Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Восход 07:11
Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:55 07:11 12:40 16:18 18:02 19:18
свернуть
Календарь
Хиджра
4 Раби-авваль 1442
Григорианский
21 октября 2020

Статьи

Можно ли мусульманину пользоваться чётками?

| A | +

В этой статье мы постараемся с помощью Аллаха раскрыть и разобрать вопросы, касающиеся разногласий по поводу дозволенности и желательности использования чёток, которыми мусульмане пользуются для ведения счёта и контроля количества поминаний Аллаха, а также благословления Пророка (с.а.с.)

 

Здесь мы приведём слова великих учёных Ислама, которые подробно разъясняли нам практически все аспекты Ислама и указали на путь правильного понимания и применения на практике всех норм шариата.

 

Прежде чем приступить непосредственно к вопросу чёток, необходимо дать определение самому термину. Что это такое и каким образом они дошли до нас? В связи с этим наше основное внимание будет приковано к трудам некоторых учёных и их разъяснению данного вопроса на основе Сунны Пророка Мухаммада (с.а.с.) и действий Его великих сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах).

 

Итак, термин «чётки» в арабской лексикологии обозначается выражением «ас-субха(т)».

 

 

Определение чёток (субха) в арабском языке

 

Великий учёный шафиитского мазхаба Имам Мухйиддин Ан-Навави, перу которого принадлежит множество трудов, в числе которых и комментарии к сборнику достоверных хадисов «Сахих Муслим», в своей энциклопедии арабских терминов и выражений «Тазхиб аль-асмаи ва ал-люга» пишет, что термин «ас-субха» означает чётки, как мы отмечали выше, и это нанизанные на нить бусинки, при помощи которых обычно поминают Аллаха и используют для счёта.

 

В арабском словаре пишется, что выражение «ас-субха» означает собранные на нить зёрна (бусинки) для контроля количества того или иного поминания.

 

Далее мы приведём доводы из жизнеописания Пророка (с.а.с.) и из жизни сподвижников, указывающие на дозволенность использования чёток:

 

1. передаётся от Абдулы ибн Амра (да будет доволен ими обоими Аллах), который сказал: «Я видел, как Пророк (с.а.с.) поминал Аллаха, ведя счёт на пальцах своей благословенной руки». (Тирмизи, 3411; Абу Давуд, 1502)

 

2. Пророк (с.а.с.) повелел женщинам вести счёт на пальцах, сказав: «Благословляйте Всевышнего, говорите "Ля илаха иля Ллах" и "Субхана Ллах" и считайте количество упоминаний кончиками своих пальцев, поистине, с них спросят, и они заговорят в День Суда». (Абу Давуд, 1501; Тирмизи, 3583; Ахмад, 370/6)

 

3. Передаётся со слов Сафии, что Пророк (с.а.с.) как-то зашёл к ней, и перед ней было 4000 финиковых косточек, с помощью которых она прославляла Аллаха, и он спросил: «Что это, о дочь Хайя?», на что она ответила: «Я на них благословляю Всевышнего».

 

И сказал Пророк (с.а.с.): «Я благословил Аллаха, пока стоял у твоей головы, больше, чем ты на них». Она сказала: «Научи меня тоже, о посланник Аллаха». Пророк (с.а.с.) ответил: «Скажи Субхана Ллахи ʻадада хальки-хи (Пречист Аллах числом его творений)». (Тирмизи, 3554)

 

4. Имам Ахмад в своей книге «Аз-Зухд» передаёт от Уббайда, что его мать сказала: «Я увидела, как сподвижник посланника Аллаха Абу Сафият (он был нашим соседом) благословлял Аллаха на камушках».

 

5. Имам Ахмад привёл в той же книге «Аз-Зухд» слова Абдурахмана, который сказал: «У Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) были финиковые косточки в кармане, и каждый раз после утреннего намаза он вытаскивал их по одной и благословлял Аллаха на них, пока они не заканчивались у него в кармане».

 

6. От Абу Назрата передаётся, что ему рассказал его шейх: «Я гостил у Абу Хурайры в Медине, и не видел сподвижника Пророка (с.а.с.) более гостеприимного и заботливого по отношению к гостям, чем он. Однажды, когда я гостил у него, он сидел на своей постели, и с ним был мешочек, в котором были камушки (косточки), на которых он поминал Аллаха, а у него в ногах сидела его чёрная рабыня, которой он бросал эти косточки, и когда они заканчивались, он кидал мешочек к ней, она заполняла мешочек косточками и снова подавала к нему». (Абу Давуд)

 

7. Также Ибн Абу Шайба передал от Абу Саида аль Худрий (да будет доволен им Аллах), что тот благословлял Всевышнего на камушках, а также является достоверным, что и у Абу Хурайры была нитка, завязанная тысячей узелков, и он не засыпал, не благословив на ней Аллаха.

 

8. Также передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что он занимался поминанием Всевышнего с помощью разноцветных финиковых косточек.

 

 

Слова учёных о дозволенности использования чёток

 

Умар аль Маккий сказал: «Я видел моего устаза Хасана аль Басри (да будет доволен им Аллах), и у него в руках были чётки, и я спросил его: "О учитель, ты до сих пор ходишь с чётками, несмотря на твоё положение перед Аллахом и несмотря на твоё усердие в поклонении?", на что шейх ответил: "Этой вещью (имея в виду чётки) мы пользовались в начале нашего пути и не оставим её в конце пути. Поистине, я люблю поминать Всевышнего своим сердцем, рукою и языком"».

 

Мухаммад аль Амир в книге «Рисалат» приводит слова шейха Абу Аль-Аббаса: «Из слов Хасана аль Басрий (да будет доволен им Аллах) становится ясным, что чётками пользовались со времён сподвижников Пророка (с.а.с.), так как путь его начинался со времён сподвижников».

 

В книге «Аз-Заваджир ʻан иктираф аль-Кабаир» Ибн Хаджар Аль-Маккий Аль-Хайтами, поясняя вопрос использования шёлка, пишет: «Дозволяется, к примеру, сидеть на шёлковом покрывале, даже если оно тонкое, но использовать шёлк для покрытия тела не дозволяется, однако дозволяется делать вышивку на рукавах одежды, если её размер не превышает четыре пальца, и также разрешается использовать шёлковую нить для чёток и изготовления чехла для Корана». Отсюда понимается, что Ибн Хаджар счёл дозволенным использование шёлковой нити для чёток.

 

Ибн Джавзий также сказал: «Использование чёток являются желательным, исходя из того, что Сафият в вышеприведённом хадисе пользовалась финиковыми косточками, и Пророк (с.а.с.) не стал порицать это. А чётки подобны им (косточкам), так как цель одна и у чёток, и у косточек, несмотря на то что в чётках бусины упорядочены нитью».

Также сказал ʻИкримат: «Чётками пользовались великие люди, на которых ссылаются в вопросах религии, у которых берут доводы и за которыми следуют, например, Абу Хурайра – у него была нитка с 2000 узелочками, и он не засыпал, пока не поминал Аллаха на них 12 тысяч раз».

 

В книге «Ад-Дурар аль-мухтар» (книга ханафитского мазхаба) пишется: «Можно использовать чётки, но только не для показухи, как это разъяснено в книге "Аль-Бахр"».

 

Имам Ас-Суюти пишет: «Поистине, чётками пользовались благочестивые люди, на которых ссылаются и чьи слова приводят в качестве доводов. Если бы использование чёток не обосновывалось ничем, кроме следования этим имамам и следования их пути, то и этого было бы достаточно в качестве довода».

 

Кади Абу Аббас Ахмад бин Халкан в книге «Вафая Аль-Айян» рассказал, что как-то в руках Абу Аль-Касима Аль-Джунайда ибн Мухаммада он заметил чётки и спросил его: «Ты, несмотря на своё благородство, держишь в руках чётки?», на что тот ответил: «Это путь, который привёл меня к моему Господу, и я не расстанусь с ними». («Аль-Хави», 2/37-40)

 

Великий учёный ханафитского мазхаба Ибн ʻАбидин в своей известной книге «Хашия Ибн ʻАбидин» пишет следующее: «Не порицается использование чёток, и доводом к их дозволенности является хадис, который передали Абу Давуд, Тирмизи, Ан-Насаи и Ибн Хиббан и Хаким (и сказано, что по достоверной цепочке) от Саʻда ибн Абу Вакаса, согласно которому он зашёл вместе с Пророком (с.а.с.) к одной женщине, и перед ней были финиковые косточки (по другой версии – камушки), на которых она благословляла Всевышнего, и сказал ей Пророк (с.а.с.): "Я расскажу тебе то, что легче и ценнее для тебя, чем это", и сказал: "Субхана Ллахи ʻадада ма халяка фи-с-самаи ва субхана Ллагьи ʻадада ма халяка фи-ль-арзи ва субхана Ллагьи ʻадада ма байна залика (Пречист Аллах числом своих творений на небесах, пречист Аллах числом своих творений на земле, пречист Аллах числом своих творений между небом и землёй)".

 

Заметьте, что Пророк (с.а.с.) не запретил поминать Аллаха таким образом, он лишь указал на более лёгкий и ценный путь. Если бы это было порицаемым, то он отметил бы это.

Чётки ничем не отличаются от финиковых косточек, кроме сборки с помощью нити. В подобных действиях нет запрета, и, несомненно, чётками пользовались избранные люди суфийской общины и другие праведники». («Хашия Ибн ʻАбидин», 1/457)

 

 

А теперь мы развеем сомнения, возникающие вокруг использования чёток.

 

1. Если бы в чётках было благо, то Пророк (с.а.с.) сам пользовался бы ими, и сподвижники указали бы на это.

 

Ответ на это будет следующий: не всё, что не делал сам Пророк (с.а.с.), является ошибочным, а те деяния, в которых Пророк (с.а.с.) проявил солидарность, когда они происходили перед ним, и которые он не порицал, также являются благом. Доводом к этому служит тот факт, что Пророк (с.а.с.) сам вёл счёт на кончиках пальцев и также повелел женщинам вести счёт на кончиках пальцев, как мы это описали в начале наших доводов.

 

2. Некоторые учёные установили, что ведение счета как такового в азкарах является нововведением, и может возникнуть вопрос: «Какая необходимость в использовании чёток?»

 

Ответ на это: Поистине, слова тех, кто говорит, что ведение счёта является нововведением, опровергнуто самим Пророком (с.а.с.), так как он сам вёл счёт, и великие сподвижники тоже вели счёт.

 

А что касается мнения, что чётки дошли до нас от иноверцев или из неисламских стран, то оно не достоверно, так как мы уже подробно установили, что их возникновение и распространение берёт своё начало ещё в эпоху расцвета исламской мысли и мусульманской культуры.

 

Если использование чёток относится к благим деяниям с намерением возвеличить зикр и восхвалять Аллаха, то нет вреда и порицания в этом, но если использовать их в плохом деле, с намерением обрести известность и приковывать к себе внимание людей, то это является харамом.

 

Интересным случаем и прекрасным примером служит рассказ имама Ас-Суюти о том, как он с группой людей был на пути в Иерусалим, и их настиг отряд арабов, которые лишили его и остальную группу всего имущества, что у них было, и когда они сняли чалму с его головы, то оттуда выпали чётки. Заметив их, арабы сказали: «Он носит с собой чётки», и всё вернули ему, и ушёл он оттуда целый и невредимый. И сказал Ас-Суюти: «Смотри, о мой брат, на обладателей этих благодатных и прекрасных чёток и на то, что содержат они в себе из благ этого мира и ахирата». («Нузхат аль-фикр фи субха аз-зикр»)

 

Из всего вышеприведённого необходимо сделать итоговый вывод: обоснование дозволенности использования чёток для счета зикра утверждено в нашей религии, изменился лишь их вид – косточки и камушки, а узелки на нитках и чтение зикра на кончиках пальцев преобразовались в бусинки, нанизанные на нитку, которые носят с собой праведники и на которых поминают Всевышнего, соблюдая с их помощью вирды (азкары, читаемые в определённое время в определённом порядке).

 

Мнений и доводов всех этих учёных достаточно для тех, кто хочет удостовериться в дозволенности чёток. Да поможет нам Всевышний.

 

Теги: Четки
Предыдущий Следующий
Сущность псевдосалафитов Ответ халифа Харуна ар-Рашида византийскому императору Никифору I

Отзывы читателей (0)

Интересные материалы

Фикх Что такое садака?
Что такое садака? Обязательно ли его давать деньгами? Кому следует давать садака? И какую пользу он несёт для тех, кто его дает?
Исламский календарь О посте в день Ашура
Примечание от редакции azan.kz: В этом году, день Ашура наступает 9-го сентября (понедельник). Это значит, что поститься желательно 8-го и 9-го сентября или 9-го и 10-го сентября. Хотя весь месяц Мухаррам является священным месяцем, однако 10-ый день данного месяца — самый священный из всех его дней...
Фикх Ерсин Амире: Совершается ли Джума намаз, если на этот день выпадает праздничная молитва (Айт Намаз)?
В этом году праздничная молитва выпадает на пятницу, и согласно одному из редких мнений, которое салафиты взяли за основу, дозволено в этот день не совершать джума намаз. Однако это мнение противоречит позиции большинства суннитских мазхабов, и определяется ими как слабое, оставленное, которому не д...
Фикх Дозволено ли поститься в День Арафат, если он выпадает на пятницу?
Поскольку в этом году день Арафата выпадает на пятницу, в нашу редакцию поступает множество вопросов о дозволенности однодневного поста в этот день, ведь однодневный пост в пятницу является нежелательным....
Фикх Высказывания имамов муджтахидов о таклиде
Утверждение о запрете имамов следовать их суждениям в случае выявления более достоверных доказательств, а также о велении отбросить их мнения, когда они противоречат какому-либо из хадисов и следовать хадису, конечно же, достоверно....
Для сестер Почему мать не может быть уали для своего ребенка?
Вопрос: В чем заключается логика того, что только отец или дедушка могут быть уали при замужестве девушки? Почему мать не может быть в этой роли, ведь она тоже является опекуном? ...
свернуть
Календарь
Хиджра
4 Раби-авваль 1442
Григорианский
21 октября 2020
Время намаза
Сейчас

Восход 07:11

Время до Зухр 05:05

В Великобритании создали "Uber для имамов"

C одной стороны испытываешь радость за британских мусульман, их авангардный настрой и бескорыстное ж

Джастин Алматинский
13 окт. 2020

В Германии разработали кроссовки для мусульман

Ва алейкум ассалям ва рахматулЛахи ва барокятуху. Сайт производителя: https://smartkhuffz.comВозмож

Администратор Azankz
23 сент. 2020

Урок 11. Глава 1: Десятый хадис

Уалейкум ассалам ва рахматуллахи ва баракатух.    Исправлено. Спасибо за подсказку!

Администратор Azankz
23 авг. 2020

Урок 10. Гнев, часть 1

Альхамдулиллах. Пусть Аллах будет доволен всеми кто работает над подобными проектами.

Сулейман Аль Кануни
4 авг. 2020
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi