Ризабек Батталулы: Можно говорить что университет «Аль-Азхар» был построен казахами
Автор книг «Лекции акыды», «Экзегетика Корана», ученый-исламовед, преподаватель Египетского университета исламской культуры «Нур-Мубарак» Ризабек Батталулы – широко известен как грамотный проповедник среди наших соотечественников и пользователей социальных сетей. Сегодня мы хотим представить вашему вниманию интервью с Ризабек Батталулы.
- Ассалямуалейкум, Ризабек устаз! Хотелось бы начать наше интервью с вашего места рождения, в какой среде вы росли. В каком году, в каком регионе вы родились?
- Бисмиллаһир-Рахманир-Рахим! Я родился 5 февраля 1980 года в многодетной семье в селе Актасты Каркаралинского района Карагандинской области. Каркаралы – известный каждому казаху регион. Состоит из двух районов: Каркаралинский и Егиндыбулакский районы. Потом два района были объединены в один. Я родился и вырос в Егиндыбулакском районе. В свое время наш район назывался Казыбекским районом. Там сейчас проживают потомки Казыбек би. А село Актасты расположено в 60 километрах от районного центра. Актасты – древнее название. Сейчас село так называется по документу. Актасты – границы которого проходят между поселками поэта Мади Бапиулы и Нурмакова – моя родина. Одним словом, я родился в семье скотоводов в селе Актасты на берегу реки Тундикти.
Мой отец Баттал – родился здесь в 1938 году. Он 20 лет проработал главным инженером этого совхоза. Потом, в 90-х годах в связи с состоянием здоровья вышел на заслуженный отдых. У отца было 20 детей, 12 дочек и 8 сыновей. Я его 12-ребенок. К сожалению, по велению судьбы он потерял одну дочь 1971 года рождения. Сейчас 19 живы-здоровы. Слава Аллаху, в прошлый Рамадан все 19 держали пост.
Когда наша страна обрела независимость, отец начал заниматься скотоводством и обучением детей. Отец покинул нас в 75 году жизни, это был 2013 год и в то время я еще учился в Египте. Наш отец был женат дважды. Его первая жена – мама Бакытай. Она родила шестерых детей. После ее смерти отец взял в жены нашу маму. Я до сих пор поражаюсь тогдашним традициям. Получается моя мама Кызай вышла замуж за мужчину с шестью детьми. Потом по воле Аллаха она родила 14 детей. Наша мама вырастила все 20 детей равными. Самому старшему в нашей семье 60, а младшему 24. В 1986 году умерла моя бабушка, до этого я жил у нее.
Детская мечта
Я с детства мечтал быть начальником, наверное причиной этому было то, что мой отец работал главным инженером. Даже когда отец спрашивал нас «кем вы будете когда вырастете», брат на год младше отвечал – инженер, второй брат – милиция, а я говорил буду начальником. Тогда отец ругал меня «нет специальности начальник, если ты будешь хорошо учиться и усердно работать, только тогда станешь начальником». Все же я говорил «я все равно буду директором». В результате брат, который хотел стать инженером – закончил технический университет и стал электриком, второй брат работает юристом, экономистом. А я ушел в религиозную сферу.
Верхом на лошади
Я с малых лет был близок к лошадям. Мы дома сами держали лошадей. Вообще в крови каждого казаха есть любовь к этому животному. Из-за своего пристрастия в 10-11 классах я перестал уделять внимание школе. Однако все дети в нашей семье учились прилежно. Слава Аллаху мы жили средне, ни бедно и не богато. Отец старался нас обеспечивать как мог.
Чабанство
В старшие возрасты я начал отдаляться от лошадей. Мне поручили пасти овец. Это дело не далось мне легко. Отец сказал «отныне ты не будешь заниматься лошадьми, лишиться скота не трудно, враг захочет угнать - угонит, засвистит ветер – унесет. Будем держать их только для еды» и не разрешал размножать их. Это были самые трудные моменты в моей жизни. Сам я ненавидел пасти овец. Вы и сами знаете: самое трудное в скотоводстве пасти овец: беспрерывный настриг шерсти, круглогодичный корм, ягнята, одним словом это работа требовала от человека большого усердия и терпения. Если посмотреть в историю Ислама кажется что пастьба овец всеми пророками, как призыв к терпеливости. А лошадей и коров можно отпустить на выгон только изредка просматривая за ними. А за овцами надо быть начеку 24 часа в сутки.
- А когда вы начали интересоваться религией?
- Наш отец читал много газет-журналов. «Мир ислама», «Шапагат-нур» и другие издания религиозного управления, которые начали выходить в годы независимости всегда можно было найти в нашем доме. О том, что нужно держаться на расстоянии от греховных дел как алкоголь и курение я узнал из этих издании. Дома бабушка читала намаз. Кимешек и рукодельный жайнамаз бабушки до сих пор хранится у нас дома. В общем с первых лет независимости отец начал читать намаз, держать пост и вступил на путь поклонения. Было время он писал на жайнамазе суры и дуа, которые он не мог заучивать на арабском. Поэтому я могу сказать, что мой интерес к религии зародился в семье.
Еще одна причина моего интереса к религий
После завершения школы в 1997 году мои сверстники уехали в город на учебу. А я остался в ауле пасти скот. На каникулах они приезжали и рассказывали о своих приключениях в городе. А я только раз в году бывал в городе, и то если была возможность. Я сильно волновался насчет того, почему моя жизнь сложилась так. Порой мне хотелось бросить аул и сбежать в город. Однако мысли куда ты пойдешь, где будешь жить, кто даст тебе приют не давали покоя. Когда я сказал отцу, что пойду учиться он ответил мне «ты сам не учился, теперь пожинай плоды, теперь тебя не возьмут на учебу». Тогда я ощутил острую необходимость в учебе. Однако я не унывал. А продолжал беспрерывно читать религиозную литературу и газет-журналы...
Зима 1999 года, Рамадан
Отец поручил «завтра я буду держать пост, приготовьте все необходимое». Я тоже попросился держать оразу. Утром я обнаружил, что солнце уже высоко и обиделся на них потому что не разбудили меня. В тот год только отец и сестра держали пост. А я утешал себя тем, что в следующем году обязательно буду держать пост. Наступил 2000 год. Вскоре я решил, что буду не только держать пост, но и начну читать намаз. В то время отец читал Коран с перевода Халифы Алтай. Однажды отец вышел на выпас скота, а книга осталась открытой. Я начал интересоваться книгой, подумал попробую почитать. Но к книге нельзя прикасаться без тахарата. В общем, я кое-как взял тахарат и попробовал почитать книгу. И тогда выяснилось, что там текст не только на казахском, но и на арабском языке. Я подумал про себя «наступит ли когда-нибудь день когда я буду читать Коран на арабском». Возможно Аллах принял мое дуа тогда. Так я захотел читать арабскую версию Корана и решил самостоятельно учить арабские буквы. Самое интересное, когда я выходил на выпас скота я с лопатой в руках рисовал буквы на стене, на снегу. Возможно это все исходило из моего намерения учиться. Я выучил все 28 букв. Но не умел читать сочетания букв. В конце концов наступил месяц рамадан и я начал читать намаз. Так протекала моя жизнь в кишлаке, в 14 километрах от центра, где не было людей кроме моих родителей и брата с его женой.
Я перечитывал один намаз несколько раз
В первое время, когда в конце намаза я делал салям в обе стороны ««ассаляму алейкум уа рахматуллаһ», братья рассмешивали меня говоря «уалейкум ассалям». Я перечитывал намаз, думая что читал неправильно. Потом я узнал, что намаз считается завершенным после саляма... (тепло улыбнулся)
Дорого в город
Однажды мы с отцом приехали в город. Ночевали в доме брата отца. Утром встали на намаз. Тогда отец повернулся ко мне и сказал, «сынок, ты читаешь намаз, держишь пост, может быть ты пойдешь учиться в религии? Я сказал это и твоему братишке. Я хочу, чтобы один из моих детей учил религию...». Я только этого и ждал, был на седьмом небе от счастья, согласился.
Первые шаги в мир знаний
Моей первой ступенью на тропе знаний были курсы религиозной грамоты при Центральной мечети Караганды. Я хорошо освоил чтение Корана от турка устаза, которого специально направил ДУМК, выучил 2 джуза Корана. Развивал религиозные знания, вместе с учителем участвовал в джаназа. Летом учеба заканчивается и я уезжал в аул. Осенью отец опять возвращал меня в город. В 2002 году от Духовного управления пришло задание отправить троих учеников на учебу в Турцию. В этом списке был и я. Но вместо меня отправился кто-то другой, а я остался. Зато в 2002 году появилась возможность поступить в Нур-Мубарак. Далее в 2005-2006 годах я был на подготовительных курсах Египта. 2006-2007 годы закончил третий курс Санауия, и в 2007-2008 учебном году поступил в университет Аль-Азхар. До 2011 года обучался в бакалавриате, а в 2011 году поступил на магистратуру высшего института изучения арабских наук. В 2014 году я вернулся в Казахстан, прошел магистратуру университета Нур-Мубарак и успешно защитил магистрскую диссертацию.
Египет – место где мы получили зарубежное образование
Египет – не чуждая страна для казаха. Это место куда вступала нога наших предков, где они образовали султанат. Мы тоже для них не чужие. Есть одна вещь, которую должно знать подрастающее поколение. Можно сказать, что всемирноизвестный университет Египта Аль-Азхар был построен казахом. В начале Египтом правили Фатимиты. Потом под воздействием Салахаддин Аюби стали закрываться мечети шиитского направления. Через один век после этого наш предок Султан Бейбарс заново открыл эти мечети, они начали оказывать услуги в качестве учебных заведении суннитского толка. Поэтому мы должны рассматривать университет Аль-Азхар не только как египетский, но и как первое учебное заведение основанное казахом. Это историческое сведение.
Мы во многом не знаем свою историю. Если вы знаете, наши предки вложили немалый труд в ислам. Например купол мечети, где похоронен Пророк (да будет доволен им Аллах и приветствует) был построен по приказу Бейбарс султана. Также, наш предок Калауын приказал зарыть землю для сохранения останков двух сахабов Пророка, во времена Крестового похода сохранил Ливан и исламский мир от оккупантов.
Несколько лет назад в Атырау прошла всемирная конференция по религий. Тогда ректор одного из ливанских университетов сказал «Казахи, я не приехал сюда учить вас чему-либо, я приехал лишь выразить свою благодарность за возвращение земель Ливана от рук врага, за сохранение нашей земли, народа, религии».
Тема моей докторской диссертации «Вопросы калама в трудах Кауамиддина аль-Иткани». Аль-Иткани выходец из местности Иткан Фарабского региона. Автор многих трудов. На пути знаний он поехал в Дамаск, дошел до Египта, там был директором медресе «Саргатмаш», где обучали основам Ханафитского мазхаба.
Поэтому если мы сумеем изучить жизнь и наследие наших предков, то у подрастающего поколения будет больше патриотического чувства.
- С какого времени вы вошли в религиозную сферу страны? Когда началась ваша преподавательская деятельность?
- Как я упоминал выше, я вернулся из Египта в 2014 году. В том же году был назначен научным сотрудником в научно-исследовательский центр «Абу-Ханифа» университета Нур-Мубарак. Так началась моя первая религиозная деятельность по возвращению в страну. Там я проработал два года. Центром руководил сегодняшний наиб муфтий ДУМК Алау Адильбаев. Я работал вместе с учеными-исламоведами как Бауыржан Алиулы, Жасулан Жусипбеков. В те годы мы выпустили книгу «Пример Имама А’зама» основанную на семи трудах, которые являются наследием Абу Ханифы. Также мы перевели книгу Али Джума «Переступившие границу в религии», которая была написана как сопротивление деструктивным течениям. Вскоре я стал членом РАНТ, ходил в местные учебные заведения, исправительные учреждения и читал проповедь о защите от деструктивных течении, их признаках. 2015-2016 году защитил свою магистрскую диссертацию. С тех пор я веду лекции по предмету Акыда в кафедре Исламоведения университета Нур-Мубарак. Также в 2017 году я поступил на докторантуру данного университета, и тем самым оттачиваю свои знания.
- Просвещенным читателям хорошо знакома ваша книга «Лекции акыды». Расскажите об этой книге. Что послужило толчком к написанию этой книги?
- «Лекции акыды» переведенная книга. Я составил ее на основе нескольких книг. Моей работой было только перевести их и сделать сборник. Эта книга предназначена для обучающихся начального уровня университета Аль-Азхар. То есть, перевод книги «Избранные вопросы Таухида» («Аль-мухтар минат-таухид»). Также этой книгой мы доказали, что наша традиционная школа веры является продолжением основ веры Абу Ханифы и Тахауи. Эта книга и сейчас не потеряла свою актуальность, помогает многих учит религиозной грамотности.
- Помимо этой опубликована еще одна ваша книга под названием «Экзегетика Корана». Вы не могли бы рассказать подробнее про слово «экзегетика». О чем эта книга?
- В этой книге мы доказали несоответствие акыды салафизма с верой сахабов путем перевода 9 избранных книг тафсиров Корана. «Экзегетика Корана» не является авторской книгой, можно сказать это книга-перевод на казахском, арабском и русском языках одновременно. Мы еще хотели назвать книгу «Тафсир неясных (муташабих) аятов». Однако решили заменить его словом «экзегетика», которую широко используют в мировой религиозной терминологии.
- Расскажите нам о вашей семейной жизни. Каким отцом вы себя считаете?
- Я много учился, был в Египте поэтому женился поздно. Но я ни о чем не жалею. Женился в 28 лет. Есть 4 детей. Самая старшая – дочь, зовут Раяна. Она родилась в 2009 году. В 2011 я стал отцом во второй раз. Имя – Мухаммед. По возвращению на родину родились Динмухамет (2015 г.) и Ер-Мухаммед (2017 г.). Даст Аллах, хочу в будущем и дальше сыновьям давать имя Мухаммед. Супругу зовут Шолпан. Она из южного региона. Окончила КарГУ. Сейчас магистрант 1 курса университета Нур-Мубарак по специальности исламоведение. Она получила трехгодичное начальное образование Аль-Азхара. Выучила 8 пар Корана. Преподает девочкам по арабскому языку, заучиванию Корана.
- Поделитесь своими планами и целями на будущее.
- У меня имеются 3-4 работ, которые я хочу представить на благо народа. Одна из них – книга «Опора веры». Она написана по направлению, которую я сам занимаюсь. Сейчас книга проходит проверку и обработку. Вскоре она выйдет в свет. Также ждет своей очереди книга «Чистилище мира». В этой книге описываются признаки судного дня. Остальные – труды связанные с переводом.
- По-вашему какой должна быть роль имамов в казахском обществе?
- В целом уважение и взгляды относительно имамов у нас положительные. У народа высокое уважение к богословам.
- Расскажите о предпосылках предосторежения молодежи от деструктивных течении.
- Первый путь – путь знаний. Второй путь – институт семьи, то есть каждый ребенок в семье должен расти согласно традиционным религиозно-позновательным ценностям. Тогда не пойдет на поводу кого попало. Вырастет просвещенным поколением. Иногда я думаю, что наши соотечественники которые покидают страну с оружием, якобы на джихад, не познали традиционную религию и поэтому идут на подобные поступки.
-Какое место занимает религия в воспитании молодежи?
- Безусловно, религия – одна из основных ценностей в жизни человека. Поэтому религия имеет огромное значение в воспитании будущего поколения. Если мы хотим чтобы молодежь не ушла по иному направлению, мы должны широко агитировать традиционную религию, которой придерживались наши предки в течение тысяч лет.
- На что должны обращать внимание члены семьи для сохранения устойчивости семейной жизни? Какое место в религии уделено семейной ценности?
- Единство и спокойствие семьи лежит в основах казахского традиционного воспитания. Мы еще не познали достоинство своих ценностей. Говорим, что мы не развиты. Нет, мы развиты, но только в материальном плане. А духовность опускается все ниже и ниже. Почему? Потому что мы теряем человеческие ценности, которые были у наших предков век, два века ранее. Наше достижение то, что мы моем посуду машиной, вместо того чтобы мыть руками; может быть мы доехали на машине туда, куда предки добирались верхом. Но не стоит забывать, что они добирались туда и на лошадях. Мы доехали быстрее. Однако в нас нет той духовности, что было у них...
- Какая у вас есть мечта?
- Пусть народ будет спокойным. Как говорят «ураза и намаз в мирное время», пусть наша независимость будет прочной. Я желаю, чтобы до самого судного дня наши потомки жили в независимой стране. Другой мечты у меня нет.
- Что заставляет вас сильно радоваться, а что заставляет печалиться?
- Для меня самая большая радость – это обретение независимости страны. По-моему, для казаха нет большей радости чем эта. Благодаря независимости, которую нам подарил Аллах, мы сейчас поклоняемся свободно, совершаем хадж. Есть Муфтият. Есть уникальное учебное заведение как Нур-Мубарак. Все это благодаря независимости. Вот моя радость. А печалит меня мысль о том, чтобы мы не лишились этой благодати.
- Что вы посоветуете молодежи?
- Словами первого аята Корана, УЧИТЕСЬ! Как говорили лидеры Алаш «во времена военных сил, мы не дали себя в обиду, давайте быть осторожными, когда пришло время соревноваться знаниями». Поэтому молодежь должна уделять большое внимание образованию и науке. Только тогда наша независимость будет прочной.
- Спасибо за беседу!
Бауыржан МЫРЗАКУЛ
azan.kz