Какие вы - такие ваши правители
Сказал Всевышний:
{Воистину Аллах не меняет положение людей до тех пор, пока они сами не начнут менять себя} (сура “Ар-Раад”, аят 11).
То есть условие непременное – это изменится самому! И только тогда изменится власть и подобное им, ведь каждый народ достоин своего правителя.
Ал-Хаджадж ибн Юсуф ас-Сакафи получил однажды послание, в котором было написано: “Побойся Аллаха – не будь так жесток с людьми!” И поднялся ал-Хаджадж на минбар – он был очень красноречивым – и сказал: “Люди! Аллах предоставил мне властвовать над вами согласно вашим делам. И если даже я умру, то вы с вашими плохими делами не спасетесь, ибо у Аллаха много таких, как я, и если не я, то кто-то другой будет на моем месте!”
Потому что правителям даётся власть над людьми, по причине несправедливости самих людей. Как сказал Всевышний:
{وَكَذَٰلِكَ نُوَلِّي بَعْضَ الظَّالِمِينَ بَعْضًا بِمَا كَانُوا يَكْسِبُون}
{Так Мы позволяем одним беззаконникам править другими за то, что они приобретают} (6:129).
Если ты увидишь, что некоторые правители поступают несправедливо, присваивают имущество народа, притесняют их, препятствуют призыву к Аллаху Всевышнему и тому подобное, то подумай о состоянии самого народа.
Ты непременно поймешь, что основой этих бедствий являются сами люди. Они сами отклонились и Аллах дал власть над ними, таким правителям. И как передаётся в предании (асар) и это не хадис:
"كما تكونون يولى عليكم"
"Какими будете вы такими будут ваши правители".
Упоминается также, что некоторые из халифов из числа "Бану Умейя" (Омеяды), и это был Абдумалик ибн Марван, он собрал знатных людей, когда услышал, что они обсуждают его правление, затем он сказал им:
"О люди! Хотите ли вы, чтобы мы были как Абу Бакр и Умар?"
Они ответили: "Конечно, мы хотим этого". Тогда он сказал:
"Тогда будьте как народ, которым правили Абу Бакр и Умар, чтобы мы были для вас как Абу Бакр и Умар".
Это значит, что народ на религии своих королей, царей, правителей. Если правители притесняют народ, то это только из-за деяний самих людей.
Пришёл однажды один человек из числа хариджитов (хаваридж) к четвёртому праведному халифе Али ибн Абу Толибу (رضي الله عنه) и сказал:
"Почему народ критикует тебя и и никогда не критиковал Абу Бакра и Умара?" Али ответил:
"Потому что народ Абу Бакра и Умара это были я и мне подобные, а мой народ это ты и тебе подобные".
Т.е. если люди чинят несправедливость, то даётся власть над ними несправедливым правителям.
Поэтому сказал сподвижник Анас (رضي الله عنه): "Терпите"!
Это является обязательным, необходимо, чтобы человек терпел. После каждой печали, следует облегчение. Не думай, что дела проходят с лёгкостью. Зло может нагрянуть внезапно и сильно, но оно не продержится долго против добра, никогда. Однако мы должны терпеть и исправлять дела с мудростью. Мы не должны сдаваться и не должны поступать опрометчиво безрассудно, мы должны исправлять дела с мудростью, терпением и благоразумием.
{يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اصْبِرُوا وَصَابِرُوا وَرَابِطُوا وَاتَّقُوا اللَّهَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ}
{О те, которые уверовали! Будьте терпеливы, запасайтесь терпением, несите службу на заставах и бойтесь Аллаха, — быть может, вы преуспеете} (3:200).
Если вы хотите успеха, то это является причинами и путями, ведущими к нему:
"1) Будьте терпеливы, 2) запасайтесь терпением, 3) несите службу на заставах и 4) бойтесь Аллаха" - четыре вещи - и результат "быть может вы преуспеете".
И самое главное, когда в стране спокойствие и мир, тогда идёт развитие и улучшение жизни, и именно в это время распространяется Ислам - религия истины и света, но не во время смут и хаоса. Всевышний Аллах говорит:
«Смута – хуже, чем убийство» (2:191).
Поэтому сохранение мира и отсутствие конфликтов одна из основных и приоритетных задач для нашего общества в целом и для мусульман в частном.
Каждый мусульманин является тем, кто призывает к Исламу своими словами, а лучше всего своими поступками и делами. Это задача каждого верующего, не только имамов и устазов.
«И напоминай, ибо поистине, напоминание приносит пользу верующим» (51: 55).
Субханаллах да убережет нас Аллах от смуты