Под покровом
Хиджаб, прежде бывший принадлежностью почти исключительно мусульманских стран, в последнее десятилетие захватывает улицы европейских и американских городов, витрины магазинов и модные подиумы. Одежду соответствующую исламским нормам шьют и массмаркетные бренды вроде "Uniqlo", и люксовые "Dolce & Gabbana". Недавно российская марка "Gloria Jeans" сняла в рекламной кампании модель в хиджабе, после чего, впрочем, подверглась резкой критике со стороны носителей бренда.
С распространением ислама мусульманские религиозно-правовые нормы предписывают исповедующим ислам закрывать аурат: мужчинам - живот и ноги от пупка до колен; женщинам - все тело, кроме овала лица и кистей рук. Без частичного покрытия аурата женщину могут видеть только мужчины, принадлежащие к категории махрам: отец, брат, сын, внук, то есть близкие родственники, с которыми женщина не может вступить в брак.
Шариатские нормы совершенно точно конкретизируют для женщин границы аурата и фасон - одежда не должна быть облегающей. В зависимости от региона мусульманская одежда может менять стиль становясь строже. Чаще всего мусульманки носят хиджаб или абайю. Абайя — это полный комплект одежды, обязательно закрывающий руки до кистей и ноги до ступней.
Модель в хиджабе на показе Hannie Hananto на Неделе моды в Индонезии
Более строгий вариант — чадра. В этом костюме покрывало может закрывать нижнюю часть лица. Далее идет — никаб — закрывает низ лица и драпирует все тело от плеч так, что неразличимы линии груди и талии. Самый строгий вариант — паранджа (бурка) — одеяние с забранным сеткой отверстием для обзора на уровне глаз. Два последних варианта можно увидеть как обязательное в Саудовской Аравии. В других странах женщины носят абайи, брюки до ступней и поверх них — закрывающие бедра удлиненную тунику или платье (все непременно с длинными рукавами и без декольте).
Никаб и паранджу носят, как было уже отмечено в таких странах как Саудовская Аравия. Мусульманки в европейских странах предпочитают хиджаб светлых и даже ярких оттенков. Некоторые мусульманские девушки в Европе носят традиционный платок, а вместо платья в пол или длинной юбки и удлиненной блузы или кафтана надевают брюки или джинсы свободного покроя, а поверх них — платья или туники (однако обязательно закрывающие бедра и с длинными рукавами).
Варианты дизайнерской одежды от модного бренда "Muslima Wear Istanbul"
В современной Европе увеличивающееся число женщин в хиджабах на улице еще несколько лет назад вызывало у коренных жителей серьезное беспокойство и неприятие. Особенно это было актуально в странах, где иммигрантские общины велики и непрерывно растут.
Так, администрация французских учебных заведений запрещала школьницам-мусульманкам ходить в платке на занятия, а полицейские прогоняли с пляжей женщин в буркини — мусульманских купальных костюмах. Но риторика левых и примкнувших к ним мусульманских активистов постепенно изменили общественное мнение: европейцам приходится смириться со статусом кво.
Вице-президент рекламного агентства "Ogilvy Noor" мусульманка Шелина Джанмохамед считает что хиджаб — свободный выбор женщины в которой она может все то же, что и другие без платка: играть в волейбол на Олимпиаде, совершать научные открытия и встречаться с друзьями.
Президент Совета деловых женщин ОАЭ Фатима Аль Авади и модная блогерша Лина Аль-Хути на показе Dior
Согласно предположениям, высказанным в "State Of The Global Islamic Economy Report", ожидается, что в 2020 году потребители, исповедующие ислам в разных странах мира, потратят на модную одежду и аксессуары около 330 миллиардов долларов, приблизительно четверть всего оборота в этой сфере. У молодых мусульман и, разумеется, мусульманок есть деньги, и они хотят их тратить. При этом они стремятся выбирать те товары, которые соответствуют их традициям.
Итальянский модный дом "Dolce & Gabbanа" впервые представил коллекцию хиджабов в 2016 году. Одежда декорирована кружевом, вышивкой, аппликацией, стразами и полудрагоценными камнями, а принты на ткани — исключительно с цветочными или абстрактными мотивами. Характерные (и весьма недешевые) традиционные одеяния для мусульманок шьет модный дом "Firdaws", принадлежащий дочери главы Чечни Айшат Кадыровой.
Показ колецкии модного дома "Firdaws" Айшат Кадыровой в Грозном.
В мусульманских странах (Иордании, ОАЭ и других) проходят Недели моды. Даже в Саудовской Аравии, традиционно самой суровой в контексте понимания норм шариата, где политический режим считается клерикальным, а женщины до недавнего времени не имели права даже водить машину, в 2018 году тоже организовали Неделю моды. Первый модный форум в Эр-Рияде прошел в апреле 2018 года в отеле сети «Ритц Карлтон». На показы и в качестве моделей, и в качестве зрительниц приглашались только женщины. Несмотря на всю строгость в соблюдении норм шариата, саудиты вынуждены признать, что игнорировать рынок женской модной одежды (пусть даже и «скромной») — это терять деньги и создавать подспудную общественную напряженность.
По материалам: Lenta.ru