14 урок: О положении рук в намазе - Мухтасар аль-Кудури
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Форт-Шевченко Фёдоровский район Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына село Атасу село Теренозек село Шамалган
Иша 18:42
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев село Атасу село Теренозек село Шамалган Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Форт-Шевченко Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
06:42 08:02 12:47 15:40 17:22 18:42
свернуть
Календарь
Хиджра
29 Раби-сани 1443
Григорианский
04 декабря 2021

Циклы уроков

14 урок: О положении рук в намазе

14 урок: О положении рук в намазе

Дни выхода уроков: По мере выхода
3 нояб. 2021 1 429 1
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух! Продолжаем уроки по ханафитскому фикху. 14 урок. Глава описание молитвы. Мы достигли места, где имам Кудури (р.а.) сказал:

 

«Намаз должен совершаться следующим образом: если человек вознамерился войти в молитву, то должен начать с произнесения такбира, со слов: «Аллаху Акбар», и при этом он поднимает руки до уровня ушей таким образом, чтобы большие пальцы были на уровне мочек ушей. Так пришло в достоверных хадисах от имама Муслима и Аби Дауда, что Посланник Аллаха ﷺ поступал именно таким образом».

 

Большинство факихов нашего мазхаба, например, такие как Сарахси и Али Кори не обязывают, но советуют касаться мочек ушей, дабы незнающие люди не выполняли это поднимание по-разному.  

 

Вопрос о поднятии рук сам по себе простой, и по этому поводу среди ученых четырех мазхабов особых споров не возникало. Но пришли некоторые безмазхабники, прочитали 2-3 хадиса о поднятии рук до уровня плеч и принципиально решили сделать из этого большую проблему.

 

Для интереса хочу привести объяснение хадиса о поднятии рук шафиитским факихом ан-Навави, который, как пришло в шархе на сахих Муслим, сказал:

 

«Руки поднимаются так, что концы пальцев находятся на уровне верхней части ушей, большой палец при этом на уровне мочек ушей, а нижняя часть кисти руки в этом случае на уровне плеч – это и имеется ввиду под выражением руки должны быть на уровне плеч».

 

Данное положение в нашем мазхабе подкреплено не только достоверными хадисами, но и рациональными доводами, ведь подобное действие помогает человеку с нарушением слуха стоящему за имамом понять, что намаз уже начался. Если же будет иначе, то не слышащий человек, может пропустить начало молитвы.

 

В хадисе Имама Табарани Посланник Аллаха ﷺ сказал своему сподвижнику Уайлю ибн Худжру:

 

«О, сын - Худжра, если будешь молиться, то сначала сделай свои руки поднятыми на уровне ушей, а женщина пусть сделает их поднятыми на уровне груди».

 

Прежде мы уже указывали на это различие между мужчиной и женщиной. В исполнении намаза женщиной учитывается ее скрытость и неприметность. Женщины поднимают руки до груди, чтобы не привлекать к себе внимание других.  Это не является заключением только нашего мазхаба, это единогласное мнение ученых четырех мазхабов.

 

Далее по матну.

 

«Если человек вступая в намаз вместо такбира (слов «Аллаху Акбар») скажет такие слова как «Аллаху Аджаллу» или «Агзаму» или «Ар-Рахману Акбар», которые также являются словами возвеличивания, то по мнению Абу Ханифы (р.а.) и его ученика Мухаммада все это допустимо, но тут стоит указать, что это связано с определенными причинами».

 

Например, когда человек в слове «Акбар» не может выговорить правильно букву «р». Однако, другой ученик Абу Ханифы (р.а.) - Абу Юсуф сказал, что так делать нельзя, а следует говорить только слова такбира.

 

Далее шейх говорит:

 

«И после такбира человек обхватывает свою левую руку правой, и складывает их таким образом ниже пупка, затем читает дуа сану: «Субханакя Аллахумма ва бихамдик...»

 

И тут, я думаю, нужно разъяснить вопрос о складывании рук в кыяме подробнее, так как есть разногласия среди ученых, куда именно ставить руки, ниже или выше пупка. Тем не менее, факихи мазхабов не доходили до крайностей, обвиняя друг друга по этому вопросу, чего не скажешь о появившихся не так давно фанатично настроенных людях. Они утверждают, что самое сильное мнение принадлежит шейху аль Альбани, а это складывание рук на груди, позиция ханафитов, по их мнению, является очень слабой. Так ли это на самом деле?

 

Шафииты складывают руки выше пупка, ханафиты ниже, а ранние маликиты во главе с имамом Маликом ибн Анасом в фард намазах делали ирсаль (опускали руки). Так же поступали ученые Медины того времени и это было нормальной практикой всех жителей Медины. А из известных табиинов как привел ибн Маджа так делали: Хасан аль-Басри, Ибрагим ан-Нах’и, Са’ид ибн аль-Мусаййиб, Ибн Сирин и Са’ид ибн Хубайр, и другие ученные, да будет доволен ими Аллах.

 

Давайте посмотрим позицию ханбалитских уляма. В последние годы, среди некоторых братьев саляфитов наблюдается тенденция перехода в ханбалитский мазхаб. По их словам, этот мазхаб наиболее достоверный и близкий к сунне чем остальные три. Наверное, этому учат их шейхи. Если представители этой группы лет 10-15 назад убеждали людей, что мазхабы совсем не нужны, то сейчас мы наблюдаем другую ситуацию. На днях я встретил знакомого брата (ранее был безмазхабником) и выяснилось, что он начал придерживаться ханбалитского мазхаба, человек владеет арабским языком и даже начал читать книги шейха Бальбана и других. Я спросил причину этого, он ответил, что мазхаб помогает ищущему знания студенту развиваться дальше. Познать такие науки как «Усуль фикх», «Мусталяхуль хадис» и другие дисциплины именно научным методом.  И для этого он был вынужден выбрать мазхаб. Когда я спросил его почему не ханафитский мазхаб, он начал ссылаться на различные причины… но речь сейчас не об этом. Суть в том, многие из этих студентов осознали, что безмазхабность - это путь, который загоняет их в тупик. На тему выбора мазхаба, даст Аллах, мы еще запишем отдельный урок.

 

Теперь вернемся к нашей теме. Не смотря на, то что в ханбалитском в мазхабе есть два законных мнения, сам имам Ахмад и подавляющее большинство ханбалитов отдали предпочтение хадису о складывании рук под пупком, как пришло в их известных книгах «Кашшаф аль-Кына» имама Мансура аль Бухути, в «аль инсаф» имама Аляуддина Мардави, в «Мугни» Ибн Кудамы и других многих книгах ханабалитов. Шейх Такыюддин ибну Таймийя комментируя позицию имама Ахмада, которую передал ибн Кудама говорит, что есть два варианта складывания рук, первое это ниже пупка, второе - ниже груди, и отмечает, что ни одно из этих мнений не является порицаемым. Однако по одному из риваятов первое мнение сильнее, его и выбрали Хираки, Кады Абу Ягля и другие ханбалиты. А что касается складывания рук на груди – то это не желательно, и привел слова Абу Аюба от Аби Магшара: «Не желателен такфир в молитве». Его спросили: «Что такое такфир»? Он ответил: «Складывать руки на груди в намазе». Эти комментарии ибну Таймии можно найти во втором томе «Шархуль умда». То есть позиция шейха Такиюддина такова, что оба варианта приемлемы, под пупком или чуть выше – в этом нет проблемы, но порицаемо ставить руки на груди как пришло и в других его книгах. Так же порицал это его близкий ученик ибну Кайюм отдав предпочтение мнению имама Ахмада.

 

Теперь для разнообразия приведем слова Мухаммада ибн Абдульваххаба ат Тамими, который и является основоположником дагуату саляфия, главным шейхом салафитов заявляющих, что руки нужно складывать только на груди. И на удивление многие из его последователей в нашей стране не знают на чем был сам шейх. Позиционируя себя ханбалитом он написал небольшой труд по ибадату и назвал эту книгу «Этикет отправления на молитву». В ней он говорит: «После (такбира) молящийся должен положить свою правую руку на левую и сложить их ниже пупка и смысл этого состоит в проявлении смиренности перед Господом». 

 

И самое странное, на просторах интернета я не нашел эту книгу в русском переводе, хотя все его остальные книги по вероубеждению переведены и распространяются. Та книга, что у нас на руках - это шарх Мухаммада ибн Ибрахима Али Шейха на эту книгу. Данную цитату ибн Абдулбваххаба о складывании рук ниже пупка можно найти на 22 странице, и здесь же, на этой странице, Али Шейх в своем комментарии пишет: «Это известное и самое распространенное мнение ханбалитов». Затем ученный приводит другие мнения. В обоих сахихах вы не найдете хадиса о складывании рук на груди. В них говорится об обхвате левой руки правой и все.

 

В книге «аль Аусат» ибн Мунзир (р.а.) говорит, что нет ни одного достоверного сообщения от Посланника Аллаха ﷺ о том, на каком место следует складывать руки. Того мнения, что руки складываются под пупком придерживались такие имамы как: Суфьян Саури, Исхак ибн Рахауайх которые сказали: «это является более сильным мнением со стороны правильности смысла хадиса и ближе к богобоязненности».

 

Это был не большой отвод сомнений в этом вопросе. Я думаю, что для разумного человека этого будет достаточно. Как мы видим, основная проблема у нас не с мазхабами, а с безмазхабниками, которые первыми начали совершать нападки в сторону ханафитских ученых. Дабы не удлинять урок я не стал приводить доводы ханафитов, достаточно нам будет того, что большинство тех, на кого опираются безмазхабники, сами практиковали эту позицию как ханафиты.

 

На этом закончим. В следующих уроках продолжим описание молитвы и разберем другие не менее важные вопросы.

 

Отзывы читателей (1)

dauletali
5 нояб. 2021

Таке, АлЛаh Тағала разы болсын! Білімінізге білім қосып тақуалығыңызды арттырсын! Тура жолынан адастырмасын! Үмбетімізге ауызбіршілік беріп, татулық берсін! Амин, АлЛаһу Акбар.

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi