Из огня да в полымя
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Зухр 11:55
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
03:44 05:05 11:55 16:40 18:39 20:01
свернуть
Календарь
Хиджра
7 Шавваль 1445
Григорианский
16 апреля 2024

Статьи

Из огня да в полымя

| A | +
Данный материал представляет собой наши наблюдения и мысли вслух, о некоторых крайностях, которых следует избегать.

Вообще, избегать следует любых крайностей, в Исламе они не приветствуются. Другое дело, что не все то, что кажется крайностью светскому человеку, является таковой для религиозного. К примеру, для многих светских людей, отказ присутствовать там, где пьют спиртное, является крайностью. «Ну ты же сам не пьешь» - говорят они в качестве аргумента, и заключают: «Это уже крайности, не надо быть фанатиком».

Однако мы хотим обратить внимание на те крайности, которые стали для нас, в процессе нашей работы и опыта, очевидными и актуальными. Мы наблюдаем их достаточно часто среди мусульман, периодически обсуждаем, но при этом они мало освещены.
 
Одна из крайностей – это всепоглощающая любовь к ученому, проповеднику, устазу, и т.п., которая приводит к такому же по масштабу разочарованию, когда выясняется, что он не безгрешен, допускает ошибки, и в каких-то вопросах придерживается редких мнений. И это не совсем правильно, поскольку безгрешными были только Пророки, мир им всем, а ошибки были присуще даже им. Что касается обособленных мнений, то они были присущи многим великим ученым нашей уммы, которая брала и продолжает брать пользу от их трудов.

Для того, чтобы не стать жертвой вселенского разочарования, лучше с самого начала смотреть на человека в меру трезво, даже если хочется большего, оставляя за ним не только право на ошибку, но и право ее исправить, поскольку ошибаются все, а лучшие из ошибающихся – кающиеся. У нас же зачастую происходит так: стоит обнаружить, как тот или иной ученый/проповедник совершает действие, которые мы считаем неправильным, или выражает мнение, которое противоречит нашему мнению или мнению большинства, мы ставим на нем почти христианский крест, и перечеркиваем все то хорошее, полезное и правильное, которое у него было и продолжает быть.

И вот уже того, кто ошибся, называют «заблудшим», «мерзким типом» и считают едва ли не врагом Ислама, несмотря на то, что он придерживается мазхабов Ахлю Сунна и вся его жизнь посвящена исламскому призыву. Важно еще понимать, что не всегда то, что кажется нам ошибкой, является таковой. Наша позиция тоже может быть ошибочной, а многие «бесспорные» вопросы, могут оказаться весьма спорными. 
 
Еще одна крайность – полное, почти абсолютное следование за полюбившимися толибами. Эта крайность схожа с предыдущей, и все же она немного другая. Дело в том, что большинство из нас не являются студентами шариатского знания, и, тем более, учеными. Поэтому для нас сами студенты – уже как ученые. Фактически, они являются посредниками между нами и алимами.

Альхамдулиллях, многие толибуль-ильм активно распространяют полученные знания. Порой, как горячие пирожки – только получили и сразу в массы. Поэтому мы видим их чаще, слушаем больше, и даже любим сильнее, чем тех ученых, книги которых они нам разъясняют. В результате, мы начинаем воспринимать их взгляды, как единственно правильные, их понимание, как единственно верное, и если они склоняются к какому-то мнению, то и мы склоняемся, а если отвергают, то и мы отвергаем. 

Проблема же заключается в том, что в определенный момент, толибы, которые на протяжении многих лет и уроков убеждали нас в правильности одного мнения, оставляют его и принимают другое, вплоть до противоположного. И это нормально. Ищущий знания должен быть честным перед Аллахом, перед самим собой и перед теми, кто его слушает. Если он находит для себя более сильную позицию, он должен принять ее, даже если ранее придерживался иной. В противном случае, он будет заложником своих прежних взглядов и последователей, которых побоится разочаровать. Это будет отказом от истины, и, как минимум, приведет к лицемерию. 

Поэтому для толиба – это закономерное развитие его знаний, тогда как для их верных последователей, в лучше случае – замешательство, в худшем – разочарование. Причем разочарование не в самом толибе, и даже не во взглядах, которые теперь как-то независимо от них вдруг стали ошибочными, а в самом следовании за кем-либо. Человек начинает ощущать слабость и уязвимость того, во что он верит и за чем следует. Чтобы этого не происходило, важно с самого начала понимать, что толиб – это еще не ученый, а порой и далеко не ученый, и вполне возможно, что никогда им не станет.

И если ученый, встречаясь с новыми доказательствами, меняет свое мнение, то у толиба таких встреч будет гораздо больше. Потому что ученый, прежде чем им стать, уже изучил множество трудов, закрепил свои знания на практике, и на основании этого сформировал свои взгляды по многим вопросам. Книг, которых он не прочитал, и доказательств, которых он не изучил, будет гораздо меньше, чем у того, кто в начале пути.

Толиба же впереди ждет много новых открытий, и он будет переходить от одного мнения к другому, затем к следующему, затем возвращаться в исходное положение и так далее, до тех пор, пока не сформируется должным образом, как состоявшийся алим. 
 
К примеру, Устаз Ерсин Амире Абу Юсуф, хафизахуЛлах, ранее придерживался мнения, что та`виз (тумар, амулет) с аятами Корана дозволен только для маленьких детей. Это мнение он озвучивал на своих уроках, однако позже, изучив мнение тех, кто считает, что дозволенность не ограничивается возрастом, стал придерживаться уже этой позиции.
 
 
Еще одна крайность, уже более известная –  это завышенный интерес к караматам праведников и различного рода чудесам. Так, часть мусульман, особенно это касается некоторых суфиев, крайне сосредоточена на этой теме. Большинство разговоров с такими людьми либо начинаются с рассказов о караматах аулия, либо сводятся к ним.

Если это представители разных тарикатов, то одни рассказывают про караматы своего шейха, затем интересуются караматами шейха своих собеседников, а те, в свою очередь, стараются не подвести устаза, который, возможно, их об этом никогда не просил, и начинают рассказывать о его необычных способностях, зачастую преувеличивая их от переизбытка чувств. 

В результате, многие истории обрастают несуществующими подробностями, а чудеса обнаруживаются даже там, где их не было. Разумеется, есть много адекватных людей, которые не только понимают истинные цели тасаввуфа, но и практикуют их. Просто именно среди суфиев эта тема особенно распространена. Другим джамаатом, где необычным явлениям придается повышенное значение, является джамаат призыва. Чудесные ситуации и разговоры о них чрезвычайно популярны и в этой среде. 

Кроме суфиев и тех, кто выходит на да`ват, это может быть присуще и тем, кто не принадлежит ни к каким джамаатам, а просто любит, и самое главное, ищет во всем что-то необычное. В этом случае, вполне уместно библейское «род лукавый и прелюбодейный чудес ищет». При этом, в самих чудесах проблем нет, они могут быть вполне реальны. Проблема заключается в зациклинности на них до такой степени, словно они являются главным показателем истинности, праведности, а порой - и конечной целью Ислама и мусульман.

По этому поводу вспоминается такая история:
 
К шейху Накшбандийского тариката из Ташкента – Кори Абдуллаху, рахимахуЛлах, пришел один из его мюридов и посетовал на то, что уже много лет он неукоснительно выполняет все практики тариката, но до сих пор так и не заметил ничего сверхъестественного. Шейх спросил его: там, где он живет, люди тоже совершают каждую ночь тахаджуд, многократно произносят зикр, ежедневно читают Коран, стараются всегда быть в омовении, выполняют дополнительные намазы духа, дарет шукур, аввабин и т.д.? Мюрид ответил, что никто из них не утруждает себя этим. Тогда шейх сказал: «Это лучше, чем тысячи караматов». Истикамат – следование прямому пути – лучше, чем все караматы. 

Чем искать чудеса и необычные явления, лучше сосредоточиться на собственных обязательных, желательных и дополнительных поклонениях, не ожидая от них ничего, кроме довольства Аллаха. Чудесные явления нужно воспринимать не более, как бонус для слабых, или побочные явления для сильных. Однако все это уже обсуждалось и осуждалось неоднократно. Мы же упомянули об этом, чтобы сказать о совершенно противоположном…
 
Итак, четвертая крайность - тотальный скепсис в отношении необычных явлений, которые происходят с суфиями, да`ватчиками, и другими мусульманами, словно все это было возможно лишь когда-то давно, а теперь имеет место быть только в книгах про сахабов и аулия, да и то, последние часто ставятся под сомнение.

Подобный скепсис часто наблюдается за некоторыми имамами, которые ограничились выступлениями перед джамаатом, а также за теми, кто любит теорию больше, чем практику. Многие из них не жертвуют своим временем, имуществом и здоровьем на пути Аллаха, не сидят по несколько часов в зикре, не совершают дополнительных поклонений – неудивительно, что им неведомы те состояния, которые испытывают люди амалов, не имеющие больших знаний, но искренне стремящиеся к довольству Аллаха. Поэтому и рассказы о необычных явлениях в жизни простых мусульман, вызывают у них либо саркастическую ухмылку, либо ядовитую иронию. 

«Ну что за чудеса да сказки» - как бы вопрошают они, не представляя себе возможным то, что выходит за рамки их привычной жизни. Однако, как показывает наш опыт общения с разными людьми, многие простые мусульмане могут быть гораздо более искренними в религии, чем те, кто знают, но почему-то не делают. 
 
В результате, невежественные, но искренние, плачут, когда слышат придуманную историю или ложный хадис, а образованные смеются над ними, но при этом их сердца как броня, которую не пробивают даже аяты Корана. Печальнее всего наблюдать, когда две эти крайности встречаются вместе: один с упоением рассказывает то, что для второго является небылицей, второй из вежливости молчит, но все же кривит рот и едва сдерживает сарказм. 

Кто-то может сказать, что обладатели знаний не нуждаются в чудесах по причине их знаний и сильного имана, но тогда не нужно отказывать в этом другим – менее знающим и более слабым. Есть братья, которые относятся к религии настолько трепетно, что в отношении них легче представить самое невероятное, чем то, что они будут обманывать и сочинять небылицы. 

Похожие аналогии можно привести в отношении джиннов: часть мусульман, назовем ее условно более невежественной, видит во всем их след, а часть, считающая себя более образованной, фактически сводит на нет их влияние. В результате, одни выдают любые проблемы психологического, физического или умственного характера за козни паралельных миров, а вторые наоборот, изначально не хотят принимать их в расчет, и надо еще очень постараться, чтобы убедить их хотя бы в вероятности оного.
 
Однако не стоит быть столь беспечным. Как показывает наш опыт, весь этот пафос быстро исчезает после того, как человек соприкоснется с этим лично: не важно, поразит ли эта напасть его самого, или коснется его родных и близких. И вот он уже ищет тех, кто читает рукъя, пьет ложками кыст аль-хынди, и даже жгет презираемый ранее адраспан. 

Испытав это все на себе и пообщавшись с теми, кто занимается этим много лет, человек вдруг начинает понимать, как он уязвим, особенно в наше время, когда харам распространен повсеместно и обезопасить себя от него  практически невозможно. А это значит, что его защитные функции крайне слабы, и стать жертвой джинна гораздо проще, чем казалось ему когда-то. 

Достаточно включить телевизор и обнаружить едва ли не на каждом канале экстрасенсов, гадалок, колдунов и прочей нечисти, чтобы понять, насколько это вошло в жизнь людей и сколько из них могут быть этому подвержено. Недооценивать это явление гораздо опаснее, чем переоценивать. Поскольку в первом случае, человек может очень долго жить с этой проблемой внутри и не знать ее истоки, характер и методы лечения, тогда как во втором случае он ничего не теряет.

Так или иначе, каждый человек, в силу своего характера, возраста, менталитета, образования и воспитания, может тяготеть к разным крайностям на определенном этапе, и, пожалуй, самым щадящим лекарством от любых перегибов, является время, которое включает в себя зрелость, опыт и знания. А худшим и более жестким – бремя собственных ошибок, которые невозможно исправить. 

И лишь от Аллаха тауфик.
Автор Azan.kz

Исламский информационно-образовательный портал

ИСТОЧНИК Azan.kz

Исламский информационно-образовательный портал

Предыдущий Следующий
Умеренный радикализм Советы от бывшего священника, который принял Ислам

Статьи по теме

Общество Эксперт: Необходимо снять запрет на совершение молитв в ВУЗах
Известно, что мусульманам нельзя пропускать ни одну из пяти обязательных молитв. Из-за страха быть оштрафованными и из-за отсутствия необходимых условий молодые люди вынуждены совершать намаз скрытно в подсобных помещениях. Это приводит к созданию атмосферы замкнутости, подозрительности, провоцирует...
Исламский календарь За шаг до Рамадана
Один наш знакомый, некогда прожигатель жизни, балагур и кутила, рассказывал, что готовясь к Рамадану впервые, не мог представить себе, как можно с нетерпением ждать этот месяц – месяц жажды и голода, лишения и тягот. Таким было его отношение к Рамадану прежде, чем он решился на этот шаг......
Течения и секты Мнение психолога: Почему люди попадают в деструктивные религиозные течения?
Главной целью вербовщика является отделить человека от его привычных мировоззрений и заставить поверить его в то, что все чем он жил не правильно и лишь они - та группа людей, которая является истинно избранной....
Хадж 10 советов тем, кто планирует совершение Умры
Возможно, вы планируете совершить малое паломничество в ближайшее время. По этой причине я счел полезным уделить время для того, чтобы написать несколько советов тем, кто в ближайшее время намеревается сделать прекрасное путешествие в Умру....
Исламский календарь Таблица: 30 важных дел в Рамадан
Рамадан – месяц воздержания, усиленного поклонения, строгой дисциплины и исправления своих недостатков. Иными словами, это месяц повышенной работы над собой. А если для кого-то это не так, то высока вероятность, что Рамадан пройдет для него впустую, и не принесет никакой духовной пользы....

Отзывы читателей (0)

Интересные материалы

Новообращенные мусульмане Юсуф Дербишир: «Я принял Ислам, прочитав биографию Пророка (мир ему и благословение)»
До того, как я принял Ислам, меня можно было назвать «типичным британским парнем». Я любил выпить в субботний вечер и тому подобные развлечения. Это случилось около пяти лет назад, когда я собрался в отпуск в Грецию....
Общество Пропагандирует ли Арман Куанышбаев салафизм и арабские ценности?
Арман Куанышбаев является приверженцем Ахлю Сунна уаль Джамаа и следует ханафитскому мазхабу. Нигде в его лекциях мы не слышали, чтобы он проповедовал салафизм.
Новообращенные мусульмане Демьена Пирсон: Признание бывшего исламофоба
Я была, наверное, одним из самых больших исламофобов на планете. Почему? Ведь я родилась и выросла в Америке. Когда произошли события 11 сентября 2001 года, мне было 23 года, и до этого я никогда не слышала об Исламе, ни даже самого слова «мусульманин»....
Новообращенные мусульмане Даниэль Лодьюка: Я была вынуждена принять Ислам
Я никогда не стремилась стать мусульманкой. Я не хотела даже принадлежать к христианской церкви. В целом, мне было неприятно само понятие какой-то организованной религии. Я всегда стремилась использовать мой разум, а не прибегать к какой-то древней книге за помощью в своей жизни....
Новообращенные мусульмане Бывший индуист, а теперь гость Аллаха: «Не говорите, что вы мусульмане, а ведите себя как мусульмане»
Путь к Исламу бывшего индуиста Хамзы Чинзани начался около 20 лет назад, после окончания средней школы. Теперь, спустя восемь лет после принятия Ислама, он на пороге того, что многие называют «самым главным путешествием в жизни» - поездкой в хадж. ...
Общество Шаг в пустоту
Последние несколько дней мы наблюдаем, как наше общество обеспокоено падением курса тенге, повышением цен на продукты, подорожанием бензина, и прочими экономическими неприятностями. Даже не то, что бы наблюдаем со стороны – мы участвуем в этом непосредств...
свернуть
Календарь
Хиджра
7 Шавваль 1445
Григорианский
16 апреля 2024
Время намаза
Сейчас

Зухр 11:55

Время до Аср 01:07
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi