Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Иша 19:19
Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:54 07:09 12:40 16:20 18:04 19:19
свернуть
Календарь
Хиджра
22 Сафар 1441
Григорианский
21 октября 2019

Статьи

День сегодняшний и завтрашний исламского образования

| A | +

Интервью с устазом Азаматом Абу Баязидом. Азамат-устаз получил педагогическое образование. Позднее он изучал арабский язык, исламские науки в Сирии и Ливане (г. Триполи) на факультете филологии и общественных наук, отделение «Исламские науки». Далее там же поступил на магистерскую программу по направлению «Исламская экономика». На втором курсе перевелся в г. Алматы в Египетский исламский университет Нур-Мубарак, где сейчас и продолжает обучение, являясь одновременно штатным преподавателем в центральной мечети г.Алматы

 

- Каким вы видите будущее исламского образования в Казахстане?

 

- Определенные контуры исламского образования уже выстроены: есть детские сады, школы, колледжи и уникальный в своем роде университет. Это способствует подготовке местных кадров, которым не нужно теперь выезжать куда-то для получения образования.

 

Поэтому можно говорить о двух направлениях развития исламского образования в будущем: количественном и качественном. Последнее – подготовка квалифицированных кадров - является предпочтительным, поскольку количественные показатели пока достаточны. Однако необходимо отметить, что в процессе самого развития ислама в Казахстане происходит столкновение двух школ: старой «советской» и новой «молодой» (это направление можно определить как «новая волна» - прим. Е.М.)

 

«Старая школа» представлена имамами, воспитанными в советский период. В то время «имам» - это была должность, работа. Они пришли на смену муллам, у которых слово и дело находились в согласии, их считали «святыми»; они были и учителями, и наставниками. Но они были почти все репрессированы. Те, кто пришел им на смену, находились под сильным влиянием советской атеистической идеологии, не дававшей исламу в Казахстане развиваться, что привело к его стагнации. А возникшие проблемы с радикальными идеологиями, в частности с ваххабизмом, были привнесены в первую очередь из России. Эта идеология распространилась среди русскоязычной общины мусульман Казахстана из-за недостатка знания и наставников.

 

«Молодая школа» - молодые имамы, для которых это уже становится в ряде случаев не работой, но призванием, духовной потребностью. В большинстве своем они получили образование за границей. Эта группа проходит через тернистый путь и трудности по разным причинам, испытывая серьёзные тяготы.

 

При этом нужно понимать, что имам остается должностью в структуре ДУМ Казахстана. На сегодняшний день в казахстанском исламе развивается процесс выстраивания вертикали институционализированной власти, которая призвана унифицировать догматику региона, исключив отклонения на местах. При приеме имама на работу в ДУМК, кандидаты проходят собеседование, проверку документов и взглядов, чтобы исключить отклонения.

 

Если говорить об исламском образовании через 5-10 лет, то оно должно стать инструментом воспитания всесторонней личности и служить повышению уровня знаний самого имама и их студентов, при сохранении активной гражданской позиции.


Развитие ислама может происходить только в мирных условиях, при подчинении властям и поддержке государственного строя. Исламское образование должно привести к возрождению почтения к религии, чтобы люди могли точно знать, что они должны обращаться с вопросами к своему имаму. Для этого он должен стать авторитетом, не только тем, кому передает знания, но наставником, развивающим скрытые положительные качества и дающим воспитание, передающим баракат.  В старые времена можно было проследить цепочку передачи знаний у имамов, кто был у кого учеником. Восстановление этой традиции является важным для казахстанского исламского образования.

 

- Кто такой мусульманин в Вашем представлении?

 

Единого представления в исламе по данному вопросу не существует. Я придерживаюсь точки зрения, которую могу назвать «правильной» или «истинной». Она отличается от так называемой «ваххабитской», согласно которой, если ты не читаешь намаз – ты не мусульманин.

 

По мнению большинства исламских богословов и Великого имама Абу Ханифы, да помилует его Аллах, человека который верит в Аллаха и не соблюдает предписания религии, можно считать мусульманином, если он не отрицает необходимость совершения данных предписаний, но не выполняет их по причине незнания, что и произошло с мусульманами постсоветского пространства, и лени. По этим причинам в старые времена даже могли посадить за это в тюрьму и затем подобного мусульманина начинали навещать улемы и вести с ним беседы, убеждать в необходимости следовать предписаниям Всевышнего. Поэтому в моем представлении мусульманин это тот, кто:

           

1) имеет веру в Аллаха

2) считает себя мусульманином.


Подтверждением данной позиции служит хадис Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, где сказано:
 

«Создатель введет людей Сада в Сад, введет кого желает по Его милости, и введет в Огонь людей Огня, а после скажет: «Посмотрите, у кого в сердце найдете веры на вес горчичного семени, того выводите!» И они выйдут оттуда раскаленными, обугленными и будут брошены в Реку Жизни, – или реку Хаййа, – и прорастут, как прорастает семя по берегу селя. Вы же видели, каким оно вырастает – желтым, завивающимся». Хадис приходит в сборнике имама Муслима.


Исходя из этого следует: любой человек, в сердце которого сохранялась пусть незначительная вера, рано или поздно окажется среди обитателей Рая. Отсюда можно сделать вывод, что если человек верит в Аллаха, то этого достаточно для того, чтобы он мог считаться мусульманином.

Конечно, было бы хорошо, если бы соблюдались столпы ислама. Однако они не взаимосвязаны, и нарушение одного не влечет за собой нарушение всех. Награда за каждый получается отдельно. Человек, не соблюдающий какой-либо или часть из столпов является «грешным мусульманином», хотя это понятие не достаточно верное.  Поэтому я придерживаюсь разделения на «практикующих мусульман» и «непрактикующих мусульман». Вера – либо есть, либо ее нет. А вот то, что меняется и изменяет мусульманина, это богобоязненность. Как сказал Саид ибн Джубейр: «Богобоязненность – это то, что отделяет тебя от неповиновения Аллаху», т.е. соответственно это то, что подвигает человека на религиозную практику, показывая это чувство в его делах и практике столпов нашей религии.

 

- В чем Вы видите свою цель как устаза?

 

- Главная цель – познакомить и привязать людей к Корану, чтобы он читался в каждом доме. Чтение Корана - это 1) беседа с Аллахом, 2) очищение души, 3) привлечение баракята. Чтение Корана является первостепенной обязанностью мусульманина; оно может совершаться и без понимания читаемого материала. Это первый шаг постепенного процесса. За ним следует желание понимать, что читается. А далее мы можем получать уже своих ученых, разбирающих Текст. Это трехступенчатый процесс, приближающий верующего к Аллаху.

 

Можно сказать, что через чтение Корана мы можем уберечь современное поколение от разложения, морального и духовного. Раньше при мечетях существовали «куттабы» - начальные школы или правильнее детские сады, где детей дошкольного возраста обучали чтению Корана. Эти дети, получая навыки чтения классического арабского языка, одновременно получали и широкий круг знаний и выглядели образованней своих сверстников. После колонизации исламских стран и приходом Советской власти от этих учебных заведений ничего не осталось.

 

Поэтому сегодня в группах, проходящих у меня обучение, я стремлюсь удовлетворить, в первую очередь информационный и духовный голод. Так, например, цель «продвинутой» мужской и женской групп – набирать знания и передавать их другим, в первую очередь – своим детям и родным.

 

Существует «ваххабитское» представление, что ислам пришел в Казахстан только в 90-е годы. Такая точка зрения абсурдна и направлена на разрыв поколений. А через обучение чтению Корану и правильную подачу информации осуществляется преемственность. В Казахстане, как и в других азиатских странах и на Кавказе в советское время чтение Корана было запрещено, поэтому из составляющих мусульманина осталась только вера. Своей задачей я вижу преодолеть этот образовавшийся разрыв, вложить знания в сердце. Сейчас мы работаем на количество, но основная цель – качество – в будущем.

 

Спасибо за интервью!



Интервью проводил научный сотрудник Казахстанского института перспективных исследований (QRIFS) Елена Музыкина
 

ИСТОЧНИК Azan.kz

Исламский информационно-образовательный портал

Предыдущий Следующий
Дороги в Мекку - хадж Ибн Баттуты (+ Видео) Коран и расширение Вселенной

Отзывы читателей (0)

Интересные материалы

Индустрия исламской моды Под покровом
Почему хиджаб стал популярным по всему миру и кто на этом зарабатывает?
Семья в Исламе Какое дуа нужно читать за родителей?
Отец и мать – самые главные люди в жизни человека. Аллах именно им вручил ответственность за дарование жизни каждому из нас. В воспитании нас отцы и матери переживают многие трудности....
Исламский календарь За шаг до Рамадана
Один наш знакомый, некогда прожигатель жизни, балагур и кутила, рассказывал, что готовясь к Рамадану впервые, не мог представить себе, как можно с нетерпением ждать этот месяц – месяц жажды и голода, лишения и тягот....
Исламский календарь 7 советов по подготовке к Рамадану
Осталось всего пару дней до Рамадана, и нам жизненно важно активно работать над умственной, духовной и физической подготовкой к благословенному месяцу. Рамадан - это время года, связанное с праведностью и высоким иманом, но мы не можем ожидать чудесного подъема имана, как только наступит Рамадан....
свернуть
Календарь
Хиджра
22 Сафар 1441
Григорианский
21 октября 2019
Время намаза
Сейчас

Иша 19:19

Время до Фаджр 04:23

Мусульмане-неофиты: потенциальные риски

Мы постараемся наладить сотрудничество с ней как с автором материалов для сайта Azan.kz

Модератор сайта
18 окт. 2019

Духовное постижение и непрерывная борьба жизни

Спасибо, теперь я буду уверен что прокомментировал по теме.

Я знаю Что ничего не знаю
11 окт. 2019

Мусульманам на заметку

Почему человек страдает? - Потому что сердце его, болеет, и вследствие этого оно обустраивает положе

Я знаю Что ничего не знаю
10 окт. 2019

Мусульманам на заметку

Для милых мне мыслей людей,Признаюсь - прибываю во тьме.Но тьма озаряется светом,Как листва озаряетс

Я знаю Что ничего не знаю
9 окт. 2019

Падение Бармакидов

В этом заключена большая мудрость: Первый слой - исторические события, это - форма. Следующий слой -

Джастин Алматинский
7 окт. 2019
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi