Хроники "Чингиз наме": Сказание о том, как яссавийские дервиши обратили в Ислам хана Узбека
Хан Золотой Орды - Узбек хан, помимо того, что являлся величайшим политиком своего времени, достигшим высоких успехов в правлении, расширившим влияние и поднявшим могущество Золотой Орды, известен также и тем, что стал первым правителем Орды, принявшим Ислам и установившим его в качестве государственной религии.
Безусловно, это стало одним из главных достижений Узбек хана, несмотря на все его предшествующие и последующие заслуги, и ключевую роль в этом, по воле Аллаха, сыграли ученики Ходжа Ахмада Яссауи.
Не секрет, что именно суфийские тарикаты были главными распространителями Ислама на территории Центральной Азии в те времена. Благодаря их усилиям наши предки отказывались от различных лже-верований и принимали Ислам. В результате, большинство казахов, до сих пор, несмотря на десятилетия коммунистической диктатуры, по определению считают себя мусульманами, даже если имеют об Исламе весьма поверхностное представление. И это уже хорошо, поскольку первым их шагом к соблюдению религии, будет все таки шаг в мечеть, а не в буддийский храм или церковь, и уже там они узнают об Исламе больше и глубже.
Однако в наше смутное время, характерными признаками которого является увеличение грехов и уменьшение праведности, многие мусульмане забыли о том, кому они должны быть хотя бы частично благодарны за то, что когда-то пришли в мечеть, и вместо благодарности своим предкам, обвиняют их в многобожии и заблуждениях.
К сожалению, это касается не только салафитов, но и многих ханафитов, которые, формально, может быть и не отрицают суфизм, но по факту, смотрят на эту часть Ислама скептически, и попросту не понимают ее. И возможно, а Аллах знает об этом лучше, между распространившимися в наше время пороками среди мусульман и подобным отношением к тассавуфу, имеется прямая взаимосвязь. Поскольку чем больше пороков и слабее иман, тем хуже понимание религии.
В результате, мы мерим прошлое через призму своего испорченного настоящего, и потому не удивительно, что многие истории, особенно, если это касается караматов праведников, с помощью которых, по воле Аллаха, достигались многие праведные цели, воспринимаются нами почти как сказки. Из-за того, что мы сами не испытывали этих состояний и не достигли таких возможностей, мы не способны не то, чтобы понять их, но и даже представить, что они есть, или хотя бы были.
А между тем, в труде придворного шейбанидского историка Утемиш-хаджи - "Чингиз-наме", приводится интересная история о том, как хан Узбек принял Ислам. Необходимо сразу отметить, что труд этот еще подлежит исследованию, и достоверность собранных в нем повествований до конца не установлена.
Так, сам автор упоминает, что собирал рассказы со слов, и "взвесив на весах разума, приемлемое сохранял в памяти, а неприемлемое отвергал", после чего предупреждает, что в рассказах этих может содержаться ошибка, и коли найдут ее, то пусть исправят, поскольку записаны они уже по приказу, и он, подневольный, не желает, чтобы труд его был отвергнут Аллахом.
Так или иначе, но многое из описанного подтверждается другими источниками, соответствует исторической действительности и представляет большой научный интерес для исследователей. Так, достоверно известно о вкладе суфийских дервишей в дело призыва, и о том, что хан Узбек принял Ислам под влиянием потомка Арыстан-баба - Занги Аты, прямого ученика Ходжа Ахмада Яссауи, а также других суфиев.
Традиционно, труд мусульманского историка начинается со слов восхваления Аллаха Всевышнего и Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, а затем, среди всего прочего, начинается
Рассказ о причине [принятия] ислама Узбек-ханом!:
"Причиной [принятия] им ислама было следующее. На четырех святых, которые были из святых того времени, снизошло от Аллаха Всевышнего [такое] откровение: “Подите и призовите Узбека к исламу!” И по велению Аллаха Всевышнего пришли они к двери [ставки] Узбек-хана, сели за внешней чертой его куреня и стали творить молитву.
“Отведите нас к хану”. [И вот] пришли они. Остановился взгляд хана на них. [И] как только увидел он их, возникли в сердце его склонность к ним и любовь, ибо просветил уже Аллах Всевышний сердце хана светом наставления на путь истинной веры. Спросил он: “Что вы за люди, по каким делам бродите? По какому делу [сейчас] идете?” Ответили они: “Мусульмане мы. По велению Господа Всевышнего пришли мы, чтобы обратить вас в ислам”. Завопили в тот [же] миг шейхи хановы:
Подошли мы теперь к рассказу о жрецах. Жрецы приневолили одного [из их числа и] посадили в танур. Лишь спустился он, как засверкал в тот же миг всеми цветами радуги пепел его, и стало рваться пламя из устья танура. Как увидели это все люди с [Узбек-] ханом во главе, так отвернулись их сердца от веры неверной и склонились они к мусульманству. А из танура все доносился непрерывно глас бабы, поминавшего [Аллаха]. Лишь поспела туша баранья, так и открыли устье танура. Утер баба пот с благословенного своего лица и вышел из танура, вопрошая: “Что заторопились?! Завершилось бы дело мое [поминания Аллаха], обожди вы немного”. Увидели [все], что как пламенеющий уголь накалилась кольчуга докрасна, но могуществу Господа Всевышнего благодаря ни один волосок не сгорел [на теле] бабы и вышел [он невредим]. Как увидели это все люди с ханом во главе, так вцепились тут же в подолы шейхов и стали [все] мусульманами. Хвала Аллаху за веру ислама!
Говорят, [что] двацать лет правил Узбек-хан. [Но] кое-кто говорит, [что] правил он восемнадцать лет. Затем соединился он с милостью Господа. Поистине, принадлежим мы Аллаху и к Нему мы возвратимся!".