не способен, как говорится в Священном Коране:
Но помните ли вы, как Пророк Ибрагим, мир ему, описывал свой путь к этому пониманию? Он наблюдал за Солнцем, Луной и звездами, и понимал, что они не совершенны, так как им свойственно восходить и заходить.
Они нас разочаровали.
Вот так Пророк Ибрагим, мир ему, обратился к одному Господу. Также и мы, должны обратить все свои надежды, ожидания, доверие и привязанность к Богу. И только к Нему. И лишь поступив таким образом, мы познаем умиротворение и сердечный покой. Только тогда закончатся эти американские горки, символизирующие нашу жизнь. Если наше внутреннее состояние будет зависеть от чего-то изменчивого и непостоянного, то оно постоянно подвергается частым колебаниям, тревоге и волнениям. Счастье становится эфемерным, так как сегодня оно есть, а завтра, когда внешние факторы претерпят изменения, его уже нет. И мы впадаем в тоску. Это постоянное бессознательное перемещение из одной крайности в другую.
Мы обречены на эти эмоциональные американские горки до тех пор, пока не свяжем свой внутренний мир с чем-то более стабильным и надежным, нежели окружающее нас. Как мы можем надеяться на постоянство, если привязаны к непостоянному, к преходящему и смертному? Эту сторону очень мудро и своевременно раскрыл великий сподвижник Абу Бакр, да будет доволен им Аллах. Когда не стало нашего Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, народ был растерян, пребывал в шоке и не желал принимать это. И, хотя не было человека, любившего Посланника Аллаха, мир ему и благословения, больше, чем Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, он воскликнул: «Если вы поклонялись Мухаммаду, то знайте же – Мухаммад умер. А если вы поклонялись Аллаху – знайте, Аллах Жив и никогда не умрет!».
Не берите себе в источники сил и вдохновения ничего, кроме ваших отношений с Богом. Пусть же ваша самооценка, уровень успешности или обделенности, удачи или неудачи будут определяться исходя из отношений со Всевышним.
И если вам удастся выстроить связь с Ним, вы станете несокрушимым, ибо ваш поручень несокрушим. Вы станете непобедимым, ибо ваш Сторонник не может быть побежденным. И вы никогда не станете опустошенным, ибо ваш источник бесконечен и никогда не уменьшается.