Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Ассалямуалейкум уа рахматуллахи уа баракатух! Уважаемые братья и сестры! Продолжаем наш уроки по ханафитскому фикху.
Сегодня ин шаа Аллах обсудим две мас`али. Первое – почему мы говорим «амин» про себя. Второе – почему ханафиты поднимают руки только один раз.
Так как эти вопросы относятся к категории хиляф (разногласий), мы решили подробнее их разъяснить.
В действительности факихи четырех мазхабов сошлись на том мнении, что произношение «амин» после прочтения суры «Аль-Фатиха» является сунной. Хотя от группы маликитских ученых передается, что «амин» после «Аль-Фатиха» является мандубом, т.е. поощряемым действием, для тех, кто стоит за имамом. Сам имам Малик (р.а.) считал, что имам не должен говорить «амин», если он читает Коран вслух в намазе.
В общем, факихи разошлись в вопросе, что является более превосходным – произносить «аминь» про себя или вслух. Ханафиты и Маликиты постановили, что аминь нужно произносить про себя, а Ханабиля и большинство Шафиитов отдали предпочтение произнесению «аминь» вслух.
В матне нашей книги Имам Кудури сказал, что «амин» после «Аль-Фатиха» произносится про себя, как имамом, так и муктади (стоящий за имамом). Это и есть основное мнение нашего мазхаба.
В целом алимы говорят, что Амин – это дуа, которое означает: «О Аллах, прими». Как приводит имам Бухари со слов табиинов: «Амин – это дуа». В Коране Всевышний Аллах говорит:
«Призывайте вашего Господа в смирении и втайне». (7:55)
В другом аяте Аллах говорит:
«Когда (пророк Закария) воззвал к своему Господу, сделал это втайне». (19:3)
Конечно же, разрешается просить вслух, но как мы видим из прочитанных нами аятов чаще предпочтительнее просить дуа втайне. Давайте теперь рассмотрим несколько хадисов. Передается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Когда имам произнесет: «уа ля доллин», вы говорите - «амин». И поистине, тот, чье слово совпадет со словами ангелов, тому будут прощены прошлые грехи». (Бухари)
Абу Муса Ашари передал:
«Посланник Аллаха ﷺ обучая нас молитве говорил: «Когда совершаете намаз, становитесь в ряд и пусть один из вас будет вашим имамом. Когда имам произнесет такбир, вы также произнесите такбир. Когда имам произнесёт «гойриль магдуби галейхим уа ля доллин», скажите: «аминь». (Муслим)
В контексте данного хадиса пришло, что нужно произносить как такбир, так и «амин» за имамом (сказано и вы произнесите такбир). Все знают, что такбиры в молитве за имамом произносятся про себя. Соответственно и «амин» мы говорим про себя.
Относительно «Амин» есть очень много хадисов, например, где сказано: «если имам сказал «амин», то и вы скажите «амин». Но выше мы привели два основных хадиса на которые, в частности, опираются безмазхабники. Но когда дело доходит до вывода, обнаруживается, что в этих хадисах нет никакого утверждения о произнесении «амин» вслух. Нет такого термина в этих хадисах как «джахран». То есть, о произнесении вслух специально не оговорено.
Да, есть хадисы где сподвижники передают, что Посланник Аллаха ﷺ сказал «амин» после «Фатиха» и люди это слышали. Такой хадис передает Абу Хурайра, однако Ибну Каттан говорил: «этот хадис имеет недостатки». Но если даже возьмем эти хадисы как достоверные, Уаил ибн Худжр по этому поводу дал объяснение, сказав:
«я думаю, что Посланник сделал это только для того, чтобы научить нас».
То есть, люди должны знать, что это сунна. Это было нормальной практикой. Таким же образом поступали и сподвижники, когда, например, Омар (р.а.) прочитал дуа «сана» вслух в намазе, и Абдуллах ибн Аббас в намазе джаназа прочитал суру «Фатиха» вслух, хотя во всех мазхабах заупокойная молитва читается про себя, другой сподвижник прочитал вслух басмаллу, чтобы люди узнали, что это также является сунной. И говорить вслух «амин» имамом относится к этому виду практики».
Сахабы каждый день читали пять намазов за Посланником Аллаха ﷺ и если «амин» вслух было бы обычной практикой, то нашлось бы огромное количество людей, которые рассказали об этом.
Мы сказали, что у маликитов произношение (про себя) «амин» для стоящих за имамом является мандубом, у шафиитов является желательным произнести «амин» вслух для имама. Имам Шафии (р.а.) в книге «аль Умм» говорит:
«Завершив Фатиху имам произносит «амин» вслух, чтобы стоящие за ним последовали его примеру, но говорят они «амин» так, чтобы слышали только сами (то есть не громко). И мне не нравится, когда они говорят это громко (стоя за имамом), но, если они это скажут вслух не будет на них греха».
Что касается произнесения «аминь» вслух стоя за имамом, то на этот счет, как сказали ханафиты, нет достоверных хадисов от Пророка Мухаммада ﷺ. При Пророке ﷺ сахабы не говорили «амин» вслух. Об этом упомянул даже салафитский шейх Насыр аль Альбани в своем «сильсиля аль ахадис ассахиха» в первом томе на 834 странице.
Вомногих своих записях, записанных на кассеты Альбани указывает на ошибку салафитов в этом вопросе. Он говорит:
«Я много путешествовал, был во многих землях мусульман, в частности в Мекке и Медине и там многие совершают грубейшую ошибку опережая своих имамов в «аминь» после Фатихи».
Сам Альбани отдавал предпочтение хадису, где было сказано: «...если имам скажет «амин», и вы скажите...».
Теперь давайте рассмотрим версию Абдуллы ибн Зубейра: В (сборнике) Бухари как примечание приводится, что Абдуллах ибн Зубейр и муктади произнесли «амин» так громко, что в мечети раздался гул.
Во-первых, необязательно, чтобы это примечание имама Бухари сподвигло нас действовать по нему. Во-вторых, тут не объясняется, что случай с «амин» вслух произошёл именно после чтения «Фатихи». Абдуллах ибн Зубейр со времен походов против Шама читал «Кунут назиля», возможно, данный случай с «амин» произошёл в те времена или же это было во время хутбы. Также есть возможность, что это было сделано ради обучения, как сказали наши ученые. Но, даже если не брать в расчет эти версии, то сами салафитские ученые, например, тот же Албани сказали, что это мнение и иджтихад самого Ибну аз Зубейра (р.а.).
Альбани говорит: «Так как других достоверных преданий помимо этого, указывающих на произнесение в намазе «аминь» вслух муктадийами нет, то это решение ибн Зубайра не может служить доказательством, так как оно не восходит до Пророка. Поистине, переданы хадисы о том, как Посланник Аллаха произносил «аминь» вслух. Однако ни в одном из них не сказано, что его сподвижники стоя за ним в намазе тоже произнесли «аминь» вслух». То есть при жизни Пророка от сподвижников не передается информация, что они сказали амин вслух».
Теперь перейдем ко второму вопросу.
Рафа‘ ядейн означает «поднятие рук». В начале намаза при такбире тахрима поднятие рук, является единогласным вопросом, в нём нет разногласий. Но надо ли совершать рафа‘ ядейн после этого, т.е. перед руку, после руку и поднимаясь на третий ракат? Как подтверждается из следующих хадисов, ханафитские ученые говорят, что Посланник Аллаха ﷺ и его сподвижники оставили рафа‘ ядейн и стали делать его только при первом такбире.
В Бухари и Муслиме есть хадис, где Абдулла ибн Омар передает через достоверную цепочку, что Посланник Аллаха ﷺ поднимал руки при первом такбире, до и после руку и для третьего раката. Однако, уже намного позже передается от Муджахида: «Я совершал намаз за Ибн Омаром. Так он не поднимал своих рук, кроме как при первом такбире в молитве». Данный хадис передали имам Тахави, Ибн Абу Шайба и Байхаки, также схожее передается у Хатыба Багдади.
Если изучать все хадисы в совокупности станет ясно, что первоначальное положение о поднятии рук перед руку и после него - было отменено (стало мансухом). То есть это положение соблюдалось определенное время, а затем оно утратило свою актуальность.
Абдуллах ибн Омар видел, как Пророк ﷺ поднимал руки при совершении руку и возвращении в исходное положение, посему он сам соблюдал это и призывал соблюдать других. Но позднее, когда это положение стало мансухом, он перестал делать это. Алькама рассказывает, что Абдуллах ибн Масуд сказал:
«Не прочитать ли мне вам намаз Посланника Аллаха?» После чего он прочитал намаз, в котором он поднял обе руки только во время первого такбира». (Мусаннаф ибн Аби Шейба)
Имам Тирмизи (р.а.) сказал об этом хадисе: «Хадис Абдуллы ибн Масуда является хорошим достоверным». После этого имам Тирмизи (р.а.) пишет: «Среди учёных сподвижников и табиинов многие согласны с этим». («Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.1, стр. 236).
Ибн Хазм Захири в книге «Аль Махалла» (т.4, стр. 88) назвал этот хадис достоверным. Кроме него, по мнению имама Ахмада ибн Ханбала, Дара Кутни, ибн Катана, ибн Дакика Аль-ида Малики ибн Таймии и имама Насаи (р.а.) достоверность этого хадиса нельзя оспорить.
Бара ибн Азиб передаёт в другом хадисе: «Я видел Посланника Аллаха как он поднял свои руки в начале намаза, затем до завершения намаза больше их не поднимал». (Абу Дауд, Мусаннаф ибн Аби Шейба)
Имам Тахави (р.а.) передает от Асвада: «Я видел, как Омар ибн Хаттаб поднял обе руки в первом такбире, а потом больше не поднимал».
Абдулмалик сказал: «Я видел, как Шаъби, Ибрахим и Абу Исхак не поднимали рук, кроме как при начинании намаза». Все это передал Ибн Аби Шайба.
Следующий аргумент. Абдулла ибн Масуд говорит: «Я совершал намаз за Пророком, за Абу Бакром, за Омаром. Все они не поднимали рук, кроме как в начале намаза». Передал имам Байхаки.
Так поступал и Али (р.а.), что и стало практикой всех куфийцев. На сегодня я думаю этого будет достаточно. На следующем уроке пройдем кыраат (чтение Корана) в намазе.