Почему мать не может быть уали для своего ребенка?
«Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду».[1]
В обществе на разных людей возлагаются разные функции, и они, как члены этого общества, выполняют отведенную им роль. Глава города принимает основные решения для существования и развития этого общества, полиция предназначена для обеспечения безопасности ее граждан, доктор обязан оказать медицинскую помощь тем, кто в ней нуждается. При том, что и у мужчин и у женщин одна конечная цель в их жизни, им, все же, даны разные роли, методы и пути достижения этой цели, согласно присущим каждому из них особенностям и различиям между ними.
Для того чтобы нам было легче понять, давайте рассмотрим следующие примеры:
Ислам – религия, основанная на естественной диспозиции, полной скромности и свободной от отрицательных качеств, пагубных для человеческого сердца. В этом контексте, мужчина и женщина имеют определенные роли в обществе согласно свойствам каждого из них. Таким же образом, предписания, которые установил для нас Всевышний Аллах, в определенных моментах носят селективный характер, в связи с гендерными различиями.
Следующий хадис ясно подчеркивает необходимость принятия и соблюдения этих различий, и осуждает тех, кто пренебрегает ими:
«Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, рассказывает: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, проклял мужчин, уподобляющихся женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам».[2]
Таким образом, шариат разделил роли мужчин и женщин во всех аспектах жизни, будь это поклонение, сделки в обществе, или структурирование семьи. Это не обсуждение прав и привилегий, скорее, это обсуждение обязанностей и функций мусульманина и мусульманки.Есть множество примеров, когда женщине отдается больше предпочтения перед мужчиной, в силу своего статуса перед Всевышним Аллахом. Например, ислам подчеркнул высокий статус женщины как матери и жены. Рассмотрим следующие хадисы:
Абдуллах ибн Умар, да будет доволен им Аллах, передает слова Пророка, мир ему и благословения Аллаха: «Этот мир преходящ, и лучшее, что можно получить в пользование в нем - это праведная жена» (Сахих Муслим).[3]
В хадисе от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, говорится, что однажды к Пророку, мир ему и благословения Аллаха, пришел человек и спросил: «О, Посланник Аллаха, кто из людей более других достоин почета, уважения и служения?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: «Твоя мать». Тогда человек опять спросил: «Кто после нее?» Пророк, мир ему и благословения Аллаха, опять ответил: «Твоя мать». Тогда человек опять спросил: «А кто после?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, опять повторил: «Твоя мать». Когда человек в четвертый раз спросил: «Кто же после матери?», он, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: «Твой отец».[4]
Матери всегда предоставляется опекунство над ребенком, несмотря на то, что Уиляйат в вопросе брака остается за отцом. Такое положение нисколько не умаляет ее статуса и значения, как матери. Как уже было указано в приведенном выше хадисе, она все еще имеет право на большее уважение, как родитель ребенка, нежели отец.
Есть так же определенные случаи, когда шариат дает определенное женщине «исключительное право» женщине, несмотря на «равноправие» между супружеской парой. Рассмотрим следующие два примера:
а) Правила приема махра (приданого): женщина имеет право получить желаемое приданое, а мужчина обязан выплатить ей его, несмотря на то, что оба они на равных условиях вступают в брак.б) Право опеки: В случае развода родителей шариат дал женщине исключительное право над мальчиком, пока ему не исполнится семь лет, и над девочкой, пока она не достигнет девяти лет[5], несмотря на то, что отец остается опекуном.
Как оговорено выше, Всевышний Аллах отвел отдельные роли для мужчин и женщин. Исходя из этого, были определены функциональные обязанности матери и отца. А мы в свою очередь должны принять ту роль, которую нам отвел шариат, и подчиниться мудрости Всевышнего. Ведь Он наш Создатель и Ему лишь известно, что для нас является благом.