23 урок: Земные поклоны при чтении определенных аятов - Мухтасар аль-Кудури
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Арал Аркалык Астана Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жанибек Жанкала Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсан Индер Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгурт Камыстинский район Кандыагаш Капчагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалы Каскелен Келесский район Кентау Кобдинский район Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаков Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Орал Отрарский район Павлодар Петропавловск Риддер Рудный Сайкын Сайрамский район Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Солнечный Степногорск Сузак Сузакский район Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Федеров ауданы Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский район Чапаев Чемолган Шалкар Шардара Шаян Шиелийский район Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба поселок Жезды посёлок Тюлькубас район Шал акына село Атасу село Теренозек
Аср 15:38
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Арал Аркалык Астана Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байқоныр Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жанибек Жаркент Жаңқала Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсан Индер Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгурт Камыстинский район Кандыагаш Капчагай Карабалыкский район Караганда Каражал Каратау Каргалы Каскелен Келесский район Кентау Кобдинский район Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаков Майский район Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Орал Отрарский район Павлодар Петропавловск поселок Жезды посёлок Тюлькубас район Шал акына Риддер Рудный Сайкын Сайрамский район Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев село Атасу село Теренозек Семей Солнечный Степногорск Сузак Сузакский район Сузакский район Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Урджарский район Усть-Каменогорск Федеров ауданы Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский район Чапаев Чемолган Шалқар Шардара Шаян Шиелийский район Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба Қарасу ауданы Үшарал
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
06:45 08:07 12:47 15:38 17:20 18:42
свернуть
Календарь
Хиджра
13 Джумада-авваль 1444
Григорианский
07 декабря 2022

Циклы уроков

23 урок: Земные поклоны при чтении определенных аятов

23 урок: Земные поклоны при чтении определенных аятов

Дни выхода уроков: По мере выхода
8 нояб. 2022 1 240 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Продолжаем уроки по книге: «Мухтасар аль-Кудури», сегодня у нас новая глава, название которой можно перевести как: «Земные поклоны при чтении определенных аятов». Есть несколько сур, в которых имеются соответствующие аяты, которые обозначены специальным значком. Давайте посмотрим, что говорит сам имам Кудури.

 

 

Имам говорит, что таких мест в Коране 14 и перечисляет эти суры: «Ан-Нахль», «Аль-Исра», «Марьям», «Аль-Хадж», «Аль-Фуркан», «Ан-Намль» и так далее, имам перечисляет эти суры.

 

Далее имам Кудури продолжает – хукм земных поклонов при прочтении аятов, в местах, обозначенных специальным значком, является ваджибом, то есть обязательным для тех, кто прочитал эти аяты или тех, кто услышал эти аяты. И не важно, было у человека намерение послушать этот аят или не было. То есть, если приводить примеры, бывает человек сам читает эти аяты и видит этот значок, тогда на нем лежит обязанность сделать земной поклон. Также, для человека, который разбирается в этих аятах и знает о наличие в нем спец. значка, то, услышав этот аят он должен сделать земной поклон. Это пример, когда намерение есть. А бывает так, что человек зашел в мечеть, прочитал намаз и уже собирался выйти и тут он слышит этот аят и, хотя он не имел намерения слушать, остаться, тем не менее, на таком человеке тоже лежит обязанность сделать земной поклон.

 

Если имам в намазе прочитал этот аят, то обязанность лежит на нем, а также на тех, кто стоит за этим имамом. То есть весь джамаат повторяет за имамом и делает саджда.

 

Следующая ситуация - бывает наоборот, прочитал эти аяты тот, кто стоит за имамом в джамаате и в таком случае, это не обязывает ни имама, ни того, кто прочитал эти аяты делать земной поклон. Мы все знаем, что в ханафитском мазхабе, в джамаате кыраат (чтение Корана) воспроизводит только имам. Стоящие за имамом должны слушать молча. Но бывают случаи в наших мечетях, когда безмазхабники приходят на намаз и, несмотря на то что имам читает одну суру, они стоят за ним и читают другую суру. То есть в жизни такое встречается и, наверняка, было во время ранних ханафитских ученых, так как они внесли этот пункт в классические матны.

 

Следующая ситуация – один человек стоит в намазе или два либо несколько стоят в джамаате и читают намаз, и они услышали чтение этого аята не от имама, не от тех, кто в намазе, а от того, кто читал его, будучи рядом с этими людьми. В этом случае, они не должны делать земной поклон, будучи в намазе, но на них обязанность сделать земной поклон после того, как они завершат молитву, так как они все же услышали этот аят.

 

Но если все же они сделали земной поклон будучи в молитве услышав этот аят от того, кто не находился с ними в намазе, то молитва от этого не нарушается, но обязанность сделать саджда после намаза на них остается.

 

Далее, бывает так, что человек сидит и читает с мусхафа и ему встречается аят из упомянутых выше 14 сур и он, не сделав земной поклон встал и начал молится. И в намазе он читает тот же самый аят, а затем, в намазе делает земной поклон. В этом случае оба варианта покрываются. Не нужно делать два саджда, достаточно того, что он сделал в намазе. Это в случае, когда один и тот же аят: ты сидел, читал по памяти либо с мусхафа, встретился этот аят, затем, по какой то причине, возможно забыв или целенаправленно ты не сделал полагающийся в таких случаях земной поклон, а потом встал и прочитал в молитве тот же самый аят. За оба этих раза достаточно сделать один раз саджда.

 

Теперь, похожая ситуация – она отличается от первой тем, что человек, читал Коран, прочитал аят со спец. значком и сделал саджда там же. После этого он встал на молитву, сделал такбир, вошел в намаз и почитал этот же аят, но не сделал саджда, а продолжил намаз, в таком случае, первый земной поклон (который он сделал, когда читал Коран до намаза) не покрывает второй. То есть, и в намазе ему следует сделать земной поклон.

 

В первом случае, человек читал аят со спец. значком вне намаза и не сделал земной поклон, а потом вошел в намаз и, прочитав тот же аят сделал земной поклон. В этом случае, саджда сделанное в намазе покрывает не сделанное саджда при чтении аята вне намаза.

 

Во втором случае обратная ситуация – человек прочитал аят со спец. значком и сделал саджда, после чего, войдя в намаз и прочитав тот же аят не сделал земной поклон. В этом случае, ему следует сделать отдельное саджда.

 

Теперь следующая ситуация, которая часто происходит в мадрасах (медресе), да и многие из нас, когда заучивали 30 пару Корана читали суру «Аль-Аляк» и в конце этой суры есть аят, который обозначен этим значком саджда тилява. При заучивании этого аята вы повторяете его несколько раз (пока не запомните), и тут возникает вопрос – должен ли я в процессе заучивания этого аята все время повторять земной поклон? На это имам Кудури говорит – если это происходит в одном маджлисе, в одном месте, какое то соревнование по заучиванию Корана, либо в медресе, либо дома и вы заучиваете этот аят, повторяя его, то достаточно сделать в конце один раз земной полкон.

 

Далее, шейх приводит форму того, как это все выполняется. Для начала мы должны знать, что саджда тилява делается вне намаза, когда мы читаем Коран или мы услышали его чтение и также делается в намазе. Что касается намаза, то есть два варианта: 1. Вы находитесь в молитве, прочитали этот аят и, произнеся такбир уходите в саджда, не выполняя поясной поклон. Затем с такбиром возвращаетесь в намаз. Это в случае, когда вы решили продолжить чтение аятов, потому что, например, в суре «Аль-Аляк» значок саджа тилява приходит в конце, а в других сурах он может прийти в начале или в середине суры. И чтецы, особенно в месяц Рамадан, когда читают таравих, если у них есть намерение продолжить после этого значка чтение Корана, то они тут же уходят в земной поклон без поясного поклона, затем встают и продолжают чтение Корана. А бывает так, что если чтец вознамерился закончить в этом месте, именно на это значке, и перейти к следующему ракаату, то он должен, как положено, сначала сделать поясной поклон, затем выпрямится, затем с такбиром уйти в земной поклон. То есть, сделать два саджда, как обычно делается в намазе и позже уже встать на следующий ракаат. Таким образом, есть два варианта в молитве, можно сделать сразу земной поклон, если есть намерение продолжить чтение, а можно через поясной поклон, если есть намерение завершить на этом значке.

 

А что касается случае вне намаза, имам Кудури говорит, что, если человек читает Коран с мусхафа, либо по памяти, либо услышал от другого чтеца, в этом случае, он произносит такбир, не поднимая рук делает земной поклон (без поясного), затем произносит такбир и поднимает голову, после чего продолжает читать Коран. В этом случае на нем нет обязанности читать ат-Тахийят, сидеть на ташаххуде, добавлять салаваты и делать салям.

 

На этом урок завершен.

 

24 урок: Намаз путника

Следующий урок

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi