34. Иса (а.с.) - Истории о пророках
Атбасар
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Есик Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каратау Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Аср 15:03
Атбасар
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Есик Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каратау Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Атбасар
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:57 07:28 12:15 15:03 16:51 18:23
свернуть
Календарь
Хиджра
18 Джумада-авваль 1447
Григорианский
08 ноября 2025

Циклы уроков

34. Иса (а.с.)

34. Иса (а.с.)

33. Йахья (а.с.)

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 2 раза в месяц
вчера 679 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


На прошлых уроках мы рассказывали о рождении Марьям дочери Имрана, и о том, как её мать посвятила её служению Всевышнему, отправив в Байт аль-Макдис, где она росла под опекой пророка Закарийи (мир ему). Марьям, праведная и чистая, находилась в своём михрабе (уголке для поклонения) в храме, где она усердно поклонялась Аллаху. Когда у неё наступал менструальный период, она уходила к своей тёте, а после очищения возвращалась в храм, чтобы продолжить поклонение.

 

Однажды она ушла на восточную сторону от дома, в удалённое место, чтобы совершить омовение. Поставив завесу, она омылась, и как только закончила и оделась, к ней явился Джибриль (мир ему) в облике красивого, стройного мужчины, чтобы она не испугалась и могла с ним говорить. Об этом говорится в словах Всевышнего:

 

وَاذكُر فِي الكِتابِ مَريَمَ إِذِ انتَبَذَت مِن أَهلِها مَكانًا شَرقِيًّا  فَاتَّخَذَت مِن دونِهِم حِجابًا فَأَرسَلنا إِلَيها روحَنا فَتَمَثَّلَ لَها بَشَرًا سَوِيًّا

Помяни в Писании Марьям. Вот она ушла от своей семьи в место восточное и укрылась от них за завесой. Мы же послали к ней Нашего Духа (Джибрила), и он предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человека.  (19:16–17)

 

Увидев его, Марьям испугалась и сказала ему, чтобы он боялся Аллаха, напоминая ему о благочестии, чтобы отвести от себя зло. Тогда он успокоил её и сообщил, что он — ангел Аллаха, посланный возвестить ей благую весть о рождении мальчика, по велению Аллаха. Всевышний Аллах сказал:

 

قالَت إِنّي أَعوذُ بِالرَّحمـنِ مِنكَ إِن كُنتَ تَقِيًّا  قالَ إِنَّما أَنا رَسولُ رَبِّكِ لِأَهَبَ لَكِ غُلامًا زَكِيًّا

Она сказала: «Я прибегаю к Милостивому, чтобы Он защитил меня от тебя, если только ты богобоязнен». Он сказал: «Воистину, я послан твоим Господом, чтобы даровать тебе чистого мальчика». (19:18–19)

 

Этой благочестивой, целомудренной женщине, которая оберегала себя от греха, Аллах послал Джибриля, чтобы он дунул в ворот её одежды, и по воле Аллаха дыхание достигло её чрева, и она зачала. Это стало вечным знаменем для миров. Всевышний Аллах сказал:

 

وَالَّتِي أَحْصَنَتْ فَرْجَهَا فَنَفَخْنَا فِيهَا مِن رُّوحِنَا وَجَعَلْنَاهَا وَابْنَهَا آيَةً لِّلْعَالَمِينَ

Помяни также ту, которая сохранила свое целомудрие (Марьям). Мы вдохнули в нее посредством Нашего духа (Джибрила) и сделали ее и ее сына (Ису) знамением для миров. (21:91)

 

Что касается самого процесса зачатия и срока беременности, то это относится к области сокровенного (гайб). Откровение не сообщило нам точных подробностей этого процесса, и потому не следует углубляться в догадки или рассуждения о том, как именно это произошло.

 

قَالَتْ أَنَّى يَكُونُ لِي غُلَامٌ وَلَمْ يَمْسَسْنِي بَشَرٌ وَلَمْ أَكُ بَغِيًّا قَالَ كَذَلِكِ قَالَ رَبُّكِ هُوَ عَلَيَّ هَيِّنٌ وَلِنَجْعَلَهُ آيَةً لِّلنَّاسِ وَرَحْمَةً مِّنَّا وَكَانَ أَمْرًا مَّقْضِيًّا

Она сказала: «Как у меня может быть мальчик, если меня не касался мужчина, и я не была блудницей?». Он сказал: «Вот так! Господь твой сказал: «Это для Меня легко. Мы сделаем его знамением для людей и милостью от Нас. Это дело уже предрешено!» (19:20 -21)

 

Марьям, преданная поклонению, стала примером чистоты и целомудрия. Аллах одарил её благом в этом мире и в вечности, возвысил её положение, сделав её причастной к величайшему чуду, которого не было ни до неё, ни после. В этом — явное знамение могущества Творца и напоминание людям, сбившимся с пути.

 

Когда Марьям почувствовала боли родов, она прислонилась к стволу пальмы. В тот момент в её сердце появилось беспокойство — она представляла, как люди будут упрекать её и обвинять в нечистоте. Она сказала: «О, если бы я умерла прежде этого и была забыта!» Всевышний Аллах сказал об этом:

 

فَحَمَلَتْهُ فَانتَبَذَتْ بِهِ مَكَانًا قَصِيًّا فَأَجَاءَهَا الْمَخَاضُ إِلَى جِذْعِ النَّخْلَةِ قَالَتْ يَا لَيْتَنِي مِتُّ قَبْلَ هَذَا وَكُنتُ نَسْيًا مَّنسِيًّا

Она понесла его (забеременела) и отправилась с ним в отдаленное место. Родовые схватки привели ее к стволу финиковой пальмы, и она сказала: «Лучше бы я умерла до этого и была навсегда забытой!». (19:22-23)

 

После этого она родила Ису (мир ему), и она услышала голос снизу — по словам Ибн Касира и других толкователей, это был голос младенца Исы — который сказал ей: «Не печалься! Ешь свежие финики, пей из ручья и успокойся».
Также ей было велено воздержаться от разговора с людьми и поручить ответ своему сыну, чтобы чудо стало очевидным и не было упрёка против неё.

 

Она должна была сказать каждому, кого встретит: «Я дала обет Милостивому — пост молчания, и сегодня не буду говорить с людьми». Этот вид поста существовал в их шариате, но затем был отменён в нашем. Всевышний сказал:

 

فَكُلي وَاشرَبي وَقَرّي عَينًا فَإِمّا تَرَيِنَّ مِنَ البَشَرِ أَحَدًا فَقولي إِنّي نَذَرتُ لِلرَّحمـنِ صَومًا فَلَن أُكَلِّمَ اليَومَ إِنسِيًّا

Ешь, пей и радуйся! Если же увидишь кого-либо из людей, то скажи: «Я дала Милостивому обет хранить молчание и не стану сегодня разговаривать с людьми». (19:26)

 

Нелегко представить то внутреннее страдание, которое переживала Марьям во время родов — физическую боль и страх перед осуждением своего народа, особенно учитывая, что она происходила из чистого, благочестивого рода. Когда Марьям (мир ей) вернулась к своему народу, держа на руках новорождённого сына, люди были поражены увиденным и не могли понять, как это произошло. Не осознавая, что перед ними великое чудо Аллаха, они поспешили обвинить её в тяжком грехе — в том, что она родила ребёнка без мужа, совершив прелюбодеяние. Всевышний сказал:

 

فَأَتَتْ بِهِ قَوْمَهَا تَحْمِلُهُ قَالُوا يَا مَرْيَمُ لَقَدْ جِئْتِ شَيْئًا فَرِيًّا يَا أُخْتَ هَارُونَ مَا كَانَ أَبُوكِ امْرَأَ سَوْءٍ وَمَا كَانَتْ أُمُّكِ بَغِيًّا

Она пришла к своим родным, неся его. Они сказали: «О Марьям! Ты совершила тяжкий (или небывалый, или удивительный) проступок. О сестра Харуна (т.е. подобная Харуну в поклонении)! Твой отец не был скверным человеком, и мать твоя не была блудницей». (19:27–28)

 

Марьям, как велел Аллах, не стала говорить с ними. Она лишь указала на младенца. И тогда произошло величайшее чудо: ребёнок — пророк Иса (мир ему) — заговорил в колыбели.

 

فَأَشَارَتْ إِلَيْهِ قَالُوا كَيْفَ نُكَلِّمُ مَن كَانَ فِي الْمَهْدِ صَبِيًّا قَالَ إِنِّي عَبْدُ اللَّهِ آتَانِيَ الْكِتَابَ وَجَعَلَنِي نَبِيًّا وَجَعَلَنِي مُبَارَكًا أَيْنَ مَا كُنتُ وَأَوْصَانِي بِالصَّلَاةِ وَالزَّكَاةِ مَا دُمْتُ حَيًّا وَبَرًّا بِوَالِدَتِي وَلَمْ يَجْعَلْنِي جَبَّارًا شَقِيًّا  وَالسَّلَامُ عَلَيَّ يَوْمَ وُلِدتُّ وَيَوْمَ أَمُوتُ وَيَوْمَ أُبْعَثُ حَيًّا

«Она указала на него. Они сказали: “Как можем мы говорить с младенцем, который в колыбели?” Он сказал: “Воистину, я — раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком. Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне совершать молитву и выплачивать закят, пока я жив. Он сделал меня почтительным к моей матери и не сделал меня надменным и несчастным. Мир со мной в день, когда я родился, в день моей смерти и в день, когда я буду воскрешён живым.”» (19:29–33)

 

История рождения пророка Исы (мир ему) — одно из величайших знамений могущества и мудрости Аллаха. Через это событие Всевышний ясно показал людям, что Он творит, как пожелает, и не нуждается в обычных причинах, чтобы даровать жизнь. Аллах в Своём величии создал творения разными способами:

 

- Адама — без отца и матери,

 

- Хавву — из мужчины, без участия женщины,

 

- Ису (мир ему) — из женщины, без участия мужчины,

 

а всех остальных людей — от мужчины и женщины.

 

Таким образом, Всевышний показал, что Ему подвластно всё творение, и сказал:

 

وَلِنَجْعَلَهُ آيَةً لِّلنَّاسِ

«Мы сделаем его знамением для людей…» (19:21)

 

Поэтому рождение пророка Исы (мир ему) стало великим знамением, напоминанием о безграничной силе, мудрости и совершенстве Аллаха. Первое, что произнёс Иса (мир ему), — это слова, прославляющие Всевышнего, подтверждающие Его единственность и непричастность к тому, чтобы иметь сына. Он также ясно заявил, что он — раб Аллаха и Его посланник, которому поручено донести истину до людей. Всевышний Аллах сказал:

 

إِنَّ مَثَلَ عِيسَى عِندَ اللَّهِ كَمَثَلِ آدَمَ ۖ خَلَقَهُ مِن تُرَابٍ ثُمَّ قَالَ لَهُ كُن فَيَكُونُ

«Воистину, Иса (Иисус) перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: «Будь!». — и тот возник» (3:59)

 

Этот аят ясно показывает, что создание Исы (мир ему) — не свидетельство его божественности, а доказательство могущества Творца. Аллах создал его без отца, как ранее создал Адама — без отца и матери, сказав лишь: «Будь!» — и он стал. Если бы чудесное рождение без отца указывало на божественность, то Адам имел бы гораздо больше оснований называться богом, ведь он был создан без родителей вовсе. Но все верующие признают, что Адам — человек, раб и пророк Аллаха. Так и Иса (мир ему) — не божество, а великий пророк и раб Аллаха, посланный с истиной. Его чудесное рождение — знамение, а не основание для обожествления, и через это Аллах напомнил людям о Своём всемогуществе и власти над каждым творением.

 

Отзывы читателей (0)

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi