Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Ассаламу алейкум, уважаемые зрители и слушатели. Мы продолжаем цикл уроков по книге «Мухтасар аль-Кудури». На этом уроке мы пройдем главу: «О призыве на молитву» (азан и икамат).
Азан представляет собой воззвание, объявление, то есть это извещение о наступлении времени молитвы.
Икамат – это призыв, осуществляемый непосредственно перед выполнением обязательной молитвы (фарда).
Имам Кудури (р.а) начинает: Хукм азана – это сунна (сунна муаккада) для пятикратных намазов, а также для пятничной молитвы.
Что касается других молитв помимо этого, азан и икама не выполняется. Имеются различные (добровольные) молитвы. Например, человек встал на тахаджуд намаз, либо вознамерился прочитать духа намаз или другую добровольную молитву, ему не нужно выполнять азан и икаму. Таким образом, кроме 5-кратных обязательных молитв, а также джума намаза, в остальные молитвы азан не исполняется.
Здесь шейх (р.а.) приводит описание азана, как его следует произносить. Это:
4 раза: «Аллаху Акбар!» (Аллах велик)
2 раза: «Ашхаду аль Ля иляха иллялЛах» (свидетельствую….),
2 раза: «Ашхаду анна Мухаммадан расулюллах» (свидетельствую),
2 раза: «Хаййаль ас-солях» (спешите на молитву),
2 раза: «хаййаль аль-фалях» (спешите к спасению),
2 раза: «Аллаху Акбар»,
1 раз: «Ля иляха иллялЛах»
Во всех пяти намазах, а также в день джума мы произносим азан одинаково, за исключением утренней молитвы. В утреннем азане после слов «Хаййа аляль-фалях», мы добавляем «Ассоляту хойрун минан наум», что означает: «Молитва – лучше сна», и повторяем это дважды.
Азан перед утренней молитвой:
4 раза: «Аллаху Акбар!» (Аллах велик)
2 раза: «Ашхаду аль Ля иляха иллялЛах» (свидетельствую….),
2 раза: «Ашхаду анна Мухаммадан расулюллах» (свидетельствую),
2 раза: «Хаййаль ас-солях» (спешите на молитву),
2 раза: «хаййаль аль-фалях» (спешите к спасению),
2 раза: «Ассоляту хойрун минан наум» (молитва лучше сна)
2 раза: «Аллаху Акбар»,
1 раз: «Ля иляха иллялЛах»
Что касается икамы, то ее слова подобны словам азана, однако, после слов «Хаййа аляль-фалях» мы добавляем «Кад каматисСолля» дважды.
Между азаном и икамой есть различия, с точки зрения их произношения. Азан мы произносим протяжно, громче, с паузами. А икама наоборот произносится быстро, и это делается, чтобы услышали те, кто находится непосредственно на месте молитвы. Азан дается с заходом времени молитвы, а икама дается непосредственно перед обязательной молитвой, чтобы поднять людей на эту молитву.
Икамат:
4 раза: «Аллаху Акбар!» (Аллах велик)
2 раза: «Ашхаду аль Ля иляха иллялЛах» (свидетельствую….),
2 раза: «Ашхаду анна Мухаммадан расулюллах» (свидетельствую),
2 раза: «Хаййаль ас-солях» (спешите на молитву),
2 раза: «хаййаль аль-фалях» (спешите к спасению),
2 раза: «Кад каматисСолля»
2 раза: «Аллаху Акбар»,
1 раз: «Ля иляха иллялЛах»
Во время произношения азана и икамы, необходимо повернуться в сторону киблы. Кибла это — ориентир, в направлении которого должны обращаться лицом мусульмане при совершении намаза, дуа, при чтении Корана и в других Богоугодных делах мы обращаем свой лик по направлению к кибле. Единственным таким ориентиром для мусульман является священная Кааба, которая находится в благословенной Мекке.
И когда муаззин во время азана достигает слов «Хаййаль ас-солях» он должен повернуться на право, а во время произношения «Хаййаль аль-фалях», он поворачивается налево. Это является сунной мустахабом. Так обычно делали праведные предшественники. Это делается и в наши дни. Хотя ученые говорят, что это было сопряжено именно с тем временем, когда не было громкоговорителей и динамиков, поэтому призывающий взбирался на возвышенность, на крышу мечети, а позже, когда были возведены минареты муаззин восходил на минарет и громко выполнял азан. И чтобы его голос максимально эффективно разносился, он поворачивался направо и налево.
Так же сунной, желательным для муаззина является, чтобы во время азана он вкладывал свои пальцы в уши, либо прикрывал их пальцами. В хадисе Посланник Аллах ﷺ повелевает Билялу совершать азан именно подобным образом, говоря, что это сделает его голос громче.
Если человек по каким-то причинам пропустил один намаз, то ему нужно сделать как азан, так и икаму.
Если человек пропустил несколько намазов, допустим 5 и свыше этого, то он может ограничиться одним азаном, а для остальных делать икама. А в остальных пропущенных молитвах у человека есть выбор. Если пожелает, то он для каждой молитвы произносит азан и икаму. А если пожелает, то может ограничиться только одним азаном и для каждой молитвы будет делать икаму.
Азан и икаму необходимо призывать в состоянии омовения.
Но, если человек совершил азан или икаму без омовения, то это также допускается.
Тем не менее, произносить икаму без омовения нежелательно и крайне нежелательным является произнесение азана в состоянии большого осквернения. Некоторые алимы нашего мазхаба говорят, что если человек сделал азан в состоянии большого осквернения, то этот азан лучше перечитать тому, у кого есть омовение. Так пришло в шархуль «Хидая», а также в других наших книгах. Но в целом ученые говорят, что такой азан действителен.
И не дозволяется азан, пока не зашло время намаза. Если же азан произнесли до наступления намаза, то его нужно повторить. Однако Абу Юсуф (р.а.) имел иную позицию, что такой азан действителен. Но это касалось только утренней молитвы.
На этом глава закончена.