Дети ругаются матом. Что делать?
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Форт-Шевченко Фёдоровский район Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына село Атасу село Теренозек село Шамалган
Иша 18:42
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев село Атасу село Теренозек село Шамалган Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Форт-Шевченко Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
06:42 08:02 12:47 15:40 17:22 18:42
свернуть
Календарь
Хиджра
29 Раби-сани 1443
Григорианский
04 декабря 2021

Статьи

Дети ругаются матом. Что делать?

| A | +

Одна моя знакомая мусульманка рассказывала, что, обучаясь на первом курсе университета, она так часто слышала произносимые сокурсниками бранные слова, что невольно начинала повторять их сама.

 

Однажды это заметил её отец и твёрдо потребовал, чтобы она перестала их употреблять. Тогда она дала отцу обещание и, хвала Аллаху, выполняет его до сих пор.

 

Теперь, воспитывая своих детей, моя знакомая наложила абсолютное табу на использование непристойной лексики, даже на «пограничные» слова и выражения, употребляя которые она рискует показаться невежливой (например, «тупица», «пофиг», «блин» и т. д.). И приучает детей к тому же. Долгое время её дети даже не знали значения этих слов, но ситуация изменилась, когда дети стали ходить в школу.

 

Когда она сама занималась их воспитанием дома, то было значительно проще контролировать речь детей. Но как только они поступили в школу, круг их знакомых значительно расширился, и они узнали много нового – как нужного, так и ненужного. Хорошо известно, что в кругу многих подростков употребление крепких выражений сейчас считается «модным», а слова, перечисленные выше, и вовсе воспринимаются как норма молодёжного сленга.

 

Немного этимологии

 

Слово «мат» применяется как сокращённое от «матерщина». В словарях до первой половины XX века указано слово «матерщина», но нет слова «мат» в аналогичном значении.

 

Слово «матерщина» произошло от слова «мать». Так, к слову «мать (мама)» в Толковом словаре В.И. Даля указаны производные слова и выражения: «Матерный – похабный, непристойно мерзкий, о брани», «Матерность, матерщина – похабство, мерзкая брань», «Матюг(к)ать – сквернословить, ругаться», «Загинать матюки».

 

Как получилось, что такое прекрасное слово «мама» дало обозначение сквернословию?

 

Источники средних веков содержат выражение «лают отцем или матери», со значением – ругать кого-либо с желанием оскорбить, упоминая при этом отца и мать того, к кому обращаются, для усиления оскорбления. Как известно, в средние века традиции семьи были сильны, и не было ничего более оскорбительного, чем нанесение оскорбления родителям.

 

Из истории болезни

 

Мысленно возвращаясь к студенческим временам, я вспомнила спор двух моих однокурсников. Один из них утверждал, что «крепкие» словечки помогают ему отстоять свою точку зрения в разговоре. А моя однокурсница спросила его: как бы он описал очень красивую девушку, не используя некрасивого слова? Он долго пытался что-то ответить, но у него ничего не получилось.

 

После этого мы с однокурсницей ещё больше укрепились в мысли об отсутствии необходимости использования скверных слов. Собеседник же, напротив, считал, что таким образом он очень ярко выражает свои эмоции. Мне, конечно же, хотелось бы думать, что подобное отношение свойственно лишь тем, кто не знает о важности и нужности благих слов. Однако я всё чаще замечаю в речи окружающих меня мусульман «словесный мусор».

 

И здесь можно поставить диагноз современному «мусорному» языку – алекситимия. «Алекситимия – неспособность пациента называть эмоции, переживаемые им самим или другими людьми, т. е. переводить их в вербальный план».

 

Как известно, брань может быть аффективная (когда наступаешь на кошку) и паразитическая (для связки слов). Паразитическая брань, равно как и другие слова-паразиты («короче», «ну», «в общем» и т. д.), – это попытка восполнить бедность словарного запаса. Люди так привыкают к словам-паразитам, что избавиться от них весьма сложно. К тому же, если убрать из употребления матерные слова, сразу явственно проступает лексическая и культурная обеднённость речи.

 

Заметки мамы с детской площадки

 

Как и многое другое в нашей жизни, язык постепенно деградирует. Сквернословие становится нормой, общеупотребимыми теперь являются даже те слова, что раньше считались непристойными. Хвала Аллаху, мои дети пока не используют бранных слов, но кто знает, сколько ещё они смогут оставаться в рамках этикета, не зная всех этих выражений? Многим школьникам уже сейчас сложно находить друзей, которые не чертыхаются на каждом шагу, не говоря уже об использовании жаргона. Многие дети позволяют себе нелицеприятно высказываться даже в сторону собственных родителей и в присутствии взрослых! Всё это легко можно наблюдать, элементарно гуляя на детской площадке, где наряду с дошколятами гуляют дети более старшего возраста. Тех, кто не ругается, в такой компании называют «слабаком» и «тряпкой»… В такой ситуации мои представления о чистоте языка начинают казаться утопичными!

 

Откуда ноги растут?

 

Если дома ругаются матом, то и дети начинают ругаться раньше. Если в семье царят мир, любовь и взаимопонимание, то и ребёнку незачем привлекать к себе родительское скудное внимание посредством матерных словечек.

 

Среда, в которой находится ребёнок, – это тоже весьма важный фактор возможности возникновения нецензурных слов в речи ребёнка. Родители обязаны знать, с кем общается их ребёнок, и в случае чего адекватно реагировать на происходящее.

 

Дети, используя мат, обходятся десятком слов, употребляя их в анекдотах, в настенной письменности, в игре. При этом каждый возраст имеет свои причины и мотивацию для употребления эти выражений.

 

Так, дети двух-пяти лет используют жаргон неосознанно, поскольку речевое подражание свойственно младшему возрасту наравне с другими видами деятельности.

 

В возрасте пяти-семи лет матерные слова дети употребляют осознанно, прекрасно зная и понимая, что этого делать нельзя.

 

В период с восьми до двенадцати лет дети понимают, где можно, а где нельзя ругаться. Жаргон используется среди ровесников для самоутверждения, из желания влиться в коллектив и стремления казаться взрослее. Школьники, матерясь, копируют манеру поведения старшеклассников, таким образом приобщаясь к миру взрослых. Так они чувствуют себя увереннее. Некоторый взрослые сторонятся матершинников, и дети, замечая это, думают, что так можно заставить себя уважать и бояться.

 

К двенадцати-четырнадцати годам подростки, как правило, употребляют жаргон в основном для выхода эмоций или в анекдотах. Мат исчерпывает себя, так как перестаёт удовлетворять культурные потребности ребёнка.

 

Что делать?

 

1. Постарайтесь, чтобы матерные слова и жаргонизмы вообще не звучали в присутствии и ближайшем окружении ребёнка с самого его рождения.

 

2. Если бранное слово всё-таки слетело с уст малыша, то в первый раз постарайтесь сделать вид, что вы ничего не слышали, и понаблюдайте, как будет реагировать ребёнок. Если ребёнок уже понимает смысл сказанного слова, то он будет ждать от вас какой-то реакции, и, не дождавшись, повторит провокацию или решит, что слово обычное и в нём нет ничего такого, после чего потеряет интерес и забудет о нём. Если же ребёнок не ожидает от вас никакой реакции, то, видимо, слово это он просто где-то «подцепил», и если не акцентировать на нём внимание, то словечко так же и отцепится.

 

3. Если ребёнок сказал нецензурное слово при посторонних, самое главное – сохранить спокойствие. Конечно, трудно сдержаться, не отреагировать и не наказать ребёнка, ведь вам и стыдно, и обидно, и хочется оправдаться. Сделайте вид, что ничего страшного не произошло, это лишь досадная случайность, скажите что-нибудь вроде «ну да, бывает», улыбнитесь и смените тему разговора. А уже потом, когда остынете, поговорите с ребёнком.

 

4. Если ребёнок сам попросил вас объяснить значение слова, постарайтесь спокойно и доступно рассказать ему, что это слово ругательное, значит то-то, и говорят его, когда хотят кого-то обидеть, поэтому говорить его нельзя.

 

5. Если мат всё-таки появился в детской речи, поговорите с ребёнком, спросите его, что значат эти слова, пусть расскажет вам или нарисует, объяснит значение. Возможно, ребёнок и сам не знает, что говорит. Здесь можно пойти на хитрость и попытаться преобразовать нецензурное слово до близкого по звучанию и значению обычного слова, как бы поправляя ребёнка. Если такой возможности нет, то объясните ребёнку, что они значат, и скажите, что слова эти очень обидные и говорить их нельзя.

 

6. Если ребёнок кричит, злится и проявляет агрессию, родители должны показать ребёнку, что они понимают и принимают его чувства, как бы говоря: «Я знаю, сейчас тебя что-то рассердило, и тебе это неприятно и хочется ругать». Нельзя просто запретить выражать свой гнев. Необходимо научить ребёнка, как реагировать на раздражители, как проявлять негативные эмоции без мата и грубых слов.

 

7. Если ребёнка приобщили к мату более просвещённые в этой области сверстники, воздержитесь от брани и оскорблений в адрес и ребёнка, и его друзей. Это только усугубит противостояние. Лучше тактично и убедительно объяснить ребёнку, что мат – это не только неприлично, но и некрасиво и по-детски, и как показатель его развития недостойно его как человека.

 

8. Если ребёнок мотивирует свою брань тем, что «все остальные тоже ругаются», попробуйте объяснить ребёнку, что нецензурная лексика – это такая же зависимость, как курение и алкоголь, и как никотин разрушает лёгкие, так и мат обедняет словарный запас, и восстановление будет сложным и мучительным. Объясните, что мат – вовсе не показатель взрослости, а обычная пагубная привычка. Сложнее, если ребёнок равняется на лидера компании.

 

Желание материться пропадает само, когда ребёнку встречается более культурный и не менее авторитетный образец для подражания.

 

Чего делать нельзя

 

1. Ни в коем случает нельзя стыдить ребёнка, тем более на людях.

 

2. Не надо обобщать. Если уж вы так хотите отчитать ребёнка, то отчитывайте за что-то конкретное, не делая из мухи слона.

 

3. Нельзя просто запретить ругаться матом, ничего не объясняя. Запрет только порождает ответную реакцию и не приводит к положительному результату.

 

Мотиваторы номер один!

 

Ислам предписывает нам не произносить скверных речей и употреблять только достойные слова.

 

«Говорите людям хорошее…» (сура «Аль-Бакара», аят 83);

 

«…и говорите с ними хорошими, добрыми словами…» (сура «Ан-Ниса», аят 5).

 

То, как мы говорим, во многом определяет, попадём ли мы в Рай или в Ад. Об этом прямо упоминается в многочисленных хадисах.

 

Благочестивые люди ценят чистоту речи и пристойные слова, в то время как некоторые молодые люди поддаются искушениям и используют нецензурные выражения. Моё сердце разрывается на части, когда я слышу, как дети вульгарно шутят, ругаются между собой или оскорбляют друг друга.

 

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово» (сура «Аль-Ахзаб», аят 70).

 

В заключение хотелось бы ещё раз напомнить вот о чём. Если мы будем произносить только праведные слова, то сможем получить прощение Аллаха. Это ли не великая награда для тех, кто тщательно следит, чтобы ни одно бранное слово не проникло в его речь?

 

Истинно верующим в Аллаха следует стремиться к чистоте языка. Мы должны испытывать внутреннюю потребность искоренить все те нецензурные слова, что стали частью повседневной жизни. Я призываю всех родителей тщательно следить за лексиконом детей, обучая их на своём собственном примере и отслеживая их круг общения.

 

 

Автор Юлия Замалетдинова

Детский психолог, кандидат наук

ИСТОЧНИК Azan.kz

Исламский информационно-образовательный портал

Предыдущий Следующий
Возможна ли реабилитация раскаившихся экстремистов и их семей в Казахстане? Кораниты: секта или иностранные агенты?

Статьи по теме

Течения и секты Духовный голод
Часто в своей практике психологи сталкиваются с тем, что многие люди испытывают потребность в духовной подпитке. Наверное, наша современная жизнь, со всеми ее вытекающими, стала причиной тому, что мы кипим и варимся в «соку», озабоченные лишь удовлетворению своих материальных потребностей. Построить...
Психология Ислам и психология
Исламская Психология — это не новое направление, это наше возвращение к первоисточникам. Ещё в средние века такие мусульманские ученые как аль-Кинди, ар-Рази, аль-Балхи, аль-Газали описывали состояния души, психики человека…...
Психология Скрытые выгоды
В психологии есть такое понятие как вторичные выгоды или скрытые выгоды. Вы когда-нибудь задумывались, почему принимая какое-либо решение, оно часто не выполняется и все остаётся так, как было? Казалось бы, человек очень чего-то хочет, постоянно говорит об этом, жалуется, но по сути ничего не делает...
Течения и секты Мнение психолога: Почему люди попадают в деструктивные религиозные течения?
Главной целью вербовщика является отделить человека от его привычных мировоззрений и заставить поверить его в то, что все чем он жил не правильно и лишь они - та группа людей, которая является истинно избранной....
Общество Чужая война: как избавиться от привычки судить других?
Дело было на одном тренинге. Там было единственное правило: запрещено выходить из зала, кроме как во время официальных перерывов. И был там один участник — назовем его Айваз, — который сразу всех настроил против себя. Как только тренер спросил: «Все ли согласны с правилами?» — Айваз вскочил и сказал...

Отзывы читателей (0)

Интересные материалы

Адаб (этика) и суфизм Жив ли Хидр (мир ему) и где он находится?
Причина именования этой великой личности Хидром ("Зеленый") объясняется в предании, приведенном от Абу Хурайры (р.а.) в котором говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:"Когда Хидр садился на какое-либо место, где не росла трава, внезапно это место покрывалось зеленью з...
Адаб (этика) и суфизм Глубинная сторона жизни
Невежество можно определить, как страх, как сомнение. Все это происходит от незнания одной из сторон жизни – её глубинной стороны. Мы можем быть умны и получать все самое лучшее в том, что мы называем внешней стороной жизни, в профессиональной деятельности, искусстве, промышленности, бизнесе, но это...
Адаб (этика) и суфизм О самообладании
Если мы способны проследить в себе божественное наследие, наследие, которое называется мастерством, то оно заключается в нахождении контроля над своей реакцией. В теории это легко и просто, а вот на практике это самая трудная вещь на свете: овладеть собой. И если мы задумаемся о пользе такого развит...
Адаб (этика) и суфизм Верующий - не значит святой
Иногда в погоне за совершенством в поклонении, следовании заветам Всевышнего мы становимся менее терпимыми и миролюбивыми в отношении к окружающим. Развивая одну часть своего сердца, люди зачем-то начинают отрицать его противоположную. А отрицая что-то в себе, хочется подавить это и в других. Так за...
Адаб (этика) и суфизм Духовное постижение и непрерывная борьба жизни
Мирская борьба – это внешняя борьба, борьба на духовном пути – борьба внутренняя. Человек вступает на духовный путь не раньше, чем встретится с первым врагом – собственным нафсом (эго). Что делает нафс? Он очень хитрый. Когда вы говорите: “Я хочу бороться с тобой”, он говорит: “Ведь я – это ты сам. ...
Адаб (этика) и суфизм Ислам и отношения с соседями
Сегодня у нас тема – соседи. Я, например, вырос в ауле, и я чувствую разницу, которая есть в отношении к соседям в городе. У нас в ауле как было, например, если той или садаку надо, то соседи все собираются, помогают, все знают друг о друге… возможно это в чем-то минус через чур начинаем лезть друг ...
свернуть
Календарь
Хиджра
29 Раби-сани 1443
Григорианский
04 декабря 2021
Время намаза
Сейчас

Иша 18:42

Время до Фаджр 02:12

О терпении

like

Ислам Косумов
26 нояб. 2021

02. Сура "Фуркан": 27-29 аят. Кто твой друг?

Ассаляму алейкум! Не претендую на истину в последней инстанции, но дополнил бы след. мнением:1) Двое

X
24 нояб. 2021

Воспитание детей в Исламе

очень полезная статья, джазакаллаху хайран

Нурсултан
21 нояб. 2021

Молитва тахаджуд по мазхабу имама Абу-Ханифы

Уалейкум ассаламВ данном случае могут быть разные интерпритации. По воле Аллаха, лик человека может

Администратор Azankz
18 нояб. 2021

14 урок: О положении рук в намазе

Таке, АлЛаh Тағала разы болсын! Білімінізге білім қосып тақуалығыңызды арттырсын! Тура жолынан адаст

dauletali
5 нояб. 2021
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi