Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Ассаламу алейкум, уважаемые зрители, дорогие слушатели. Мы продолжаем рассказ о пророке Мусе (а.с.) в рамках цикла: «Истории о пророках».
На прошлой встрече мы рассказали о том, как Всевышний Аллах говорил с Мусой и возложил на него пророческую миссию. Аллах велел Мусе вместе с братом Харуном, пойти к Фараону и призвать его к вере в Единого Аллаха.
Итак, пророк Муса, мир ему, отправился в Египет. Достигнув города, он пришел к своей семье и сообщил Харуну о возложенной на них обязанности. Братья Пророки направились во дворец Фараона. Когда они предстали перед ним, Фараон спросил: «Зачем ты явился»? Муса ответил: «Я пришел чтобы призвать тебя к поклонению Единому Аллаху». Однако, Фараон возразил: «Мы вырастили и вскормили тебя, ты стал взрослым в нашем доме, а теперь желаешь, чтобы мы отказались от своей веры? Ты также убил одного из наших людей»...
Отвечая Фараону, Муса мир ему, признал свой поступок, но также разъяснил, что сделал это до того, как к нему стало приходить откровение, теперь же он Пророк Аллаха и его задача проповедовать религию Господа. Фараон насмешливо спросил: «Кто твой Господь»? Он ответил ему со всей смелостью:
قَالَ رَبُّنَا الَّذِي أَعْطَى كُلَّ شَيْءٍ خَلْقَهُ ثُمَّ هَدَى
«Он ответил: «Господь наш – Тот, Кто придал обличие всякой вещи, а затем указал всему путь». (Сура «Та Ха», 50).
Фараон разгневался и воскликнул: «Как ты смеешь говорить утверждать, что кроме меня есть иной Бог»!
Муса отвечал ему: «В таком случае, кто создал тебя и тех, кто был до тебя? Это Аллах, Господь миров и нет иного бога кроме Него»!
Понимая, что заходит в тупик, Фараон решил сменить тему. Опасаясь, что его люди поверят Мусе, он стал обвинять Мусу в безумии. Но Мусе было все равно, и он продолжал свою речь:
قَالَ رَبُّ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ وَمَا بَيْنَهُمَا إِن كُنتُمْ تَعْقِلُونَ
«Он (Муса) сказал: «Господь востока и запада и того, что между ними, если только вы разумеете». (Сура «Шуара», 28).
Злость Фараона нарастала, он требует от Мусы прекратить говорить, а иначе он бросит его в заточение… Он не желает диалога и обсуждений на эту тему. У него нет ни аргументов, ни доказательств. Тогда Муса сказал: «Прежде чем ты помешаешь мне говорить с людьми, позволь мне показать тебе, что у меня есть». Фараон спросил: «Что у тебя есть»? Муса бросил свой посох и тот превратился в явную змею. Все во дворце испугались. Затем Муса вынул свою руку из-за пазухи, и она стала совсем белой, что поразило всех смотрящих. И это было вторым знамением Аллаха. Фараон побоялся, что Муса соблазнит его народ, поэтому он обвинил его в том, что он колдун, и бросил ему вызов. Он попросил Мусу выбрать день и время, в который он сможет продемонстрировать свои возможности, а египетские волхвы покажут свои умения очаровывать людей.
Муса воспользовался возможностью и выбрал день праздника, чтобы все люди собрались в предполуденное время, когда светит солнце, чтобы ничего не было скрыто от людей, и чтобы они были свидетелями того, что произойдет.
В назначенный день тысячи людей как из числа Коптов, в том числе министры и управляющие страны, так и Израильтяне собрались на площади. Ранее Фараон созвал волхвов со всего Египта, пообещав им вознаграждение и сделать их своими приближенными людьми если они одержат вверх в состязании с Мусой.
Итак, состязание началось. Волхвы стали бросать свои посохи со словами «Слава Фараону!». Окружающим стало казаться, что палки превратились в живых змей. Это было явное колдовство. Одним из видов колдовства, является то, что околдованному предметы представляются в ином виде. Волхвы Фараона своими заклинаниями подействовали на сознание собравшихся людей и околдовали их взор, после чего предметы, в частности посохи им стали представляться в образе змей. И даже Мусе представилось, что веревки и посохи колдунов пришли в движение. Тогда он почувствовал в душе страх, за то, что люди поверят колдунам, прежде чем он покажет свое чудо.
Всевышний Аллах велел Мусе не бояться и бросить свой посох. Как только посох коснулся земли, он обернулся в змею и стал поглощать всех иллюзорных змей колдунов. Увидев такое чудо, сами волхвы осознали, что показанное Мусой не колдовство, а истина, которую может явить лишь Пророк. Со словами: «Мы уверовали в Господа Мусы и Харуна», волхвы пали ниц и раскаялись в своем колдовстве. Фараон тоже видел это чудо, но из-за своего высокомерия и упрямства не желал признавать свое поражение. Он был в гневе на волхвов и стал обвинять их в заговоре. Всевышний Аллах сказал: Фараон сказал:
«Вы уверовали в него без моего дозволения? Воистину, это – козни, которые вы задумали в городе, чтобы изгнать из него его жителей. Но скоро вы узнаете! Я отрублю вам руки и ноги накрест, а затем распну всех вас». (Сура «Аль-Араф», 123-124).
Однако угрозы Фараона не испугали уверовавших. Они сказали:
«Мы не отдадим тебе предпочтения перед ясными знамениями, которые явились нам, и перед нашим Творцом. Выноси же свой приговор! Воистину, ты выносишь приговор только в мирской жизни. Воистину, мы уверовали в нашего Господа для того, чтобы Он простил нам наши грехи и колдовство, к которому ты нас принудил. Аллах лучше и долговечнее». (Сура «Та Ха», 72-73).
Вера изменила волхвов, которые бросили вызов Мусе. Мгновение назад они боролись на стороне Фараона против Аллаха, а теперь не боясь говорят тирану: «Ты не бог. Твоя власть распространяется только над этой обителью, которая является обителью тленности, а мы же возжелали обитель постоянства».
Фараон казнил их всех. Волхвы, которые прежде были неверующими стали мучениками. Поражение не остановило Фараона, а лишь усилило его насилие против верующих. В ответ на его произвол, Всевышний направил на него и всех неверующих тяжкие бедствия. Первым из этих бедствий стала засуха. Посевы высохли, а скот стал погибать. Неверующие обратились к Мусе с просьбой воззвать к Господу, чтобы Он избавил их от этого наказания. Фараон даже пообещал, что отпустит израильтян, если бедствия прекратятся. Пророк Муса, мир ему, воззвал к Господу и бедствия прекратились, но неверующие не сдержали своих слов. Тогда Аллах направил на них потоп, затем на их посевы налетела саранча, после саранчи урожай поедали вши и насекомые. Из-за последних распространились инфекционные заболевания, приведшие к резкому росту смертности как среди животных, так и среди людей.
Но несмотря на это, они продолжали тиранию, поэтому Аллах наслал на них жаб, которые распространились повсюду и покрыли всю землю. С приходом каждой очередной беды, по просьбе неверующих Муса взывал к Аллаху удалить это бедствие, но неверующие так и не последовали за пророком.
В конце концов, Аллах превратил их воды в кровь, так что они не смогли пить. Реки, колодцы и даже вода в кувшинах стали кровью. Но вопреки этим ясным знамениям, Фараон и его люди продолжали упорствовать в неверии. Тирания Фараона по отношению к соплеменникам Мусы лишь увеличилась. Люди не могли открыто исповедовать свою религию, поэтому Муса попросил их оставаться в своих домах, молиться и просить прощения у Аллаха.
Всемогущий Аллах пожелал избавить верующих от врага и дать им возможность свободно практиковать религию и поклоняться Господу. Поэтому Он велел Мусе, собрать народ и покинуть Египет ночью. Он сообщил также, что Фараон и его люди погонятся за ними, поэтому они должны выйти в путь в начале ночи. На утро, проснувшись, копты обнаружили что в городе не осталось никого из израильтян. Весть о бегстве народа Мусы достигла Фараона, который тотчас велел собрать войско и двинуться в погоню. К тому времени, когда египтяне приблизились к израильтянам, последние уже добрались до Красного моря. Узнав о приближении врага, они стали сильно переживать, ведь перед ними находилось глубокое море, а сзади наступал Фараон со своим войском. Однако Муса мир ему, был спокоен и стоек. Он с уверенностью говорил:
قَالَ كَلَّا إِنَّ مَعِيَ رَبِّي سَيَهْدِينِ
«Он сказал: «О нет! Со мной – мой Господь, и Он укажет мне прямой путь». (Сура «Шуара», 62)
Аллах внушил ему ударить посохом по воде. Муса ударил, и произошло очередное чудо. Море разделилось на две части. Вода разошлась и встала как высокие горы справа и слева от дороги. По дну моря пролегло двенадцать тропинок, каждая для определенного колена израильтян. Аллах иссушил пути и велел сынам Исраиля не бояться и пойти по образовавшемуся коридору.
Еврейский народ пошел по дну моря как по суше. Войско египтян, возглавляемое Фараоном, бросилось вслед за ними, однако морские воды, пропустив евреев сомкнулись, накрыв всю египетскую армию и самого Фараона. Тиран, осознав свою погибель и не минуемую кару Аллаха, стал говорить: «Я уверовал в то, что нет Бога, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраиля. Я стал одним из мусульман». (Сура «Йунус», 90). Однако он уверовал тогда, когда вера уже не поможет. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха сказал:
«Воистину, Всевышний Аллах принимает покаяния раба Своего до тех пор, пока не затрепещет в горле душа его».
Смысл хадиса заключается в том, что человеку следует покаяться до того, как наступит смертный час, но если душа уже подступит к горлу, то его покаяние и вера не будут приняты Всевышним. Поэтому Аллах ответил Фараону:
آلْآنَ وَقَدْ عَصَيْتَ قَبْلُ وَكُنتَ مِنَ الْمُفْسِدِينَ
«Аллах сказал: «Только сейчас! А ведь раньше ты ослушался и был одним из распространяющих нечестие». (Сура «Йунус», 91)
Аллах погубил Фараона и его войско. Пророк Муса, алайхи салам, со своим народом благополучно добрались до противоположного берега и наконец обрели свободу.
О последующих событиях из жизни Пророка Мусы, мир ему, с дозволения Аллаха мы расскажем на следующем уроке.