4 рекомендации мусульманам по поводу карикатур "charlie hebdo"
В культурной столице мира вновь неспокойно, Париж бурлит, а вместе с ним вся Европа и весь остальной мир. Всё происходит настолько стремительно, что едва успеваешь скомпоновать полученную информацию и проанализировать её.
Убийство учителя истории, очередной карикатурный скандал и вполне ожидаемая реакция мусульманского мира. Культурного в этом и вправду мало, но это реалии нынешней Европы и её понимание свободы слова и самовыражения. Простому обывателю, нам с вами, это можно понять, но сложно принять.
Попробуем разобраться.
Всё началось 16 октября нынешнего года, когда за демонстрацию карикатур на Пророка Мух'аммада ﷺ в пригороде Парижа был жестоко убит учитель истории Самюэль Пати. 18-летний мигрант северокавказских кровей решил устроить самосуд над учителем. Полиция его ликвидировала, а французская общественность подвергла «порке».
Но этим дело не ограничилось. Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что его страна не намерена отходить от демократических принципов и по сути дал карикатуристам зелёный свет на очередное «творчество».
«Творчество» скандально известного сатирического журнала «Шарли Эбдо» не заставило себя долго ждать, карикатуры на Пророка Мух'аммада вывешивались аж на правительственных зданиях Франции.
В мусульманских странах прокатилась волна демонстраций, больше всего досталось Макрону и его бездумной, скажем откровенно, политике. Что же стало первопричиной всей этой вакханалии? Кто открыл ящик Пандоры? Кто виноват?
Виноваты те, кто, прикрываясь демократией, позволяют себе слишком многое. Они забывают или, что ещё хуже, не знают, что демократические свободы одного человека заканчиваются там, где начинаются свободы другого человека.
Демократия в нынешней Европе – это вседозволенность, попирание чести и оскорбление религиозных чувств верующих. В европейской демократии нет ничего святого, в ней нет запретов и табу. И после этого не стоит удивляться таким редакциям, как «Шарли Эбдо», которые являются гласом секулярной части Европы, её рупором.
«Шарли Эбдо» – не что иное, как продукт европейского общества, и это общество своим безразличием и либеральностью вначале породило карикатуры на Пророка ﷺ, а затем привело к расстрелу тех, кто их создавал.
«Революция пожирает своих детей», так перед смертью говорил один из самых активных деятелей великой французской революции Пьер Верньо. С тех пор мало что изменилось.
Но это ни в коем случае не оправдывает варварство 18-летнего парня, который отрезал голову своему преподавателю. Не стоит героизировать его и представлять защитником Пророка ﷺ и мусульман.
Надо понимать, что он вступил в полное противоречие с учением Пророка ﷺ, более того, дал нашим недругам очередной повод очернить Ислам в глазах общественности, обвинить нашу религию в нетерпимости и жестокости. Он также будет нести ответственность за новые карикатуры на Пророка ﷺ, вызванные его преступлением, а также за новый виток межконфессиональной напряжённости между христианами и мусульманами по всему миру.
Однако бремя этой ответственности тяжёлым грузом ложится не только на его плечи, но и на плечи его родителей, которые проспали и не углядели его радикальные воззрения, а также на плечи горе-проповедников, которые промывали его мозги и фактически толкнули на это насилие.
Как же быть нам, мусульманам, во всей этой ситуации? Как опротестовать попытки оскорбить нашего Пророка ﷺ? Как встать на его защиту? Представляем вашему вниманию четыре рекомендации, которые помогут нам сделать правильные умозаключения во всей этой истории.
1. Личность Пророка ﷺ, его репутация и честь никоим образом не страдают от карикатурных изображений на него. Более того, карикатуристы изображают самих себя, своё душевное состояние и воспитание.
Карикатура – автопортрет автора. Именно так это и нужно воспринимать, и тогда немного станет легче. У этой позиции даже есть свой исторический прецедент. Мекканские язычники всячески пытались оскорбить Пророка ﷺ, они даже вместо его имени Мух'аммад (восхваляемый) дали ему имя Музаммам (порицаемый), но Пророк ﷺ не выходил из себя, не впадал в истерику, а спокойно анализировал эту ситуацию:
«Не удивляетесь ли тому, как Всевышний отводит от меня всю ругань курайшитов? Они оскорбляют и проклинают Музаммама, но я ведь Мухаммад». (То есть они проклинают не его, а другого человека).
2. Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
إِنَّا كَفَيْنَاكَ الْمُسْتَهْزِئِينَ
(смысл): «Воистину, мы избавили тебя, [о Мух'аммад!], от зла твоих врагов, которые насмехались». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Хиджр: 95)
Этот коранический аят должен насторожить, а то и устрашить карикатуристов и тех, кто клевещет на Пророка ﷺ. Любой вид насмехательства может привести к тяжелейшим последствиям, причём уже на этом свете.
И все те, кто насмехался над Пророком ﷺ в том мекканском обществе, плохо кончили, все они погибли при загадочных обстоятельствах. Оскорбление Пророка ﷺ смертельно опасно, 12 погибших журналистов-карикатуристов Шарли Эбдо не дадут соврать. Сами же приговорили себя. Разве нет?
3. Почти сразу после заявлений президента Франции Макрона в виртуальном пространстве активно начали тиражироваться его фотографии со следом ботинка на его лице. Мол, получи. Эти фотографии печатались, и часть мусульманской молодёжи считала за честь хотя бы раз растоптать воображаемого Макрона.
Сомневаюсь в целесообразности данной акции, она ни о чём, непродуктивное расходование энергии, борьба с пустотой. Задайтесь вопросом: если Пророк Мух'аммад прямо сейчас находился бы с нами, он поддержал бы эту акцию? Или, напротив, попросил бы Всевышнего наставить его на путь истинный? Мне кажется, ответ очевиден. Тогда к чему эта акция?
4. Лучше направить эту энергию в позитивное русло и идти по пути созидания, а не разрушения. Бойкотировать французскую продукцию, конечно, можно, но лучше бойкотировать самих себя, свою лень и невежество.
Лучшим нашим ответом на провокационные выпады может быть изучение жизнедеятельности Пророка ﷺ, его нравственных качеств и морали. Использовать эту ситуацию во благо, стать ближе к Пророку ﷺ, возлюбить его по-настоящему, чистосердечно и искренне – вот в чём истинная защита Пророка ﷺ.
Защитим Пророка?