Основы торговли в Исламе
Для человека является совершенно естественным, зарабатывать себе на жизнь посредством труда и поиска дохода, будь то торговля и другие виды предпринимательской деятельности. Всевышний Аллах после создания человечества, выбрал из их числа посланника, которому ниспослал шариат. Данный наш шариат не ограничивается только лишь поклонением, но, как всем известно, в него включены и вопросы торговли. Сейчас мы вкратце хотим рассказать вам об основах торговли.
Что же такое торговля с точки зрения шариата? У нее есть свои требования, условия. Торговля имеет также свое определение, основы в шариате, условия для тех, кто занимается торговлей, условия договора, условия, предъявляемые к продаваемому товару. Если вкратце остановимся на них, то торговля – это «مبادلة شيء» - «обмен чего-либо» или «مبادلة المال بالمال بالتراضي», что означает «обмен одной ценной вещи на другую ценную вещь с довольством обеих сторон». Так, мы видим, что первым условием, касательно самой торговли, является то, что продаваемая вещь должна быть ценной. Об этом мы расскажем позднее. Всевышний Аллах повествует нам в Коране о дозволенности торговли.
{وَأَحَلَّ اللَّـهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا ۚ}
«Аллах разрешил торговлю и запретил ростовщичество» (2:275).
Основной рукн (столп) торговли по ханафитскому мазхабу: «الإيجاب و القبول» «иджаб» и «кабуль». Что же такое «иджаб» и «кабуль»? «Иджаб» и «кабуль» имеют прямое отношение к совершаемой сделке, к людям, совершающим сделку, и к самой продаваемой вещи. «Иджаб» – это слова или действия того, кто первым начал торговую сделку, то есть либо покупателя, либо продавца (языковое значение: «предложение»). «Кабуль» – это продолжение сделки первой стороны, например, при согласии с предложенной ценой, принятии предложения (языковое значение: «согласие»). Торговая сделка в нашем шариате состоит из двух разделов: «иджаб» и «кабуль». Это термины, относящиеся к сделке.
Как мы сказали ранее, есть требования к покупателю и продавцу (1), требования к сделке (2) и требования к продаваемому товару (3). Все эти три вещи также имеют прямое отношение к торговле. Вкратце расскажем про каждый из них.
(1) Из требований к покупателю и продавцу первым является: «أهلية» - «пригодность», то есть быть разумным, в состоянии, пригодным для заключения сделки, в здравом уме. В данном случае, быть мусульманином или представителем другой религии особой роли не играет. Торговля может происходить между мусульманином и не мусульманином, мусульманином и мусульманином, между человеком в возрасте и молодым и наоборот. Поэтому главным условием для продавца и покупателя является обладание здравым умом. Достижение совершеннолетия не является условием, потому что, если ребенок обладает умом, способен различить хорошее от плохого, то есть достиг возраста «تمييز» - «различие», когда умеет пользоваться деньгами, знает правильные и неправильные вещи, то будь он молодым или взрослым, мусульманином или не мусульманином, то он может участвовать в торговле. Это условие для продавца и покупателя, имеющее прямое отношение к торговле в нашем шариате.
(2) Теперь перечислим требования к сделке, касающиеся «иджаб» и «кабуль». Это – соответствие «иджаб» и «кабуль» между собой. Например, когда продавец говорит: «Я продам тебе эту книгу за 2000 тенге», а покупатель говорит: «Я куплю ее у тебя за 1500 тенге», то «иджаб» и «кабуль» не соответствуют друг другу и торговля считается неправильной, несовершенной. Такая торговля называется «испорченной». По этой причине обе стороны должны соответствовать друг другу в словах, в цене, в договоре, так как в вышеуказанном случае продавец ставит цену 2000 тенге, а покупатель предлагает ему 1500 тенге, но продавцу это может не понравиться. Как мы сказали выше в определении торговли «обмен одной ценной вещи на другую ценную вещь с довольством обеих сторон», довольство обеих сторон при сделке – это условие, «иджаб» и «кабуль» должны соответствовать друг другу.
(3) Требования к продаваемой вещи, следующие: данная вещь должна быть на руках (быть в собственности продавца), должна иметь определенную ценность и быть имуществом. Имуществом по определению ученых по фикху считается: «ما يميل إليه الطبع» - «то, что притягивает человеческую природу», нужные для людей вещи. Например, зеленая трава на улице или вода в море не представляют собой никакой острой необходимости для людей, являясь в сущности бесплатными. Также и камень, лежащий на улице, не имеет никакой ценности. Чтобы представлять собой какую-либо ценность имущество должно быть необходимым, в чем люди нуждаются, к тому же, у продавца должна быть возможность передать эту вещь во владение покупателю, то есть вещь должна быть на руках (у продавца, быть в его собственности). Например, продавать птицу, парящую в воздухе, или рыбу, плавающую в море или озере, будет считаться неправильным.
И в заключение: требования к продавцу и покупателю - обладание разумом и абсолютная дееспособность. Торговля недееспособного человека и ребенка, не отличающего черное от белого, недействительна.
Требования к самой сделке – это соответствие «иджаб» и «кабуль»: к примеру, продавец выставляет цену в 2000 тенге за книгу, а покупатель, будучи удовлетворенный стоимостью товара, принимает эту цену и покупает книгу.
Требования к продаваемой вещи - присутствие товара на руках, наличие определенной ценности и возможность передачи данной вещи в имущество покупателю. Например, как сказали ранее, дикая птица в небе или рыба в море над которой продавец не властен - не являются предметом торговли. Но птица в клетке или рыба в резервуаре перед домом могут быть проданы, потому что продавец может передать эту вещь во владение покупателю.
Все вышесказанное относится к основам торговли, о которых было поведано в кратком виде, так как даже одному разделу торговли посвящены многие тома книг исламских ученных, поэтому выделили самое основное.
Пусть Аллах дарует нам возможность совершать правильную торговлю, соответствующую всем нормам шариата! Пусть Аллах дарует благодать нашей честной торговле!
سبحانك اللهم و بحمدك، أشهد أن لا إله إلا أنت، أستغفرك و أتوب إليك!