О ДОСТОИНСТВЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Хазрет Заид ибн Сабит (р.а.) сказал:
«Однажды Посланник Аллаха (с.а.с.) приказал мне освоить грамоту на языке яһудеев. Потому что, - Клянусь Аллахом! В письменных делах я не доверяю яһудеям, - он сказал. Спустя полмесяца я уже научился писать на этом языке. Таким образом, освоив язык я стал писать письма, направленные яһудеям и читать полученные от них. (Передал Заид ибн Сабит (р.а.). Бухари, Ахкам 40; Абу Даут, ‘ильм 2; Ахмад ибн Ханбал, Муснад 5/182)
В хадисе, приказывая молодому сахабе Заид ибн Сабиту (р.а.) изучить язык другого сообщества, Посланник Аллаха (с.а.с.) дает знать насколько важно изучать языки других народов.
Заведомо зная о распространении ислама от востока до запада Посланник Аллаха (с.а.с.) даже указал пути достижения этой великой цели. И как мы заметили из хадиса, одним и уникальным из этих путей является изучение языка других народов.
Безусловно, главным инструментом знакомства, взаимопонимания и выстраивания гармоничных отношений с другими народами, демонстрации самобытной культуры и духовных ценностей своего народа является язык. Поэтому народ, который знает наравне с родным еще и иностранные языки не будет несчастным.
Аллах Таъала с самого начала создал человечество разделенным на народы и племена с собственным языком, менталитетом, искусством и мировозрением. Это одно из проявлений божественного хикмета и безграничного могущества Аллаха. В Коране говорится: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий» (сура «Худжурат», 13-аят). Из этого аята мы видим, что все народы и племена равны перед Всевышним, что превосходство свойственно одному лишь Аллаху, также один язык не может ставится выше другого, привилегия проявляется только через прогресс этого народа в искусстве, науке и созидательности.
«Знай ты много языков, но свой родной не забывай», поэтому прежде чем изучать иностранный язык человек должен с колыбельной песни матери впитывать в себя родной язык. После этого каждый волен изучать язык любого народа и сколько он хочет. Тогда наравне с законами создания сохранится национальная самобытность и родовитость каждого народа. К тому же, человеку, который хорошо знает свой язык, не составит труда изучать новые. Поэтому каждый родитель должен воспитать свое потомство в первую очередь на родном языке. Ребенок с прочным языковым фундаментом будет легко осваивать иностранные языки.
Лучше всего изучать язык в молодые годы. Потому что в молодости память и внимание человека бывает сильным. В этой связи у арабов есть крылатая фраза «Знание в молодости - как узор тесаный на камне, а знание в старости - как узор нарисованный на льду». Также, у человека должно быть предрасположение к изучению языков. Из хадиса нам известно, что Пророк (с.а.с.) поручил выучить язык яһудеев молодому сахабе Заид ибн Сабиту (р.а.), так как у него были на то способности. В результате, не смотря на сложность он мог понимать, говорить, читать и писать на этом языке за менее тридцати дней. Умение Пророка (с.а.с.) давать поручения своим подопечным по их способностям, еще раз доказывает нам его рассудительность и мудрость.
В хадисе также говорится о том, что Посланник Аллаха (с.а.с.) не доверял дела перевода представителям других сообществ, особенно, представителям сообществ со злым умыслом. Для думающего, это тоже важный указатель. Особенно важную роль играют переводчики во время межстрановых, международных переговоров, в которых защищаются интересы целого народа. В таких случаях, чем зависеть и смотреть в рот иностранным переводчикам, лучше ведь иметь своих переводчиков, которые знают родной язык и хорошо изучили иностранный?
Посланник Аллаха (с.а.с.) наравне с обучением секретам и методам воспитания, молодым сахабам прививал стремление к изучению иностранных языков. Его целью было поддерживать хорошие отношения с другими сообществами и таким образом донести до них истину. Поэтому, сегодняшней умме мусульман очень важно изучать иностранные языки на высшем уровне, для того чтобы доносить до мира драгоценные ценности Ислама и что религии Пророка (с.а.с.) не свойственны экстремизм, фундаментализм и терроризм. Также, для мусульманской общины, которая отстает в образовании и науке, экономике, искусстве от мирового уровня требуется язык для изучения практик западного мира. Потому что, без сомнения, сегодняшние развитые страны в свое время учились и процветали благодаря мусульманам, которые были локомотивом в цивилизации, науке и созидания.
Аскар Акимханов
P.S. Авторские права на статьи и осуществленные переводы статей из других источников принадлежат сайту Azan.kz.
Убедительная просьба к лицам, производящим копирование и распространение в социальных сетях и иных сайтах любых
материалов ресурса Azan.kz, в обязательном порядке указывать активную ссылку на источник.
Прежде всего, мы просим мусульман отнестись с уважением к чужому труду и принять материалы, публикуемые на данном сайте, как аманат.
Надеемся на ваше понимание.
С уважением, администрация сайта Azan.kz